СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зарождение и становление управленческой мысли в России (IX-XVII века)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к курсовой работе по теории менеджмента. Полезна для ознакомления руководителям вообще, в частности руководителям учебных заведений и руководителям промышленных организаций, а так же в качестве дополнительной информации для интересующихся историей управленческой мысли в России

Просмотр содержимого документа
«Зарождение и становление управленческой мысли в России (IX-XVII века)»

Зарождение и становление управленческой мысли в России (IX-XVII века) Курсовая работа Выполнил: Чиркин А. П. Научный руководитель: Кошелева В. А. Полесск. 2016

Зарождение и становление управленческой мысли в России (IX-XVII века)

Курсовая работа

Выполнил: Чиркин А. П.

Научный руководитель: Кошелева В. А.

Полесск. 2016

Введение Весь опыт русской управленческой мысли, приведший к формированию из отдельных племен величайшего в мире Российского государства со сложнейшей и непредсказуемой в XVII веке системой управления, сохранили для потомков древнерусские летописи, «Правды», уставы, грамоты, являющиеся уникальными источниками и управленческой мысли. Древнерусские управленческие мысли IX – XVII веков остаются актуальными для изучения менеджерами в настоящее время как имеющие ярко выраженную положительную направленность, благодаря которой было сформировано Российское государство.

Цель курсовой работы: изучение и анализ управленческой мысли в России (IX – XVII вв.)

Задачи:

1) изучение истории управленческой мысли в России (IX – XVII вв.) и теории менеджмента необходимой для анализа управленческой мысли в России (IX – XVII вв.)

2) развитие умения перерабатывать и анализировать литературные источники и интернет-ресурсы по теории менеджмента и истории управленческой мысли.

3) воспитывать патриотизм при изучении теоретической части и научную эстетику при оформлении курсовой работы.

1.1.1.  Зарождение Киевского государства в местах проживания восточных славян в IX веке. С VIII в. Стали известны Куявия, Славия и Артания, располагавшиеся на Киевской земле, по озеру Ильмень и на Таманском полуострове. Первым крупным политическим и торгово-промышленным центром был Киев. Его возглавлял князь, который занимался ограждением его от внешних врагов, расширением его владения, при помощи присоединения восточных славянских племен, старых городовых областей. Главное средство эффективного управления Киевским княжеством, а затем и государства - налоги с подвластных племен. После принятия христианства в Киевской Руси стало складываться крупное церковное и монастырское землевладение. Церковь стала принимать участие в государственном управлении.

1.1.1. Зарождение Киевского государства в местах проживания восточных славян в IX веке.

С VIII в. Стали известны Куявия, Славия и Артания, располагавшиеся на Киевской земле, по озеру Ильмень и на Таманском полуострове.

Первым крупным политическим и торгово-промышленным центром был Киев. Его возглавлял князь, который занимался ограждением его от внешних врагов, расширением его владения, при помощи присоединения восточных славянских племен, старых городовых областей.

Главное средство эффективного управления Киевским княжеством, а затем и государства - налоги с подвластных племен.

После принятия христианства в Киевской Руси стало складываться крупное церковное и монастырское землевладение. Церковь стала принимать участие в государственном управлении.

1.1.2.  Раздробленность Руси в результате подвижного порядка управления «Все здравствующие князья по степени старшинства составляли одну генеалогическую лестницу. Точно так же вся Русская земля представляла собой иерархическую лестницу областей по степени их значимости и доходности.» Подвижной очередной порядок княжеского владения на Руси имел два источника, или основания: 1) постоянная верховная власть, принадлежавшая всему княжескому роду и временная власть отдельных князей в различных волостях Руси; 2) «князья были не столько владетелями и правителями русской территории, сколько наемными временщиками, руководителями торга и военными сторожами торговых путей и русских границ, за эти услуги они получали с земли вознаграждение – корм в виде налогов и пошлин.

1.1.2. Раздробленность Руси в результате подвижного порядка управления

«Все здравствующие князья по степени старшинства составляли одну генеалогическую лестницу. Точно так же вся Русская земля представляла собой иерархическую лестницу областей по степени их значимости и доходности.»

Подвижной очередной порядок княжеского владения на Руси имел два источника, или основания: 1) постоянная верховная власть, принадлежавшая всему княжескому роду и временная власть отдельных князей в различных волостях Руси; 2) «князья были не столько владетелями и правителями русской территории, сколько наемными временщиками, руководителями торга и военными сторожами торговых путей и русских границ, за эти услуги они получали с земли вознаграждение – корм в виде налогов и пошлин.

