СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Запечатленное время". Внеклассное занятие по истории в 11 классе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие об особенностях отражения исторической действительности в художественных образах XX века.

Просмотр содержимого документа
«"Запечатленное время". Внеклассное занятие по истории в 11 классе.»

Тема нашего внеурочного занятия «Запечатленное время». Как вы понимаете это выражение?..

Сегодня мы будем вести разговор об особенностях отражения исторической действительности в художественных образах XX века.

Перед вами изображение – что это за жанр? (экран) - Плакат, постер. О чем он вам говорит?

Да, он о всемирной выставке, которая проходила в Париже с 25 мая по 25 ноября 1937г., под девизом «Искусство и техника в современной жизни». Участие в ней приняли 47 стран, каждая страна имела свой павильон.

Но около Эйфелевой башни разместились два павильона. Какие, каких стран, как вы думаете? (Экран). Борьба за главный приз развернулась тогда в 1937 между СССР и Германией.

Что же символизировала 24 метровая скульптура В. Мухиной из нержавеющей стали?

Это символ освобожденного труда, который станет неофициальной эмблемой СССР, изображенной на почтовых марках, монетах, плакатах и заставках Мосфильма.

Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты - рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Что хотел сказать скульптор этим? Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму.

К архитектуре национальных павильонов на всемирных выставках всегда предъявляются особые требования – она должна выражать свою страну. Традиционно страны-участницы строили свои павильоны, прибегая к имитации национальных исторических стилей. Дореволюционная Россия на всех всемирных и международных выставках выступала в формах древнерусского зодчества. Почему, раньше дореволюционная Россия выступала в в форме дореволюционного зодчества, вот, например, выставка 1878г. в Париже и 1900, экран), то в 1937 (экран). С чем связаны изменения?

Советское государство придавало большое политическое значение участию в выставке для пропаганды идей социализма на Западе. Архитектура павильона должна в жизнерадостных и ясных формах выразить творчество этой системы, несущей с собой небывалый подъем массовой культуры и раскрепощение всех творческих способностей человека».

А между тем напротив советского павильона размещался павильон Германии, украшенный фигурой орла со свастикой. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня.
По замыслу Шпеера павильон Германии, который был построен выше в форме римской цифры III должен был сдержать этот напор. У гигантской башни немецкого павильона была установлена обнаженная скульптурная группа Й.Тораха "Товарищество", чьи гигантские обнаженные статуи стояли напротив «Рабочего и колхозницы» и должны были символизировать мощь Германии. (экран)
Звучит музыка фламенко. К какому павильону мы приближаемся?

Вспомните, что было выставлено в Испанском павильоне?

Да. Здесь звучала классическая музыка, танцоры представляли танец фламенко, но центральным экспонатом была картина П.Пикассо «Герника».

26 апреля 1937 года массовый воздушный налет немецкого люфтваффе на баскский город Герника, расположенный на севере Испании, потряс мир. Сотни мирных жителей были убиты в результате рейда, который стал самым кровавым событием гражданской войны в Испании.

На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налета Герника горела ещё трое суток. Общее количество сброшенных на город бомб оценивается в 40 тонн. Самолёты также уничтожали пулемётным огнём солдат республиканской армии (а также, как утверждается, гражданских лиц). Генерал Франко говорил: «Чтобы спасти страну от марксизма, я готов расстрелять полстраны». Любимым кличем его армии было: «Да здравствует смерть»

Случившееся так потрясло Пикассо, что он начал рисовать свой величайший шедевр ... "Герника".

Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10—12 часов.

Что же такое «Герника» по вашему? Что вы видите, что чувствуете?

«Герника» написана маслом в чёрно-белых тонах и имеет размеры 7,8×3,5 м. Полотно было написано за месяц. Картина представляет сцены смертинасилиязверствастрадания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор чёрно-белой палитры, с одной стороны, передаёт хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны. «Герника» изображает страдающих людей, убитых горем матерей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.

Хаотический характер изображенной сцены может затруднить выбор конкретной фигуры для изучения. Хаос преднамерен, он вызывает ужас и путаницу, дезориентируя зрителя. В этой комнате смешались животные и люди настолько, что трудно отличить одних от других.

Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой кричащая от горя женщина. Её лицо обращено к небу, а в руках она укачивает мёртвого, бездыханного ребенка. ребёнка в её руках, а чуть выше над ней стоит бык с широко открытыми глазами.

Центральный план занят лошадью, падающей в агонии, как будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком.

Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, из которого растет цветок. Он расчленен – возможно, это персонификация недавно созданной Республики. Разбросанные как осколки руки солдата крест-накрест испещрены порезами и ранами.

Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток). Лампа на потолке по традиции считывается как символ бомбы. Вместе с тем, учитывая форму лампы (напоминает глаз, а сама лампочка – его радужку), есть также мнение, что это намек на божье око.

Справа вверху от лошади, античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Её рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую лампу.

Пожалуй, наименее двусмысленны искаженные образы женщин, страдающих от физических страданий и психических мук. Художник сообщает отчаяние и горе страждущих через их заостренные языки и глаза, напоминающие по форме слезы.

Непосредственно справа, чуть ниже вплывающей женской фигуры, преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру. Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку. На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу. Фигура каждой из женщин нарочито аморфна, их тела в одночасье топорно едины и словно бы распадаются на части.

