СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита проекта по разделу "Наш помощник - язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Защита проекта по разделу "Наш помощник - язык"»

«Путь к грамотности» Занятие 5 Защита проекта

«Путь к грамотности»

Занятие 5

Защита проекта

Игра «Доскажи словечко»  Экологическую я возьму проблему, И о деревьях выберу я…(тему)  Вечнозеленой называют ель,  Узнать про это больше—моя…(цель) Достигну цели не иначе! Я ставлю пред собой…(задачи)  Допустим, кактус, ель и ежик-  Родные: иглами похожи.  Но я увидел мамины глаза.  Понятно: это лишь…(гипотеза) Искал, читал и наблюдал у станции, Чтобы собрать побольше…( информации)  Я сочинил стихи. И тут  Я понял: это же…(продукт) Способ представления этой информации- Моя красивая и полезная…(презентация)

Игра «Доскажи словечко»

Экологическую я возьму проблему,

И о деревьях выберу я…(тему)

Вечнозеленой называют ель,

Узнать про это больше—моя…(цель)

Достигну цели не иначе!

Я ставлю пред собой…(задачи)

Допустим, кактус, ель и ежик-

Родные: иглами похожи.

Но я увидел мамины глаза.

Понятно: это лишь…(гипотеза)

Искал, читал и наблюдал у станции,

Чтобы собрать побольше…( информации)

Я сочинил стихи. И тут

Я понял: это же…(продукт)

Способ представления этой информации-

Моя красивая и полезная…(презентация)

Воспитание в Древней Греции Школы были небольшими - 20-50 учеников с одним учителем. Размещались ученики в доме учителя, либо просто на улице города. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было – выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Воспитание в Древней Греции

  • Школы были небольшими - 20-50 учеников с одним учителем.
  • Размещались ученики в доме учителя, либо просто на улице города. Писали на коленях.
  • Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание.
  • Занятия шли весь день с большим перерывом на обед.
  • Каникул не было – выходные выпадали на городские и семейные праздники.
Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Книг было мало. Знания усваивались на слух - с голоса учителя. На начальное обучение тратилось 6-8 лет, оно заканчивалось примерно к 14-летнему возрасту. Учили началам чтения, письма и пения.
  • Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким.
  • Книг было мало. Знания усваивались на слух - с голоса учителя.
  • На начальное обучение тратилось 6-8 лет, оно заканчивалось примерно к 14-летнему возрасту.
  • Учили началам чтения, письма и пения.
Воспитание спартиатов Воспитание спартиатов преследовало цель подготовить членов военной общины. До семи лет спартиаты воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц. Затем полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительными и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

Воспитание спартиатов

  • Воспитание спартиатов преследовало цель подготовить членов военной общины.
  • До семи лет спартиаты воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц.
  • Затем полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов.
  • Сроки такого воспитания были весьма продолжительными и делились на три этапа:
  • с 7 до 15 лет,
  • с 15 до 20 лет,
  • с 20 до 30 лет.
На первом этапе (7-15 лет) Дети поступали под начало воспитателя пайдонома.  Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины, имевшие некоторые гражданские права.

На первом этапе (7-15 лет)

Дети поступали под начало воспитателя пайдонома.

Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись.

Физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены члены общины, имевшие некоторые гражданские права.

На втором этапе (15-20 лет) К добавляли музыку и пение , преподававшиеся более тщательно. Приемы воспитания становились еще суровее. К 20 годам эйрен получал полное вооружение воина и затем, еще в течение 10 лет , приобретал статус полноправного члена военной общины. Воспитание девочек и девушек-спартиаток мало отличалось от мужского.

На втором этапе (15-20 лет)

К добавляли музыку и пение , преподававшиеся более тщательно.

Приемы воспитания становились еще суровее.

К 20 годам эйрен получал полное вооружение воина и затем, еще в течение 10 лет , приобретал статус полноправного члена военной общины.