1.1.3.  Объедение русских земель. Централизация власти в XIV-XV веках В начальный период образования Русского централизованного государства с центром в Москве (конец XIV–XV вв.) стали актуализироваться проблемы местного управления. Согласно уставным грамотам высшей инстанцией объявлялся только московский великий князь. В органы управления на местах вводилось присутствие избранников местного населения – из дворян, посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства.

1.1.3. Объедение русских земель. Централизация власти в XIV-XV веках

В начальный период образования Русского централизованного государства с центром в Москве (конец XIV–XV вв.) стали актуализироваться проблемы местного управления.

Согласно уставным грамотам высшей инстанцией объявлялся только московский великий князь. В органы управления на местах вводилось присутствие избранников местного населения – из дворян, посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства.

1.1.4.  Восстановление сословно-представительной монархии, Земские соборы, «Симфония властей» «Царская власть, установленная Земским собором, т.е.

1.1.4. Восстановление сословно-представительной монархии, Земские соборы, «Симфония властей»

«Царская власть, установленная Земским собором, т.е. "землею", начинает строить свою политику с учетом общественных интересов, общей "земской" пользы, пытается отрешиться от понимания государя как хозяина-вотчинника и приобретает характер именно государственной власти. Основной особенностью политической жизни в первые годы правления Романовых стала активизация деятельности Земских соборов.»

Утверждению новых отношений между государством и Церковью, характеризующихся с точки зрения канонических представлений как "симфония властей", как двуединство светской и церковной власти, в значительной мере способствовала деятельность патриарха Филарета, приходившегося отцом молодому царю.

Ухудшение, а затем и обострение отношений между царем и патриархом после 1658 г. было связано с демонстративным оставлением патриархом Никоном московского патриаршего престола и выдвижения ряда претензий к светской власти.

1.2.1.  Летописи Летописи, исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель. Самая знаменитая Начальная летопись («Повесть временных лет») — древнерусская хроника, в которой изложены сведения об образовании Русского государства, о начальном периоде его истории. По первым словам, начинавшим это повествование, она получила название «Повесть временных лет». Известны и представляют интерес местные летописи, которые повествуют о делах уделов отдельных князей (Новгородская, Псковская, Литовская, Галицко-Волынская )

1.2.1. Летописи

Летописи, исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам.

Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель.

Самая знаменитая Начальная летопись («Повесть временных лет») — древнерусская хроника, в которой изложены сведения об образовании Русского государства, о начальном периоде его истории. По первым словам, начинавшим это повествование, она получила название «Повесть временных лет».

Известны и представляют интерес местные летописи, которые повествуют о делах уделов отдельных князей (Новгородская, Псковская, Литовская, Галицко-Волынская )

1.2.2.  Уставы и уставные грамоты. «Княжеские уставы и уставные грамоты - законодательные акты эпохи Русского (Киевского) государства, которые устанавливали правовые основы взаимоотношений государства и церкви, светской и церковной власти, правового статуса духовенства, юрисдикции русской церкви, дополняли или изменяли существующее обычное право в сферах государственного управления или суда.» Древнейшие из них - Устав князя Владимира Святославовича и Устав князя Ярослава Владимировича.

1.2.2. Уставы и уставные грамоты.

«Княжеские уставы и уставные грамоты - законодательные акты эпохи Русского (Киевского) государства, которые устанавливали правовые основы взаимоотношений государства и церкви, светской и церковной власти, правового статуса духовенства, юрисдикции русской церкви, дополняли или изменяли существующее обычное право в сферах государственного управления или суда.» Древнейшие из них - Устав князя Владимира Святославовича и Устав князя Ярослава Владимировича.

1.2.3.  «Русская правда» «Русская Правда» - первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями. В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. Переписывалась «Русская Правда» несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

1.2.3. «Русская правда»

«Русская Правда» - первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями.

В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства.

Переписывалась «Русская Правда» несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

1.2.4.  Акты наместнического управления Московского княжества (XIV—XV веков) Уставными грамотами называются акты, определяющие местное управление той или иной области, отличались от прочих актов прежде всего по сфере правового регулирования; они определяли устройство и порядок деятельности органов местного управления и были ограничены действием на определенной территории.

1.2.4. Акты наместнического управления Московского княжества (XIV—XV веков)

Уставными грамотами называются акты, определяющие местное управление той или иной области, отличались от прочих актов прежде всего по сфере правового регулирования; они определяли устройство и порядок деятельности органов местного управления и были ограничены действием на определенной территории.

