Конспект урока по ОБЖ 8 класс
Тема урока:«Защита населения от АХОВ».
Тип урока: комбинированный
Цели деятельности педагога: научить детей способам защиты от АХОВ.
Представление о результатах:
Предметные: иметь представление об АХОВ и способов защиты от них,
Метапредметные:
Познавательные: способствовать формированию аналитического и образного мышления; анализировать объекты с целью выделения признаков; осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: уметь формулировать своё отношение к тем или иным техногенным авариям, эмоционально воспринимать события при экстремальных ситуациях, договариваться и приходить к общему решению в совм. деятельности; учитывать разные мнения; взаимодействовать.
Регулятивные: уметь оценивать результаты своей и чужой деятельности, выдвигать версии, работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Личностные: способствовать формировать осознания необходимости ответственного бережного отношения к окружающей среде; личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности.
Методы и формы обучения: Словесные, наглядные и практические; фронтальная, групповая.
Средства обучения
Противогаз ГП-5, презентация,
Ход урока:
Организационный этап
Добрый день ребята! Я рад вас видеть на уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной
Актуализация знаний Для работы на уроке на пригодятся знания полученные на предыдущем занятии.
Поверим домашнее задание: «Примеры Аварий на химически опасных объектах, причины и последствия»
Ответьте на вопросы:
-а) Что такое ХОО? (ХОО –это объект при аварии на котором или при разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений аварийно химически опасными веществами)
Б) Что такое АХОВ? (это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и в сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях.)
б) Какие наиболее распространенные АХОВ вы знаете? (хлор, аммиак, ртуть)
В) Где используются эти АХОВ?(в металлургической, медицинской, пищевой, мясо-молочной промышленности, в коммунальном и с/х)
Г) Можно ли полностью исключить аварии на ХОО?(нет)
Д) Какова наиболее распространенная причина аварий на ХОО? (нарушение технолоии производственных работ, и человеческий фактор (нарушеие производственной дисциплины и ТБ,
Е)Какие поражающие факторы химической аварии вы знаете?(химическое заражение местности, воздуха, водоёмов, высокая и низкая температура, при взрыве – ударная волна)
Постановка целей, темы и задач урока.
- Предлагаю вашему вниманию СИТУАЦИЮ.
Представьте, что вы проживаете неподалёку от железнодорожной станции. На станции остановился товарный поезд, в котором находится несколько цистерн с химическим веществом. Вы проходили недалеко от станции и не обратили внимания на надпись с наименованием вещества. На своём пути вы встретили друга, остановились и разговорились с ним. Неожиданно оба почувствовали резкий удушливый запах, появились резь в глазах, слезотечение, насморк, участилось сердцебиение. Объясните, что могло произойти. Какое вещество оказалось в воздухе?
- А для чего нужно знать название вещества?( Чтобы правильно выбрать способ защиты)
- Так какая сегодня тема урока? (Называют тему урока «Защита населения от АХОВ»)
Запишем тему в тетрадь. (Слайд 1 )
-Какие цели поставим на урок? Чему будем учится? Цели нашего урока (Слайд 2 )
Зачем это необходимо знать? Пригодится ли это в жизни?
(Как данные вещества проникают в организм человека? Какой путь проникновения наиболее доступен и опасен?
Как/чем можно защитить органы дыхания? Постановка цели урока.) (Слайд 2 )
3.Первичное усвоение знаний- открытие «нового» знания.
Химическая защита населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых в стране, направленных на обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Важность обеспечения химической защиты обусловливается наличием на территории России большого количества химически опасных объектов (свыше 2,5 тыс.) и неизбежностью дальнейшего развития химической промышленности.
Особое внимание уделяется защите населения, проживающего в непосредственной близости от химических производств. Необходимо отметить, что в связи со скоротечностью развития химических аварий способы защиты населения имеют свою специфику и особенности.