Рядом с матерью, держащей на руках мертвого ребенка с запрокинутой головой, - бык с выражением мрачного равнодушия. Все кругом гибнет, только бык возвышается над поверженными, вперяя перед собой неподвижный, тупой взгляд он смотрит на всё происходящее вокруг абсолютно безразлично, его взгляд устремлён в никуда. Он не сочувствует участникам картины, Этот контраст страдания и равнодушия был в первых набросках к "Гернике" едва ли не главной опорой всего целого картины.. Некоторые искусствоведы считают, что это олицетворение фашизма и всего мирового зла. Именно быку лошадь, находящаяся в центре, адресует свои последние «проклятья», но бык не замечает её, как и не замечает всего, что происходит вокруг. Другие исследователи, например Н. А. Дмитриева, предполагают, что бык — символ глухоты, непонимания, неведения.

Некоторые испанцы трактуют быка (символ традиционной испанской корриды) как саму Испанию, которая отвернулась от происходящего в Гернике (отсылка к тому, что Франко разрешил бомбардировку своего города). За быком, на полке — птица в панике, по-видимому, голубь.

Когда Пикассо спросили о символизме в этой картине, он сказал: «... этот бык - бык, и эта лошадь - лошадь ... Если вы даете смысл некоторым вещам в моих картинах, это может быть очень верно, но это не моя прихоть, дать этот смысл. Все это я сделал инстинктивно, бессознательно. Я рисую картину для картины. Я рисую предметы для того, чтобы они были».

Это подводит итог к поиску символики в искусстве 20 века. Все домыслы, это лишь Ваша личная интерпретация увиденного и того, что вы, как зритель, ощущаете в данной работе. В этой картине чрезмерный интерес к символическому значению можно пропустить. Общее чувство ужаса и хаоса более важно, чем то, что символизирует составные части.

Выполненная в стиле кубизма и сюрреализма картина «Герника» с момента своего создания стала одним из самых узнаваемых произведений на тему ужасов войны .Картина стала своевременным и пророческим видением Второй мировой войны, ее часто называют ... «самым важным произведением искусства двадцатого века», но ее значения до сих пор не раскрыты.

Когда пришла фотография, живопись больше не нуждается в воспроизведении нашего видения. И живопись снова отступила от натурализма к тому, где она наиболее эффективна. Никакая натуралистическая сцена не могла быть столь же верной реальным ощущениям и чувству разрушения, смерти и войны, как сломанные осколки жизни в "Герники". Изображая беспорядочную бомбардировку исторического города Басков, согнутые и разбитые существа Пикассо состоят из сосредоточенной боли, которая передается зрителям, чтобы мы всегда помнили о способности человека причинять боль другому человеку. «Герника» — страшное обвинение фашизму и Фрáнко. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах. Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме «Герники», его всё равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи.

«“Герника” побуждает зрителя разделить чувство трагедии, которое, к сожалению, неотъемлемо от человеческого существования. Если вы, глядя на эту картину, почувствуете одновременно ужас и сострадание, то эти ощущения уже не отступят, с головой вовлекая вас в изображенный на полотне опыт», – утверждает Вагнер.

Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Нарисовано лишь то, без чего нельзя обойтись, что прямо входит в содержание картины - все остальное отброшено. В лицах матери и мужчины, обращенных к зрителю, оставлены лишь широко открытый в крике рот, сдвинувшиеся куда-то выше лба глаза. Никакой индивидуальности, да подробности были бы здесь и излишними, могли бы раздробить и тем самым сузить общую идею. Трагическое ощущение смерти и разрушения Пабло Пикассо создал агонией самой художественной формы, которая разрывает предметы на сотни мелких осколков.


Катастрофа происходит в тесном пространстве, не имеющем выхода. И Пикассо сумел изобразить почти невозможное: агонию, гнев, отчаяние людей, переживших катастрофу. Но как "живописно" изобразить страдания людей, их неприготовленность к внезапной гибели и несущейся с неба угрозе? Как показать событие в его немыслимой реальности, его ужасный общий смысл? И как при всем этом выразить силу сострадания, гнева и боль самого художника?


И вот какой путь избирает Пикассо, чтобы всесторонне изобразить разыгравшуюся трагедию. Прежде всего сюжет и композиция картины основаны не на разработке реального события, а на ассоциативных связях художественных образов. Все построение и ритм этого громадного полотна отвечают его внутреннему смысловому движению.

Созданная на основе испанских событий, "Герника" выходила за конкретные исторические и временные рамки, предвосхищала события, которым тогда не было даже названия.


Что же все-таки происходит в "Гернике" Пикассо? Не бомбежка города с самолетов: на картине нет ни бомб, ни самого города. На картине видны языки пожара, но он где-то в отдалении, за пределами полотна.

В 1940 году, через некоторое время после вступления германских войск в Париж, к Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — спросил офицер. «Нет,— ответил Пикассо,— это сделали вы. Можете взять себе на память».
Картина заставляет чувствовать, проникает глубоко в душу – в этом и есть задача искусства – разрушить рутину повседневности. Искусство способно остаться нам людьми, когда бомбы сыплются с небес. Вы смотрите на картину и думаете, что да, это замечательная реликвия, но что она может дать нам в век видеокамер, и цифровой техники? И вдруг неожиданно чувствуете, какая сила исходит от этого холста, от героев, изображенных на нем. Это непреодолимая сила заложена в момент создания произведения. Это и есть сила искусства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!