1.2.5.  Губные и земские грамоты (XVI век) Губные и земские грамоты регулировали деятельность губных и местных изб, определяли порядок организации земских органов и их компетенцию. Земские уставные грамоты издавались от имени великого князя всея Руси, а позже от имени царя и регламентировали функции и методы работы местных органов управления в финансовой, судебной и полицейской областях. Наиболее известные: Губная белозерская грамота (1539), Медынский губной наказ (1555), Белозерская губная грамота (1571), Уставная земская грамота волостей Малой Пенежки, Выйской и Суры Двинского уезда (1552).

1.2.5. Губные и земские грамоты (XVI век)

Губные и земские грамоты регулировали деятельность губных и местных изб, определяли порядок организации земских органов и их компетенцию. Земские уставные грамоты издавались от имени великого князя всея Руси, а позже от имени царя и регламентировали функции и методы работы местных органов управления в финансовой, судебной и полицейской областях. Наиболее известные: Губная белозерская грамота (1539), Медынский губной наказ (1555), Белозерская губная грамота (1571), Уставная земская грамота волостей Малой Пенежки, Выйской и Суры Двинского уезда (1552).

1.2.6.  Судебники «Судебник — сборник законов периода сословной монархии в России.» Судебник 1497 года созданный при Иоанне III вызван усилением власти великого князя, возрастанием влияния боярства, появлением аппарата управления централизованным государством; необходим для преодоления феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства. Судебник 1550 года Иоанна IV развивает заложенные в Судебнике 1497 года тенденции государственного управления и судопроизводства. Судебник 1589 года созданный при Феодоре Иоанновиче имел ряд инноваций, но не вступил в действие.

1.2.6. Судебники

«Судебник — сборник законов периода сословной монархии в России.» Судебник 1497 года созданный при Иоанне III вызван усилением власти великого князя, возрастанием влияния боярства, появлением аппарата управления централизованным государством; необходим для преодоления феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства. Судебник 1550 года Иоанна IV развивает заложенные в Судебнике 1497 года тенденции государственного управления и судопроизводства. Судебник 1589 года созданный при Феодоре Иоанновиче имел ряд инноваций, но не вступил в действие.

1.2.7.  «Домострой» Составление «Домостроя» приписывают Сильвестру, духовному наставнику Ивана IV. ««Домострой» представляет собой конкретно-перечислительный свод наставлений рациональной организации «дома и себя устроивати во всем» на фоне нравственных характеристик в отношениях между домостроителями и домочадцами.»

1.2.7. «Домострой»

Составление «Домостроя» приписывают Сильвестру, духовному наставнику Ивана IV. ««Домострой» представляет собой конкретно-перечислительный свод наставлений рациональной организации «дома и себя устроивати во всем» на фоне нравственных характеристик в отношениях между домостроителями и домочадцами.»

1.3.1.  Ю. Крижанич (1617–1683) Ю. Крижанич (1617–1683) - католический священник, хорват, родился подданным турецкого султана, затем бедным сиротой был вывезен в Италию, получил блестящее католическое духовное образование, изучал историю славян и Московии, самостоятельно изучал славянский язык, готовил материалы для славянской грамматики, энциклопедии, словарей. Главным сочинением Юрия Крижанича является трактат, который может быть назван

1.3.1. Ю. Крижанич (1617–1683)

Ю. Крижанич (1617–1683) - католический священник, хорват, родился подданным турецкого султана, затем бедным сиротой был вывезен в Италию, получил блестящее католическое духовное образование, изучал историю славян и Московии, самостоятельно изучал славянский язык, готовил материалы для славянской грамматики, энциклопедии, словарей.

Главным сочинением Юрия Крижанича является трактат, который может быть назван "Беседами о правлении". Он был написан в 1663 г. на "общеславянском языке", созданном самим автором на основе церковно-славянского, русского народного и хорватского литературного языков.

1.3.2.  Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, (в монашестве — Антоний) (1605-1680), крупный государственный деятель XVII в., дипломат. Происходил из псковских дворян. Многие предложения Ордина-Нащокина напоминают рекомендации Ю. Крижанича – о развитии торговли и промышленности как основах сильного государства, об использовании передового опыта в государственном и местном управлении, об учреждении специального Приказа по делам промышленности и торговли, о стимулировании «геологоразведочных работ», о политических свободах, о протекционизме во внешней торговле, о развитии науки и образования в стране.

1.3.2. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, (в монашестве — Антоний) (1605-1680), крупный государственный деятель XVII в., дипломат. Происходил из псковских дворян.