Воспитание девочек и девушек-спартиаток мало отличалось от мужского.

Афинское воспитание Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию совокупности добродетелей – всестороннему формированию личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Все афиняне до 7 лет получали домашнее воспитание. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб – педагог  (дословно поводырь). После 7 лет мальчики - дети свободных граждан могли учиться в частных и общественных учебных заведениях.

Афинское воспитание

Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию совокупности добродетелей – всестороннему формированию личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела.

  • Все афиняне до 7 лет получали домашнее воспитание. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб – педагог (дословно поводырь).
  • После 7 лет мальчики - дети свободных граждан могли учиться в частных и общественных учебных заведениях.
Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание . В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Уделом женщины было домашнее хозяйство.
  • Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу.
  • Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание . В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Уделом женщины было домашнее хозяйство.

Платон (427-347 гг. до н.э.)  Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

В гимназиях меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования. Утратила свой военный характер эфебия. Она превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Здесь велись разнообразные теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасии. Преподавались грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т.д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями. Срок обучения в эфебии равнялся одному году.
  • В гимназиях меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования.
  • Утратила свой военный характер эфебия. Она превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Здесь велись разнообразные теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасии. Преподавались грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т.д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями. Срок обучения в эфебии равнялся одному году.
Как вы думаете, было ли время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу? Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, а дети учились дома тому ремеслу, которым владели их родители или их отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб. Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Дети не знали грамоты, не имели книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых было много безграмотных людей.

Как вы думаете, было ли время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу?

Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, а дети учились дома тому ремеслу, которым владели их родители или их отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб. Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Дети не знали грамоты, не имели книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых было много безграмотных людей.

Первые школы на Руси были открыты в 10 веке по указанию князя Владимира. Князь велел «собирать у лучших людей детей и отдавать в обучение книжное». Стали создаваться школы при церквах и монастырях. Учителями были священники и монахи. Учиться могли только дети богатых людей. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.

Первые школы на Руси были открыты в 10 веке по указанию князя Владимира. Князь велел «собирать у лучших людей детей и отдавать в обучение книжное». Стали создаваться школы при церквах и монастырях. Учителями были священники и монахи. Учиться могли только дети богатых людей. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.

Шло время. России нужны были грамотные и образованные люди. Постепенно стали открываться начальные школы во всех губерниях. Стали открываться гимназии, университеты. - Много времени прошло с тех пор. А так хочется посмотреть, как учились дети в старину. Но для нас с вами, ребята, нет ничего невозможного. Давайте закроем глаза и все вместе мысленно перенесёмся в школу в далёком прошлом.

Шло время. России нужны были грамотные и образованные люди. Постепенно стали открываться начальные школы во всех губерниях. Стали открываться гимназии, университеты.

- Много времени прошло с тех пор. А так хочется посмотреть, как учились дети в старину. Но для нас с вами, ребята, нет ничего невозможного. Давайте закроем глаза и все вместе мысленно перенесёмся в школу в далёком прошлом.

Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную? - Что особенного в этом классе? - Что делают ученики? Сколько их? - Можно ли сказать, как они относятся к учению? - Чем эта школа отличается от современной? В древнерусской школе класс – комната в обыкновенной русской избе. Здесь вдоль стен расположены лавки, в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. Освещалась школа с помощью лучины, поэтому светец – это неотъемлемая часть интерьера старорусской школы, а отапливалась естественно с помощью печи. Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклоняться 3 раза перед иконой и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями.

Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

- Что особенного в этом классе? - Что делают ученики? Сколько их?

- Можно ли сказать, как они относятся к учению? - Чем эта школа отличается от современной?

В древнерусской школе класс – комната в обыкновенной русской избе. Здесь вдоль стен расположены лавки, в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель.

Освещалась школа с помощью лучины, поэтому светец – это неотъемлемая часть интерьера старорусской школы, а отапливалась естественно с помощью печи.

Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклоняться 3 раза перед иконой и один раз в ноги учителю.

Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями.

Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. Считалось, что девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. По заведённому обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум- грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от 2 до 5 месяцев. Школа обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Грамоте детей обучали церковнослужители – священники или дьяконы.

Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. Считалось, что девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством.

По заведённому обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум- грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от 2 до 5 месяцев. Школа обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Грамоте детей обучали церковнослужители – священники или дьяконы.

Книги были собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге было уважительное. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые школьники должны были неукоснительно выполнять. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. Нельзя было загибать листы книги и многое другое.

Книги были собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге было уважительное. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые школьники должны были неукоснительно выполнять. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. Нельзя было загибать листы книги и многое другое.

Дети сидели все вместе, но занимался учитель с каждым отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – обучение заканчивалось. Всё зависело от способностей ученика. Если ученик проучился две зимы и овладел грамотой, его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги, поэтому к грамотею часто обращались за помощью неграмотные люди. Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке.

Дети сидели все вместе, но занимался учитель с каждым отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – обучение заканчивалось. Всё зависело от способностей ученика.

Если ученик проучился две зимы и овладел грамотой, его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги, поэтому к грамотею часто обращались за помощью неграмотные люди. Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке.

В классе, как и сейчас, был дежурный, который приходил в 5 утра. Он ходил за водой и дровами, топил печь, обтирал стол и лавки, мыл пол. Все остальные дети приходили к 7 утра. От темна до темна шли занятия в древнерусской школе. Тогда не было отдельных уроков как у нас. Каждый ученик получал от учителя персональное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить.

В классе, как и сейчас, был дежурный, который приходил в 5 утра. Он ходил за водой и дровами, топил печь, обтирал стол и лавки, мыл пол. Все остальные дети приходили к 7 утра.

От темна до темна шли занятия в древнерусской школе. Тогда не было отдельных уроков как у нас. Каждый ученик получал от учителя персональное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить.

За нарушение правил, за невыученный урок учеников строго наказывали розгами. Так и говорили: «Розга здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Розга – это тонкие упругие и гибкие прутья, которые изготавливалась из ивы или берёзы. Для того чтобы они дольше не ломались и были гибкими их отмачивали в солёной воде. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя ударами плеткой. По субботам учитель бил розгами всех детей без исключения, так сказать для профилактики плохого поведения. Также учитель наказывал детей стоянием на коленях на горохе. Это очень было тяжело. На горохе приходилось стоять целыми часами. Кроме этого провинившегося могли оставить без обеда. А шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть.

За нарушение правил, за невыученный урок учеников строго наказывали розгами. Так и говорили: «Розга здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Розга – это тонкие упругие и гибкие прутья, которые изготавливалась из ивы или берёзы. Для того чтобы они дольше не ломались и были гибкими их отмачивали в солёной воде.

Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя ударами плеткой. По субботам учитель бил розгами всех детей без исключения, так сказать для профилактики плохого поведения.

Также учитель наказывал детей стоянием на коленях на горохе. Это очень было тяжело. На горохе приходилось стоять целыми часами. Кроме этого провинившегося могли оставить без обеда. А шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть.

Так как школьники находились в школе целый день, то и обедать им приходилось в школе. Детей кормили на родительскую складчину. Чтобы обучение шло успешно, родители приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова, а каждый четверг готовую еду – блины, лепёшки, яйца, куличи. Обычно во время обеда на стол выставлялся горшок каши, которую дети и ели. Отсюда и пошло выражение «однокашники». А ещё бывшие ученики говорили: «Сколько же нам с тобой пришлось каши съесть!»

Так как школьники находились в школе целый день, то и обедать им приходилось в школе. Детей кормили на родительскую складчину. Чтобы обучение шло успешно, родители приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова, а каждый четверг готовую еду – блины, лепёшки, яйца, куличи.

Обычно во время обеда на стол выставлялся горшок каши, которую дети и ели. Отсюда и пошло выражение «однокашники». А ещё бывшие ученики говорили: «Сколько же нам с тобой пришлось каши съесть!»

Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали. - Легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе? Одновременно с чтением учились писать. Для этого использовали деревянную дощечку, заполненной мягким воском. Называлась такая дощечка «цера». Сверху она накрывалась, как крышкой, другой дощечкой. В отверстия по бокам продевались тесемки: они завязывались и получалась двустворчатая книжечка-тетрадка с пустой серединкой. О такой необычной древнерусской тетради была придумана загадка: «Книга – в ней два листа, а середка пуста».

Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали.

- Легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе?

Одновременно с чтением учились писать. Для этого использовали деревянную дощечку, заполненной мягким воском. Называлась такая дощечка «цера». Сверху она накрывалась, как крышкой, другой дощечкой. В отверстия по бокам продевались тесемки: они завязывались и получалась двустворчатая книжечка-тетрадка с пустой серединкой. О такой необычной древнерусской тетради была придумана загадка:

«Книга – в ней два листа, а середка пуста».

Писали на воске писалом. Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.

Писали на воске писалом. Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.

Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст.

Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст.

Самый значимый памятник берестяной письменности это записки мальчика Онфима. Онфим был шести- или семилетним мальчиком, который жил в Новгороде XIII века. Он писал письма и рисовал картины на бересте, пользуясь острым пером. Его письма, упражнения в правописании, личные заметки и домашние задания прекрасно сохранились в течение веков в глинистой почве Новгорода. Судя по чётким буквам на берестяных грамотах Онфим уже был учеником не «младших классов», хотя возраст его был 6..7 лет. Всего почерком Онфима написано 12 грамот, и кроме того, ему принадлежат несколько берестяных рисунков.

Самый значимый памятник берестяной письменности это записки мальчика Онфима.

Онфим был шести- или семилетним мальчиком, который жил в Новгороде XIII века. Он писал письма и рисовал картины на бересте, пользуясь острым пером. Его письма, упражнения в правописании, личные заметки и домашние задания прекрасно сохранились в течение веков в глинистой почве Новгорода.

Судя по чётким буквам на берестяных грамотах Онфим уже был учеником не «младших классов», хотя возраст его был 6..7 лет. Всего почерком Онфима написано 12 грамот, и кроме того, ему принадлежат несколько берестяных рисунков.

Официальные грамоты писали чернилами на пергамене. Пергамент делали из кожи овец, телят. Кожу старательно скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. Затем ее вымачивали в известковом растворе. Шкурку натягивали на деревянную раму и сушили, после еще втирали мел и выглаживали пемзой. Затем пергамент отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера. На пергаменте можно было писать с обеих сторон; он был светлым и прочным, и не давал растекаться чернилам, его можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой. На пергаменте писали чётко и красиво. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, иногда и годы.

Официальные грамоты писали чернилами на пергамене. Пергамент делали из кожи овец, телят. Кожу старательно скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. Затем ее вымачивали в известковом растворе. Шкурку натягивали на деревянную раму и сушили, после еще втирали мел и выглаживали пемзой. Затем пергамент отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера. На пергаменте можно было писать с обеих сторон; он был светлым и прочным, и не давал растекаться чернилам, его можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой.

На пергаменте писали чётко и красиво. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, иногда и годы.

Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы). Потом перья обезжиривались, вывариваясь в щелочи и закаливались в горячем песке и затачивались («чинились») ножом (отсюда современный складной нож получил наименование «перочинный»).

Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы). Потом перья обезжиривались, вывариваясь в щелочи и закаливались в горячем песке и затачивались («чинились») ножом (отсюда современный складной нож получил наименование «перочинный»).

Гусиные перья часто ломались, и их приходилось часто менять. Люди придумали стальное перо. Перо закрепляли на деревянный стержень, опускали в чернильницу и писали. Ещё в пятидесятые годы 20 века ваши бабушки и дедушки в школах писали стальным пером. Чернила наливали в специальные чернильницы - непроливайки. Стояла она на каждой парте. Два человека макали в неё перьевые ручки и выводили буквы. Чтобы чернила не проливались чернильница была сделана в виде конуса. Поэтому её называли «непроливайка».

