5
В. Осеева «Печенье»
Цель урока: формировать представление о семейных ценностях: уважении к родным, любви, добросердечности
Задачи:
Раскрыть психологический характер внутреннего конфликта рассказа;
Совершенствовать умение понимать идею произведения;
Развивать умение понимать мотивы поведения героя, давать характеристику его внутренних переживаний;
Развитие творческого воображения и ассоциативного мышления
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость)
Вступительное слово
- Ребята, мы с вами уже приходили в библиотеку на занятие и его проводили для нас работники библиотеки, а сегодня занятие буду проводить я, а библиотекарь нам поможет в этом.
- Ребята, сегодня мы познакомимся с новым произведением. Но прежде, чем мы начнём занятие, я предлагаю вам обсудить ситуацию.
Проблемная ситуация
Мама готовила обед. Вова пришёл домой из школы и быстренько уселся к телевизору смотреть любимые мультфильмы. Мама попросила Вову сходить в магазин за хлебом к обеду. Как бы вы поступили на месте Вовы?
Схожу, когда досмотрю мультфильмы.
Я бы выключил телевизор и быстро выполнил просьбу мамы.
Я бы сказал, что очень устал после школы и хочу отдохнуть.
Я пойду за хлебом если мама разрешит мне потратить сдачу на сладости.
(ребята должны подойти к выбранному высказыванию, 1 от группы объясняет выбор)
Ребята, у меня есть для вас письмо от одной замечательной писательницы. Послушайте его, пожалуйста. (читаю)
“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.
- Это письмо оставила для вас замечательная писательница Валентина Осеева.
- Ребята, нам сегодня подготовили выставку книг В. Осеевой
(Слово библиотекарю, 2 слова о выставке, 3 мин)
- Сегодня мы знакомимся с произведением В. Осеевой «Печенье»
- Глядя на обложку книги, предположите, о чем может быть это произведение? (Отвечает тот, кто не читал)
- Усядьтесь поудобнее, родители будут читать вам этот рассказ, а вы внимательно слушайте. Читаем с остановками.
(чтение с остановками …Все уселись за стол…)
Вопросы:
- Кто это все?
- Как их можно назвать одним словом? (семья)
- Зачем собралась семья? (на чаепитие)
- Какое настроение было у всех в начале?
- Какие слова нам это доказывают?
- А как вы думаете, о чём могла думать мама, когда высыпала печенье на тарелку?
- А сейчас прошу ответить тех, кто не читал этот рассказ. Как вы думаете, что будет дальше?
(чтение до слов…Бабушка, налей нам чаю!..)
- Как мальчики начали делить печенье? (Вова придвинул…)
- Каким тоном говорил Миша? (строго, приказывал)
- Как мальчики разложили печенье? (на 2 кучки)
- Что спросил Вова? (ровно)
- Как эти слова надо сказать? (строго спросить)
- Что значит «СМЕРИЛ глазами»?
- Чего он боялся?
- С какими словами Миша обратился к бабушке?
- Каким тоном он это сказал? (это был приказ, он командовал)
- А как надо было обратиться? (пожалуйста)
(чтение …Мама и бабушка молчали.)
- Как вели себя ребята, когда ели печенье? (хвалили печенье, было вкусно, набивали целый рот)
- О ком думали мальчики в этот момент? (о себе)
- Как изменилось настроение у мамы и бабушки, почему?
- Как вели себя мама и бабушка? (они молчали)
- Почему, что они могли чувствовать в этот момент? (наверное, маме и бабушке не хотелось разговаривать с ними, они жадные, было обидно…)
(чтение до конца рассказа)
- И вот всё печенье съедено. Как вёл себя Вова? Миша?
- А что делали мама и бабушка? – Что увидел Миша?
- Что значит «НЕНАЧАТЫЙ чай»
- Что чувствовала мама, о которой сказано «она мешала ложечкой неначатый чай»?
- Что чувствовала бабушка, когда «жевала корочку хлеба»?
- Почему взрослые не сделали замечание детям?
- О чём мог подумать Миша, когда посмотрел на маму и бабушку?
- Как дети относятся к своей семье?
- А какие отношения должны быть в семье?
- Когда люди уважают друг друга, относятся с любовью, с почтением друг к другу, т.е. почитают свою семью.
- Какими показаны мальчики в рассказе? (эгоистами)
- Какой знак поставила Осеева в конце рассказа? (многоточие)
- Как вы думаете, почему?
- Как вы считаете, есть ли шанс у Вовы и Миши измениться и не стать такими бездушными, невнимательными и черствыми людьми?
- Как на месте ребят поступили бы вы?
- О чём вы задумались, послушав этот рассказ? (о своих поступках, о своём отношении к родным и другим людям)
3. Повторный анализ проблемной ситуации
- Ребята, давайте вернёмся к нашей ситуации. (напомнить)
Проблемная ситуация
Мама готовила обед. Вова пришёл домой из школы и быстренько уселся к телевизору смотреть любимые мультфильмы. Мама попросила Вову сходить в магазин за хлебом к обеду. Как бы вы поступили на месте Вовы?
Схожу, когда досмотрю мультфильмы.
Я бы выключил телевизор и быстро выполнил просьбу мамы.
Я бы сказал, что очень устал после школы и хочу отдохнуть.
Я пойду за хлебом если мама разрешит мне потратить сдачу на сладости.
- Ответьте на мой вопрос ещё раз. Как вы поступите?
- Кто изменил своё решение, почему?
4. Практическая часть
- Ребята, а сейчас мы с вами выполним задания в группах, а родители вам помогут.
1 группа – подготовить инсценировку
2 -3 группы – «Солнышко»
Подведение итогов.
2 и 3 группы представляют свои работы
1 группа –инсценировка
- ВОПРОС ВЗРОСЛЫМ
- Какие чувства вы испытали, оказавшись на месте мамы и бабушки этих ребят?
- Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы, по отношению к своим близким людям, друзьям были добрыми, внимательными, уважительными и всегда вспоминали этот замечательный рассказ В. Осеевой «Печенье». Ведь главное правило жизни «Если человек хочет, чтобы к нему относились хорошо, он сам должен стараться хорошо относиться к другим.»