СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие курса "Шахматы - школе", первый год обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерный конспект занятия по шахматам в 1 классе

Просмотр содержимого документа
«Занятие курса "Шахматы - школе", первый год обучения»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский педагогический колледж»










Конспект урока по шахматам






Преподаватель Морковских Д.С.














Курган, 2016

Паспорт урока

Тема: «Шахматная доска»

Тип урока: изучение новых знаний

Вид урока: беседа

Цель: формирование общих представлений о шахматной доске

Задачи:

Образовательная: создать условия для формирования знаний о белых и черных полях, горизонталях, вертикалях и диагоналях, центре.

Развивающая: содействовать развитию психических процессов: памяти, речи, внимания, мышления; мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, сравнение.

Воспитательная: способствовать формированию интереса к логической игре «Шахматы», воспитанию личностных качеств: усидчивости, внимательности, старательности, аккуратности, вежливости.

Оборудование: презентация, демонстрационная доска, шахматные доски, раздаточный материал, учебники и рабочие тетради по УМК «Шахматы - школе» (автор И.Г. Сухин)

Проектируемые результаты:

Личностные:

Л1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

Л3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Л4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные:

Регулятивные:

Р1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Р2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

Р3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Р4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Р5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

Р6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Р7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные:

П1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

П2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

П3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

П4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

П5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

П6. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

П7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Коммуникативные:

К1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

К2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

К3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

К4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные:

- находить на шахматной доске белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр;

- отличать шахматные дорожки, давать им определения

Информационная карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результат совместной деятельности (УУД)

Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу для вас урок, который мне бы хотелось начать со знакомства. Но знакомство у нас будет необычное. У меня в руках мяч, я буду бросать его кому то из вас, а ваша задача, называть свое имя и говорить зачем он сюда сегодня пришел.

Раз мяч у в руках у меня – начну я. Меня зовут Дарья Сергеевна и я пришла сюда, чтобы рассказать вам об очень интересной и увлекательной игре.

Знакомство

Формулируют индивидуальные цели занятия

Л1, Л3; Р1, Р2, Р3; П2; К1, К2

Изучение новых знаний и способов деятельности

- Скажите, чтобы научиться хорошо играть в шахматы, что нужно знать и уметь?

Сегодня мы с вами узнаем все о шахматной доске.

- Кто из вас видел шахматы? Как они выглядят? А все ли шахматы одинаковые?

Я хочу показать вам несколько шахматных досок. Посмотрите пожалуйста и скажите, что у них общего?

Выставляю дем. доску, раздаю доски на парты.

В шахматы играют два противника или партнера. В шахматы играют на шахматной доске. У каждой шахматной доски есть шахматные поля. А какие бывают поля? Покажите на своих досках черное и белое поле. А как расположены на доске белые и черные поля?

Послушайте сказку о шахматных полях. Слушайте внимательно, я буду останавливаться и задавать вам вопросы.

Сказка

Откройте учебник на странице 8 и 9. Что вы видите? Найдите шахматные поля на странице 8, 9.

- А что еще есть на шахматной доске? Что образуют шахматные поля?

Шахматные поля образуют горизонтали, вертикали и диагонали.

Синим на доске выделена горизонталь. Горизонталь – это горизонтальная линия. От слова горизонт. Поднимите руку те, кто видел когда-нибудь линию горизонта?

Горизонталь – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева-направо или справа налево. Кто может повторить, что такое горизонталь?

А сколько горизонталей на шахматной доске? Давайте посчитаем все вместе?

Счет

Каждая горизонталь имеет свое название. Чтобы определить название горизонтали, нужно посмотреть на индекс слева от нее.

Слайды

Сейчас я раздам вам на парты по две горизонтали, но эти горизонтали неправильные. Все поля у них белые. Возьмите простой карандаш и закрасьте клетки так, чтобы получились две правильные, но разные горизонтали.

Также на доске есть вертикали. Вертикаль – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного партнера к другому. Кто может повторить? А сколько вертикалей на доске? Давайте посчитаем. Каждая вертикаль имеет свое название. Чтобы его узнать, нужно посмотреть на индекс снизу.

Слайды

Сейчас я раздам вам на парты по вертикали. Но в этих вертикалях есть ошибки. Возьмите карандаш и закрасьте клетки так, чтобы исправить ошибки и получить правильные вертикали.

Откройте в учебнике стр. 13. Найдите горизонтали и вертикали.

На шахматной доске есть еще одна дорожка. Кто запомнил, как она называется? А кто может показать диагональ на доске?

Диагональ – это любая прямая цепочка полей одинакового цвета, касающихся друг-друга уголками. Диагонали бывают разной длины. Самая большая состоит из 8ми полей. Такая диагональ называется большая. В самой маленькой диагонали 2 клетки. Всего на шахматной доске 26 диагоналей: 13 белых и 13 черных. Покажите на своих досках большую белую диагональ. А теперь черную диагональ из двух полей.

Четыре клетки в центре доски называются центром. Покажите центр на своих досках.

Слушают, отвечают на вопросы учителя.



Л1, Л3, Л4; Р1, Р2, Р4; П1, П2, П3, П6, П7; К1, К2

Первичная проверка изученного

Ответьте на вопросы:

На каких полях ничего не растет?

И др. вопросы из книги для учителя.

Отвечают на вопросы

Л1, Л3, Л4; Р1, Р2, Р4; П1, П2, П3, П7; К1, К2

Применение и закрепление знаний

Задания из рабочей тетради (стр. 3-6)

Михаил Нехемьевич Таль — советский и латвийский шахматист, гроссмейстер, восьмой чемпион мира по шахматам

Выполняют задания

Л1, Л3, Л4; Р1, Р2, Р4; П1, П2, П3, П6, П7; К1, К2

Итог урока

Вопросы-загадки из книги для учителя, просмотр мультфильма.

Отвечают на вопросы

Л1, Л3; Р1, Р2, Р3; П2; К1, К2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!