СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по теме: «Прядение и ткачество. Плетение поясов»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие по теме: «Прядение и ткачество. Плетение поясов»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Егорлыкский Центр внешкольной работы















Занятие по теме: «Прядение и ткачество. Плетение поясов»





Подготовила

педагог дополнительного образования

Рыбинцева Татьяна Викторовна
















Станица Егорлыкская

Цели: эстетическое развитие обучающихся, развитие художественных и творческих способностей, техническое совершенствование обучающихся.

Задачи:

  1. Привить обучающимся интерес и любовь к искусству народов нашей страны.

  2. Воспитать умение работать коллективно, добиваясь совершенства исполнения и завершённости в работе.

  3. Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов поясов.

Оборудование:

  • плакаты с рисунками старинного прядильного и ткацкого производства, различными видами поясов и тесьмы;

  • альбомы с фотографиями, иллюстрациями русских народных костюмов;

  • инструкционные карты по изготовлению поясов;

  • прялка, веретено, гребни для чесания волокон (или их рисунки);

  • готовые пояса, выполненные в технике плетения и шитые для показа; пряжа разных цветов для практической работы.

Подготовка К ЗАНЯТИЮ: опережающие задания обучающимся в виде сообщений, изготовление инструкционных карт для практической работы.

План занятия:

I. Введение.

П. Раскрытие темы.

III. Практическая работа.

IV. Итог.

Оформление кабинета: кукла в женском нарядном костюме с поясом, отдельные пояса (шитые, вязаные, плетёные), лакомник, плакаты с цитатами:

“...Народное искусство — это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается только присущим ему законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений совершенности”

М. А. Некрасова.

“Русское народное искусство, как и искусство любого народа, — это, прежде всего мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды”

Д. Лихачёв.

 Названия старинных тканей, названия цветов: старинных и соответствующих им современных.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное , обратили внимание на оформление нашего кабинета? Как вы уже догадались, говорить мы сегодня будем об одежде, ее изготовлении.

1.О каких видах старинной одежды вы слышали?

Сарафаны, рубашки, кокошники и т. п.

2. Какие украшения были присущи старинным костюмам?

Вышивка, вязание, аппликация, украшение бисером.

3.Какие дополнения к костюмам присутствуют на всех комплектах? (по фотографиям).

Головные уборы, пояса.

4. Как вы думаете, из чего изготавливались пояса?

Из ткани, кожи, ниток.

5.Кто занимался изготовлением одежды?

Женщины, девушки.

Педагог: Сейчас мы поговорим с вами об обрядах и традициях в прядении и ткачестве”.

Весьма устойчивая традиция рисует “примерных”, т. е. домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси всего чаще занятыми за прялкой. Действительно, в старину первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи.

1). Ну а прежде, чем сшить (что-то) одежду, что необходимо? Предполагаемый ответ: ткань, нитки.

Сейчас, мы знаем, существует очень много различных тканей, их производство мы изучали на уроках материаловедения.

2). А как вы думаете, какие ткани в старину были, из чего и как они изготавливались?

Предполагаемый ответ: из льна, шерсти, ткани простого изготовления, вязаные из пряжи.

К работе этого рода приступали осенью, после уборки урожая, и старались завершить её к весне. Учёные пишут, что наши прабабушки трудились не разгибая спины: например, для того, чтобы соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день.

Воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них “тонкопрях”. Даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически “привязать” её к будущему занятию. Пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить. Это сопровождалось магическими обрядами. Эту нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить вместе с водой, чтобы трудолюбие и искусство не покидало рукодельницу до конца её дней. В другом случае мать девочки прятала первую спряденную нить и берегла до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала девушку нитью под всеми нарядами по голому телу, чтобы оберечь против порчи и сглаза.

Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья, которое собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности.

“Непряха”, “неткаха” — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков.

Надо отметить, что нелёгкий женский труд был уделом не только жён и дочерей простого народа, но и женщин из самых знатных и богатых княжеских и боярских семей.

Педагог: Одной из основной деталью одежды был пояс.

Слово “пояс” означает - полоса.

Изготавливались из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти, шерстяных ниток, ириса (характерно для Забайкалья). Длина пояса: от 1 до 5 метров. Ширина: от 1 до 25 сантиметров. Женские пояса длиннее мужских.

Педагог: Ребята, как вы думаете, где подвязывают пояса? (Ответы детей)

Да, вы правильно сказали, пояс подвязывают не только спереди, но и сбоку, сзади. Женщины — под грудью, по талии, под животом. Мужчины — под животом.

Пояса бывают разные по плетению: 

витые:

кручёные (жгуты), на дощечках;

плетёные: 

косичка, на вилке,

на игле (“ в бутылку”) Север Сибири, на стене (дергоны); 

тканые: на сволочке,

на бердо (кросно),

на ткацком стане (Забайкалье, семейские); 

вязаные: на 3-х спицах,крючком; 

шитые: ткань, тесьма, кожа.

Для красоты используют дополнительные украшения: лакомник, мешочки для мелочи, калита (похож на кисет), пряжки, подмахорники.

Пояс считался законченным, когда вещь закрыта, т. е. на концах - узелок, кисть, бахрома.

Для красоты поясов используют разные цвета материалов, но в основном преобладает красный.

Пояс дарили при рождении, на 40-й день вместе с рубашкой, нательником, крестиком. Говорили, что в старину “без пояса, как без креста” даже нельзя было выйти на улицу. Считалось, что отсутствие пояса было характерно только для потусторонних существ.

Педагог: А сейчас начнем работу.

Давайте мы с вами разберем последовательность изготовления разных видов поясов.

1). Инструктаж по изготовлению поясов.

2). Инструктаж по правилам ТБ. Инструкционная карта № 1.

Педагог: Начнем мы работу с кручённого пояса. Длина в готовом виде составит 2,5 метра.

Отмеряем два жгута ниток примерно по 3 метра контрастных цветов.

Каждый цвет - в несколько сложений.

Связываем узлом.

Скручиваем с двух сторон при помощи палочки (карандаша) по часовой стрелке очень туго.

Затем отпускаем, пояс свернётся, немного подправить.

Концы оформляем кистями, по одной или по две с каждой стороны.

Педагог: Пояс «Косичка», длина которого в готовом виде 2,5 метра.

Чтобы его изготовить, надо отмерить 3 жгута ниток разных цветов и сплести тугую косичку. Длина жгута - 4 метра.

Педагог: Пояс «Сердечко» плетется из 6 пучков нитей. Интересно взять нити разных цветов-на каждые два пучка свой цвет нити. Распределите цвета нитей симметрично относительно центра. Можно взять 4 цвета одного цвета и 2 нити второго цвета. Соберите все пучки нитей вместе завяжите на конце узел и фиксируя этот узел, начинайте плести.




Педагог: Ребята, я рассказала вам о способах плетения поясов. Теперь вы выбираете понравившийся вам пояс и начинаете плести По окончании работы вы демонстрируете изготовленные изделия с пояснением, к какому виду одежды они предназначены и для кого (мужчин , женщин, детей).

(помощь педагога в процессе деятельности)

Педагог: А теперь подведем итог нашей работы в виде теста неоконченных предложений: Сегодня на занятии я узнала...

  • научилась...

  • мне понравилось...

  • не понравилось...

  • хотелось бы...















Источники:

    1. https://urok.1sept.ru/articles/417431

    2. https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-po-tehnologii-pletenie-poyasa-515926.html

    3. https://docplayer.ru/40128060-Pletenie-iz-nitey-russkiy-narodnyy-poyas.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!