Занятие с элементами тренинга
«Коммуникативная сторона общения»
(подготовила Сухарева О.А.)
Цель: передача информации, формирование у учащихся знаний и навыков эффективного общения.
Задачи:
1 .Проведение занятия в форме беседы, диалога.
2. Использование элементов игры.
3. Запись важных моментов на доске.
4. Проверка полученных знаний.
5. Обеспечение осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
Характеристика аудитории: Учащиеся 5-8 класса 11-14 лет
Литература:
Гарянина В.А. Психология общения
Куницина В.Н. Межличностное общение
Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о том:
– Что такое общение?
– Какие виды общения бывают?
– И что нужно делать для того, чтобы общение было наиболее эффективным.
Ребята, как вы думаете, что такое общение? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов.)
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
На сегодняшнем нашем занятии мы с вами более подробно рассмотрим такую сторону общения как обмен информацией.
Скажите, пожалуйста, какие виды общения бывают? Каким образом мы передаем информацию друг другу? (учащиеся перечисляют: речь, жесты, мимика, письмо, рисунок)
А теперь давайте подробнее рассмотрим, каким образом передается информация, если использовать только один из перечисленных способов. Первый способ, который мы с вами рассмотрим, - Речь.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Выбираются 3-4 желающих участвовать. Им предлагается выйти из кабинета. Для остальных учащихся дается инструкция: «Сейчас я прочитаю вам отрывок текста. Затем приглашу 1 из удалившихся и прочитаю этот же отрывок ему. Выслушав меня, входящие по очереди должны пересказать друг другу этот текст как можно точнее. Задача оставшихся в классе внимательно наблюдать за тем, как происходит передача информации. Что в процессе передачи происходит с информацией?»
После выполнения упражнения учащимся задаются вопросы.
Как изменилось первоначальное сообщение?
Почему это произошло?
Что нужно сделать для того, чтобы информация передавалась без изменений?
А теперь давайте посмотрим, каким образом передается информация при помощи жестов и мимики.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Выбираются 3-4 желающих. Им предлагается без помощи слов только жестами и мимикой показать (например: любимый фильм, герой книги, мультфильм, хобби). По окончании задаются вопросы:
Что угадать было легко? Почему?
Что помогло бы угадать быстрее?
Какую информацию можно, а какую нельзя передать с помощью только мимики и жестов?
Следующий вид передачи информации, который мы с вами рассмотрим, это рисунок.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Выбираются 3-4 желающих. Им предлагается изобразить на доске, например, праздники: День рождения, Пасха, Рождество. Название праздников озвучивается только для тех, кто рисует. Остальные участники должны угадать название праздника. По окончании задаются вопросы:
Почему одни праздники легко было угадать, а другие нет?
Вопрос к тем, кто рисовал: Какие трудности вызвало задание?
А теперь давайте с вами подведем итог.
Что мешает нам эффективно общаться и наиболее полно передавать информацию друг другу?
Что нужно делать для того, чтобы информация в процессе общения не искажалась? (ответы учащихся записываются на доске в два столбика)