Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский педагогический колледж»
Конспект урока по шахматам
Преподаватель Морковских Д.С.
Курган, 2016
Паспорт урока
Тема: «Шахматная доска»
Тип урока: изучение новых знаний
Вид урока: беседа
Цель: формирование общих представлений о шахматной доске
Задачи:
Образовательная: создать условия для формирования знаний о белых и черных полях, горизонталях, вертикалях и диагоналях, центре.
Развивающая: содействовать развитию психических процессов: памяти, речи, внимания, мышления; мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, сравнение.
Воспитательная: способствовать формированию интереса к логической игре «Шахматы», воспитанию личностных качеств: усидчивости, внимательности, старательности, аккуратности, вежливости.
Оборудование: презентация, демонстрационная доска, шахматные доски, раздаточный материал, учебники и рабочие тетради по УМК «Шахматы - школе» (автор И.Г. Сухин)
Проектируемые результаты:
Личностные:
Л1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
Л3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Л4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные:
Регулятивные:
Р1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Р2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Р3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Р4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Р5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Р6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Р7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные:
П1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
П2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
П3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
П4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
П5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
П6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
П7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные:
К1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
К2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
К3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
К4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные:
- находить на шахматной доске белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр;
- отличать шахматные дорожки, давать им определения
Информационная карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Результат совместной деятельности (УУД) |
Организационный этап | Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу для вас урок, который мне бы хотелось начать со знакомства. Но знакомство у нас будет необычное. У меня в руках мяч, я буду бросать его кому то из вас, а ваша задача, называть свое имя и говорить зачем он сюда сегодня пришел. Раз мяч у в руках у меня – начну я. Меня зовут Дарья Сергеевна и я пришла сюда, чтобы рассказать вам об очень интересной и увлекательной игре. Знакомство | Формулируют индивидуальные цели занятия | Л1, Л3; Р1, Р2, Р3; П2; К1, К2 |
Изучение новых знаний и способов деятельности | - Скажите, чтобы научиться хорошо играть в шахматы, что нужно знать и уметь? Сегодня мы с вами узнаем все о шахматной доске. - Кто из вас видел шахматы? Как они выглядят? А все ли шахматы одинаковые? Я хочу показать вам несколько шахматных досок. Посмотрите пожалуйста и скажите, что у них общего? Выставляю дем. доску, раздаю доски на парты. В шахматы играют два противника или партнера. В шахматы играют на шахматной доске. У каждой шахматной доски есть шахматные поля. А какие бывают поля? Покажите на своих досках черное и белое поле. А как расположены на доске белые и черные поля? Послушайте сказку о шахматных полях. Слушайте внимательно, я буду останавливаться и задавать вам вопросы. Сказка Откройте учебник на странице 8 и 9. Что вы видите? Найдите шахматные поля на странице 8, 9. - А что еще есть на шахматной доске? Что образуют шахматные поля? Шахматные поля образуют горизонтали, вертикали и диагонали. Синим на доске выделена горизонталь. Горизонталь – это горизонтальная линия. От слова горизонт. Поднимите руку те, кто видел когда-нибудь линию горизонта? Горизонталь – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева-направо или справа налево. Кто может повторить, что такое горизонталь? А сколько горизонталей на шахматной доске? Давайте посчитаем все вместе? Счет Каждая горизонталь имеет свое название. Чтобы определить название горизонтали, нужно посмотреть на индекс слева от нее. Слайды Сейчас я раздам вам на парты по две горизонтали, но эти горизонтали неправильные. Все поля у них белые. Возьмите простой карандаш и закрасьте клетки так, чтобы получились две правильные, но разные горизонтали. Также на доске есть вертикали. Вертикаль – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного партнера к другому. Кто может повторить? А сколько вертикалей на доске? Давайте посчитаем. Каждая вертикаль имеет свое название. Чтобы его узнать, нужно посмотреть на индекс снизу. Слайды Сейчас я раздам вам на парты по вертикали. Но в этих вертикалях есть ошибки. Возьмите карандаш и закрасьте клетки так, чтобы исправить ошибки и получить правильные вертикали. Откройте в учебнике стр. 13. Найдите горизонтали и вертикали. На шахматной доске есть еще одна дорожка. Кто запомнил, как она называется? А кто может показать диагональ на доске? Диагональ – это любая прямая цепочка полей одинакового цвета, касающихся друг-друга уголками. Диагонали бывают разной длины. Самая большая состоит из 8ми полей. Такая диагональ называется большая. В самой маленькой диагонали 2 клетки. Всего на шахматной доске 26 диагоналей: 13 белых и 13 черных. Покажите на своих досках большую белую диагональ. А теперь черную диагональ из двух полей. Четыре клетки в центре доски называются центром. Покажите центр на своих досках. | Слушают, отвечают на вопросы учителя. | Л1, Л3, Л4; Р1, Р2, Р4; П1, П2, П3, П6, П7; К1, К2 |
Первичная проверка изученного | Ответьте на вопросы: На каких полях ничего не растет? И др. вопросы из книги для учителя. | Отвечают на вопросы | Л1, Л3, Л4; Р1, Р2, Р4; П1, П2, П3, П7; К1, К2 |
Применение и закрепление знаний | Задания из рабочей тетради (стр. 3-6) Михаил Нехемьевич Таль — советский и латвийский шахматист, гроссмейстер, восьмой чемпион мира по шахматам | Выполняют задания | Л1, Л3, Л4; Р1, Р2, Р4; П1, П2, П3, П6, П7; К1, К2 |
Итог урока | Вопросы-загадки из книги для учителя, просмотр мультфильма. | Отвечают на вопросы | Л1, Л3; Р1, Р2, Р3; П2; К1, К2 |