Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Егорлыкский Центр внешкольной работы
Занятие по теме: «Прядение и ткачество. Плетение поясов»
Подготовила
педагог дополнительного образования
Рыбинцева Татьяна Викторовна
Станица Егорлыкская
Цели: эстетическое развитие обучающихся, развитие художественных и творческих способностей, техническое совершенствование обучающихся.
Задачи:
Привить обучающимся интерес и любовь к искусству народов нашей страны.
Воспитать умение работать коллективно, добиваясь совершенства исполнения и завершённости в работе.
Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов поясов.
Оборудование:
плакаты с рисунками старинного прядильного и ткацкого производства, различными видами поясов и тесьмы;
альбомы с фотографиями, иллюстрациями русских народных костюмов;
инструкционные карты по изготовлению поясов;
прялка, веретено, гребни для чесания волокон (или их рисунки);
готовые пояса, выполненные в технике плетения и шитые для показа; пряжа разных цветов для практической работы.
Подготовка К ЗАНЯТИЮ: опережающие задания обучающимся в виде сообщений, изготовление инструкционных карт для практической работы.
План занятия:
I. Введение.
П. Раскрытие темы.
III. Практическая работа.
IV. Итог.
Оформление кабинета: кукла в женском нарядном костюме с поясом, отдельные пояса (шитые, вязаные, плетёные), лакомник, плакаты с цитатами:
“...Народное искусство — это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается только присущим ему законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений совершенности”
М. А. Некрасова.
“Русское народное искусство, как и искусство любого народа, — это, прежде всего мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды”
Д. Лихачёв.
Названия старинных тканей, названия цветов: старинных и соответствующих им современных.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное , обратили внимание на оформление нашего кабинета? Как вы уже догадались, говорить мы сегодня будем об одежде, ее изготовлении.
1.О каких видах старинной одежды вы слышали?
Сарафаны, рубашки, кокошники и т. п.
2. Какие украшения были присущи старинным костюмам?
Вышивка, вязание, аппликация, украшение бисером.
3.Какие дополнения к костюмам присутствуют на всех комплектах? (по фотографиям).
Головные уборы, пояса.
4. Как вы думаете, из чего изготавливались пояса?
Из ткани, кожи, ниток.
5.Кто занимался изготовлением одежды?
Женщины, девушки.
Педагог: Сейчас мы поговорим с вами об обрядах и традициях в прядении и ткачестве”.
Весьма устойчивая традиция рисует “примерных”, т. е. домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси всего чаще занятыми за прялкой. Действительно, в старину первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи.
1). Ну а прежде, чем сшить (что-то) одежду, что необходимо? Предполагаемый ответ: ткань, нитки.
Сейчас, мы знаем, существует очень много различных тканей, их производство мы изучали на уроках материаловедения.
2). А как вы думаете, какие ткани в старину были, из чего и как они изготавливались?
Предполагаемый ответ: из льна, шерсти, ткани простого изготовления, вязаные из пряжи.
К работе этого рода приступали осенью, после уборки урожая, и старались завершить её к весне. Учёные пишут, что наши прабабушки трудились не разгибая спины: например, для того, чтобы соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день.
Воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них “тонкопрях”. Даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически “привязать” её к будущему занятию. Пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить. Это сопровождалось магическими обрядами. Эту нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить вместе с водой, чтобы трудолюбие и искусство не покидало рукодельницу до конца её дней. В другом случае мать девочки прятала первую спряденную нить и берегла до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала девушку нитью под всеми нарядами по голому телу, чтобы оберечь против порчи и сглаза.
Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья, которое собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности.
“Непряха”, “неткаха” — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков.
Надо отметить, что нелёгкий женский труд был уделом не только жён и дочерей простого народа, но и женщин из самых знатных и богатых княжеских и боярских семей.
Педагог: Одной из основной деталью одежды был пояс.
Слово “пояс” означает - полоса.
Изготавливались из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти, шерстяных ниток, ириса (характерно для Забайкалья). Длина пояса: от 1 до 5 метров. Ширина: от 1 до 25 сантиметров. Женские пояса длиннее мужских.
Педагог: Ребята, как вы думаете, где подвязывают пояса? (Ответы детей)
Да, вы правильно сказали, пояс подвязывают не только спереди, но и сбоку, сзади. Женщины — под грудью, по талии, под животом. Мужчины — под животом.
Пояса бывают разные по плетению:
витые:
кручёные (жгуты), на дощечках;
плетёные:
косичка, на вилке,
на игле (“ в бутылку”) Север Сибири, на стене (дергоны);
тканые: на сволочке,
на бердо (кросно),
на ткацком стане (Забайкалье, семейские);
вязаные: на 3-х спицах,крючком;
шитые: ткань, тесьма, кожа.
Для красоты используют дополнительные украшения: лакомник, мешочки для мелочи, калита (похож на кисет), пряжки, подмахорники.
Пояс считался законченным, когда вещь закрыта, т. е. на концах - узелок, кисть, бахрома.
Для красоты поясов используют разные цвета материалов, но в основном преобладает красный.
Пояс дарили при рождении, на 40-й день вместе с рубашкой, нательником, крестиком. Говорили, что в старину “без пояса, как без креста” даже нельзя было выйти на улицу. Считалось, что отсутствие пояса было характерно только для потусторонних существ.
Педагог: А сейчас начнем работу.
Давайте мы с вами разберем последовательность изготовления разных видов поясов.
1). Инструктаж по изготовлению поясов.
2). Инструктаж по правилам ТБ. Инструкционная карта № 1.
Педагог: Начнем мы работу с кручённого пояса. Длина в готовом виде составит 2,5 метра.
Отмеряем два жгута ниток примерно по 3 метра контрастных цветов.
Каждый цвет - в несколько сложений.
Связываем узлом.
Скручиваем с двух сторон при помощи палочки (карандаша) по часовой стрелке очень туго.
Затем отпускаем, пояс свернётся, немного подправить.
Концы оформляем кистями, по одной или по две с каждой стороны.
Педагог: Пояс «Косичка», длина которого в готовом виде 2,5 метра.
Чтобы его изготовить, надо отмерить 3 жгута ниток разных цветов и сплести тугую косичку. Длина жгута - 4 метра.
Педагог: Пояс «Сердечко» плетется из 6 пучков нитей. Интересно взять нити разных цветов-на каждые два пучка свой цвет нити. Распределите цвета нитей симметрично относительно центра. Можно взять 4 цвета одного цвета и 2 нити второго цвета. Соберите все пучки нитей вместе завяжите на конце узел и фиксируя этот узел, начинайте плести.
Педагог: Ребята, я рассказала вам о способах плетения поясов. Теперь вы выбираете понравившийся вам пояс и начинаете плести По окончании работы вы демонстрируете изготовленные изделия с пояснением, к какому виду одежды они предназначены и для кого (мужчин , женщин, детей).
(помощь педагога в процессе деятельности)
Педагог: А теперь подведем итог нашей работы в виде теста неоконченных предложений: Сегодня на занятии я узнала...
научилась...
мне понравилось...
не понравилось...
хотелось бы...
Источники:
https://urok.1sept.ru/articles/417431
https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-po-tehnologii-pletenie-poyasa-515926.html
https://docplayer.ru/40128060-Pletenie-iz-nitey-russkiy-narodnyy-poyas.html