Гусиные перья часто ломались, и их приходилось часто менять. Люди придумали стальное перо. Перо закрепляли на деревянный стержень, опускали в чернильницу и писали. Ещё в пятидесятые годы 20 века ваши бабушки и дедушки в школах писали стальным пером.

Чернила наливали в специальные чернильницы - непроливайки. Стояла она на каждой парте. Два человека макали в неё перьевые ручки и выводили буквы. Чтобы чернила не проливались чернильница была сделана в виде конуса. Поэтому её называли «непроливайка».

Теперь вы сможете ответить на вопрос «Где было легче учиться: в Древней Руси, когда мало знали и мало спрашивали или в современной школе, где много информации, много источников информации и есть возможность чему-то учиться самостоятельно?

Теперь вы сможете ответить на вопрос «Где было легче учиться: в Древней Руси, когда мало знали и мало спрашивали или в современной школе, где много информации, много источников информации и есть возможность чему-то учиться самостоятельно?

Мы отличные художницы. В краски мы макаем …(не ножницы, а кисточки) Получить чтоб круг с копейку, лучше взять тебе … (не линейку, а циркуль) Привыкай, дружок, к порядку: ручки все клади в … (не в тетрадку, а в пенал) Лучше всех у нашей Зинки акварельные … (не резинки, а краски) Самых разных знаний ради детям пишутся … (не тетради, а учебники и книги) Прочитать мне нужно сказку — с полки я беру … (не указку, а книгу) Картину большую рисуешь, Полина. Не хватит коробки тебе … (не пластилина, а красок) В законы природы все быстро я вник: написан доходчиво школьный … (не дневник, а учебник) Начертил без передышки все поля я в новой … (не книжке, а в тетради)
  • Мы отличные художницы. В краски мы макаем …(не ножницы, а кисточки)
  • Получить чтоб круг с копейку, лучше взять тебе … (не линейку, а циркуль)
  • Привыкай, дружок, к порядку: ручки все клади в … (не в тетрадку, а в пенал)
  • Лучше всех у нашей Зинки акварельные … (не резинки, а краски)
  • Самых разных знаний ради детям пишутся … (не тетради, а учебники и книги)
  • Прочитать мне нужно сказку — с полки я беру … (не указку, а книгу)
  • Картину большую рисуешь, Полина. Не хватит коробки тебе … (не пластилина, а красок)
  • В законы природы все быстро я вник: написан доходчиво школьный … (не дневник, а учебник)
  • Начертил без передышки все поля я в новой … (не книжке, а в тетради)
Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ» Отгадай кроссворд, используя текст и рисунки – подсказки. В конце прочти слово по вертикали в жёлтом прямоугольнике. Кого так называют?

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ»

Отгадай кроссворд,

используя текст и рисунки – подсказки.

В конце прочти слово по вертикали в жёлтом прямоугольнике.

Кого так называют?

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ» Если ты его отточишь,  Нарисуешь всё, что хочешь!  Солнце, море, горы, пляж…  Что же это?..    к а р а н д а ш                                                                                                                                                                 *

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ»

Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж… Что же это?..

к а р а н д а ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ» Кулик не велик,  Сотне ребят велит:  То сядь да учись,  То встань - разойдись.      к а р а н д а ш                                                                                                                                                                  з в о н о к *

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ»

Кулик не велик, Сотне ребят велит: То сядь да учись, То встань - разойдись.

к а р а н д а ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з в о н о к

*

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ» По черному белым  Пишут то и дело.  Потрут тряпицей -  Чиста страница.    к а р а н д а ш                                                                                                                                                                 з в о н о к д о с к а *

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ»

По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей - Чиста страница.

