Занятие по автоматизации звука [Ш].
Тема: Лесные игры.
Цель: автоматизировать звук [ш] в словах, словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- уточнить представления о звуке [ш];
- закрепить умение определять место звука в слове;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- закрепить навыки правильного произношения звука [ш] в словах, предложениях;
Коррекционно – развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память;
Коррекционно – воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. - В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
Давай я прочитаю тебе приглашение: «Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнём».
- Отправимся в гости? (Да)
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
2. Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Постучи, как я».
- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.
- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, ты слышишь в их именах – Мишшшка, Машшша? (звук [ш])
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Мишка узнал, что ты учишься правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить тебя в гости, чтобы вместе поиграть со звуком [ш].
2. Артикуляционная гимнастика
- Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить.
3. Произношение изолированного звука [ш].
- Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш – ш – ш …).
- Изобрази руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произнеси звук [ш]
4. Анализ артикуляции звука [ш].
- Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [ш]? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
5. Характеристика звука [ш].
- Давай расскажем о звуке [ш].
Звук [ш] - согласный или гласный? (согласный);
Какая преграда у звука [ш]? (зубки, язык);
Звонкий или глухой? (глухой);
Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
Каким цветом обозначаем? (синим).
6. Автоматизация звука [ш] в словах.
- А теперь назови картинки.
7. Автоматизация звука [ш] в предложениях.
- Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?
- У Маши в шкафу … (шампунь, шапка, шуба, матрёшка).
- У Мишки в шкафу … (клюшка, рубашка, шахматы).
8. Упражнение «Разложи по полочкам». Закрепление навыка звукового анализа слов.
- Давай поможем Мишке навести порядок. Разложим вещи в шкафу по полочкам. На верхнюю полочку положим предметы со звуком [ш] в конце слова. На среднюю полочку предметы со звуком [ш] в середине слова, а на нижнюю полочку – в начале слова.
9. Упражнение «Посчитай-ка». Согласование числительных с существительными.
- Маша собрала для Мишки лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек?
10. Гимнастика для глаз.
«Елка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
(посмотреть снизу вверх)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
(посмотреть слева направо)
Есть на елке даже шишки,
(посмотреть вверх)
А внизу – берлога мишки.
(посмотреть вниз)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.)
11. Итог занятия.
- Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?
- В какую игру хотел бы поиграть ещё раз?
- Что было трудным для тебя?