Меры по защите населения от химических аварий осуществляются силами и средствами предприятия, органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла химическая авария и сложилась чрезвычайная ситуация. Организация защиты возложена на органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайными ситуациями (ГОЧС), которые создаются при органах исполнительной власти местного самоуправления (на объектовом уровне создают отделы ГОЧС).
Основные мероприятия по химической защите населения включают: (слайд 3)
своевременное обнаружение возникновения химической аварии и оповещение о ней;
обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и применение этих средств;
укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ.
Разберём поподробнее. Для своевременного обнаружения возникновения химической аварии и оповещения о ней создаются локальные системы контроля обстановки и оповещения населения и персонала объекта. ( Чем то похожа на противопожарную сигнализацию в школе).
Второй пункт. Эффективный способ защиты населения это применение СИЗ органов дыхания и кожи. СИЗ органов дыхания (слайд 4)
4. физ минутка -
5.Практическая работа
Какой наиболее эффективный способ защиты населения в условиях заражения окружающей среды АХОВ? (СИЗ, ГП-5,ГП-7) Слайд 4.
(Слайд5) У вас на столе находится ГП – 5 он производился в 70-80 годы прошлого века, но он готов к использованию и сейчас. Обратите внимание на маркировку и размер противогаза.
Проведем измерения для подбора вашего размера противогаза ( слайд 6) Работаем в парах.
Размер определили, а кто знает как правильно одевать противогаз? (варианты уч-ся).
Составьте алгоритм одевания и снятия ГП -5.раздаточный материал
Проверьте алгоритм , по эталону.
Существует порядок одевания противогаза он перед вами (слайд 6 ).
При помощи алгоритма оденем противогаз. Не забываем о гигиене (на столах спиртовые салфетки для протирания маски).
ГП – 5 защищает от БОВ но не защищает от Аммиака. Для этого используют ДПГ- 1, ДПГ – 3 (слайд7), ПЗУ(слайд 8) благодаря им защитные свойства противогазов возрастают(слайд9). Анализируем таблицу. Рассмотрим другие СИЗ: Респиратор (слайд10), самоспасатель(слайд11).
6. Рефлексия
1.Соревнование одевания ГП на время ( мальчики и девочки отдельно) .
2. Прием «Да-нет» (Слайд 12)
Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если нет «-»
Верны ли следующие утверждения ? | Да | Нет |
1.Хлор относится к чрезвычайно опасным для человека АХОВ | + | |
2.К средствам индивидуальной защиты относятся : СИЗ, ГП 5, | + | |
3. Аммиак — это: бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха | | - |
4. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях может быть заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений, животных опасными ядовитыми веществами; | + | |
5.Основными способами защиты населения от АХОВ являются профилактические прививки от СДЯВ (сильно действующие ядовитые вещества) | | - |
1) Какие средства индивидуальной защиты используются для защиты органов дыхания от воздействия АХОВ?
2)Какие мероприятия планируются и проводятся для обеспечения химической защиты населения?
3)Какими свойствами обладают наиболее распространённые АХОВ – аммиак и хлор?
Итак, вы сегодня хорошо поработали. А теперь посмотрите на экран
(Слайд 13) Закончите предложения:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
7. Домашнее задание
- § 6.2, используя материал учебника, собственные знания и дополнительные источники выполните задание в тетради:
ВМП /? / - это простейшее одноразовое средство индивидуальной защиты органов дыхания /после использования подлежит утилизации/. Чтобы повязка была более герметичной, пустоты справа и слева от переносицы надо закрыть ватными тампонами.
Для того, чтобы усилить защитные свойства ВМП и защитить органы дыхания от
Угарного газа, надо ……
Радиационной пыли, надо……..
Аммиака, надо …….
Хлора, надо …….
- Рассчитайте свой рост маски (шлема-маски) противогаза и проверьте его правильность на уроке в школе
- *Историческая справку о ГП
- * Составтье кроссворд по теме с ключевым словом «Защита»