к а р а н д а ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з в о н о к

д о с к а

*

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ» Белый камушек растаял,  На доске следы оставил.    к а р а н д а ш                                                                                                                                                                 з в о н о к д о с к а м е л *

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ»

Белый камушек растаял, На доске следы оставил.

к а р а н д а ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з в о н о к

д о с к а

м е л

*

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ» То я в клетку,  То в линейку.  Написать по ним  Сумей-ка!  Можешь и  нарисовать…  Что такое я?..    к а р а н д а ш                                                                                                                                                                 з в о н о к д о с к а м е л *  т е т р а д ь

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ»

То я в клетку, То в линейку. Написать по ним Сумей-ка! Можешь и

нарисовать… Что такое я?..

к а р а н д а ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з в о н о к

д о с к а

м е л

*

т е т р а д ь

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ» До чего же скучно, братцы,  На чужой спине кататься!  Дал бы кто мне пару ног,  Чтобы сам я бегать мог.    к а р а н д а ш                                                                                                                                                                 з в о н о к д о с к а м е л  т е т р а д ь р а н е ц *

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ»

До чего же скучно, братцы, На чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног, Чтобы сам я бегать мог.

к а р а н д а ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з в о н о к

д о с к а

м е л

т е т р а д ь

р а н е ц

*

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ» Свою косичку без опаски  Она обмакивает в краски.  Потом окрашенной косичкой  В альбоме водит по страничке.    к а р а н д а ш                                                                                                                                                                 з в о н о к д о с к а м е л  т е т р а д ь  р а н е ц к и с т о ч к а *

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ»

Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке.

к а р а н д а ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з в о н о к

д о с к а

м е л

т е т р а д ь

р а н е ц

к и с т о ч к а

*

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ» Говорит она беззвучно,  но понятно и нескучно.  Ты беседуй чаще с ней -  станешь вчетверо умней.    к а р а н д а ш                                                                                                                                                                 з в о н о к д о с к а м е л  т е т р а д ь  р а н е ц к и с т о ч к а * к н и г а

Кроссворд «ШКОЛЬНЫЙ»

Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней - станешь вчетверо умней.

к а р а н д а ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з в о н о к

д о с к а

м е л

т е т р а д ь

р а н е ц

к и с т о ч к а

*

к н и г а

МОЛОДЦЫ!!!

МОЛОДЦЫ!!!

? Цель- это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить; это главная задача.

?

  • Цель- это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить; это главная задача.
? Задача - это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

?

  • Задача - это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.
? Гипотеза - это предположение для объяснения какого-то явления; требует подтверждения, проверки опытным путём.

?

  • Гипотеза - это предположение для объяснения какого-то явления; требует подтверждения, проверки опытным путём.
? Информация - это сведения об окружающем мире, сообщения о чём-либо. Информация бывает письменная и текстовая.

?

  • Информация - это сведения об окружающем мире, сообщения о чём-либо. Информация бывает письменная и текстовая.
? Презентация - это публичное представление чего-либо нового, вновь созданного.

?

  • Презентация - это публичное представление чего-либо нового, вновь созданного.
? Продукт - это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.

?

  • Продукт - это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.
Темы проектов ? «Наш помощник - язык» «Мир слов» «Добрые звуки» «Живые буквы»

Темы проектов

?

  • «Наш помощник - язык»
  • «Мир слов»
  • «Добрые звуки»
  • «Живые буквы»
Итог занятия Какие новые слова узнали? Каким главным особым даром обладает человек? Что особенно понравилось на занятии?

Итог занятия

  • Какие новые слова узнали?
  • Каким главным особым даром обладает человек?
  • Что особенно понравилось на занятии?
Внимательно относитесь к нашему русскому языку, к нашей речи. Следите за тем, чтобы ваша речь была правильной. Бережно пользуйтесь этим чудесным даром – способностью говорить!
  • Внимательно относитесь к нашему русскому языку, к нашей речи.
  • Следите за тем, чтобы ваша речь была правильной.
  • Бережно пользуйтесь этим чудесным даром – способностью говорить!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!