Многие предложения Ордина-Нащокина напоминают рекомендации Ю. Крижанича – о развитии торговли и промышленности как основах сильного государства, об использовании передового опыта в государственном и местном управлении, об учреждении специального Приказа по делам промышленности и торговли, о стимулировании «геологоразведочных работ», о политических свободах, о протекционизме во внешней торговле, о развитии науки и образования в стране.

2.1.1. Коммуникативные сети в системах управления Средневековой Руси IX-XVII веков Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятии решений играет информация. Её получают и передают посредством коммуникации (лат. communicatio – делать общим, общаться, связываться) Коммуникация – первое условие всякой организации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа не возможна. При рассмотрении коммуникативных связей в управлении Средневековой Руси выявлено применение так называемых сетей типа 1) «Звезда» и «Шпора» характерных для централизованной власти,  2) «Круг» и «Колесо», используемых в благоприятных структурах, способствующих объединению и творческим процессам, 3) «Соты» имеющие контролера идей.

2.1.1. Коммуникативные сети в системах управления Средневековой Руси IX-XVII веков

Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятии решений играет информация. Её получают и передают посредством коммуникации (лат. communicatio – делать общим, общаться, связываться) Коммуникация – первое условие всякой организации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа не возможна.

При рассмотрении коммуникативных связей в управлении Средневековой Руси выявлено применение так называемых сетей типа

1) «Звезда» и «Шпора» характерных для централизованной власти,

2) «Круг» и «Колесо», используемых в благоприятных структурах, способствующих объединению и творческим процессам,

3) «Соты» имеющие контролера идей.

2.1.2. Применение опыта управления в Средневековой Руси IX-XVII веков в современном производственном менеджменте рыбоперерыбатывающего предприятия При применении способов управления Средневековой Руси на рыбоперерабатывающем предприятии оказалось, что при соотношении ролей в взаимодействии между структурами современного производства результаты оказываются схожими с Средневековыми политическими итогами.

2.1.2. Применение опыта управления в Средневековой Руси IX-XVII веков в современном производственном менеджменте рыбоперерыбатывающего предприятия

При применении способов управления Средневековой Руси на рыбоперерабатывающем предприятии оказалось, что при соотношении ролей в взаимодействии между структурами современного производства результаты оказываются схожими с Средневековыми политическими итогами.

2.2. Сравнение управленческой мысли Средневековой Руси IX-XVII веков с современным менеджментом. При сравнении управленческой мысли Руси X – XVII веков с мыслью, используемой в современном менеджменте и управлении, оказалось, что имеется большое сходство и даже совпадение.

2.2. Сравнение управленческой мысли Средневековой Руси IX-XVII веков с современным менеджментом.

При сравнении управленческой мысли Руси X – XVII веков с мыслью, используемой в современном менеджменте и управлении, оказалось, что имеется большое сходство и даже совпадение.

Вывод

Древнерусские летописи, Правды, Уставы, грамоты остаются актуальными для изучения менеджерами в настоящее время, так как сохранили для нас историю управленческой мысли, благодаря которой было сформировано Российское государство.

Из отдельных восточно-славянских племен и политических образований сначала было сформировано государство Киевская Русь под руководством князя для выгодного сотрудничества с уже давно сформированными государствами и защиты от внешних нападений. Так как древние русы не осознавали себя единым народом, то невозможно было сохранить целостность Киевского государства. С увеличением княжеского дома отдельные восточнославянские племена стали быть руководимы своим отдельным князем. Произошла раздробленность согласно Любечскому соглашению 1097 года между князьями на 15 отдельных государств-княжеств. В XIII веке было уже 50 княжеств. Объединяющим звеном всех восточно-славянских княжеств оставался единый княжеский дом, и поместная русская православная церковь, каноническая территория которой была привязана к владениям русских князей. Переживаемые невзгоды, сохранение общего языка и культуры, принадлежность русских княжеств к одной поместной русской православной церкви, а так же уникальной и гениальной управленческой мыли русских князей привело восточно-славянский народ к осознанию себя как единой нации. Только с появлением великого русского народа стало возможным появление сначала всероссийского Великого князя, а затем и царя. Благодаря управленческому гению Русских царей стало возможным дальнейшее увеличение территорий путем вхождения других государственных образований в состав Русского государства.

В современном менеджменте используется способы управления известные в нашем отечестве со времен зарождения государственности. Весь опыт русской управленческой мысли должен быть сохранен в современном управлении и российском менеджменте как имеющий ярко выраженную положительную направленность и сохраняющий национальные черты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!