Филиал МАОУ Усовская СОШ – «Александровская СОШ»
Творческий проект
Сказка в музыке живет
Руководитель: учитель музыки – Ершова Л.Н.
Май 2016 г.
Цели:
1. ОБУЧАЮЩАЯ – научить детей работать по данному проекту, познакомить их с музыкальными инструментами, шумовым оркестром, научить учащихся изготавливать инструменты из подручного материала, разучивать новые песни и распевки об инструментах.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ – развивать у учащихся интерес к уроку музыки и желание принимать активное участие в проекте и школьных мероприятиях, применять свою фантазию в заданной теме, развивать умение исполнять музыку на простейших инструментах.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – воспитывать чувство коллективизма, уважение друг к другу, бережное отношение к инструментам и любовь к музыке.
Участники проекта: учащиеся 5 класса
Тип проекта: среднесрочный, творческий, коллективный;
Срок создания: 2015-2016 учебный год.
Актуальность проекта
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детьми, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в музыке живет» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию.
Сказка и музыка:
- развивают музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждают их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
- развивают представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
- дают возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогают различать смену настроений, образов в одной сказке;
- развивают умение выразительно передавать музыкальные образы в творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказки;
- дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме.
Гипотеза проекта:
Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:
- развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
- выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
- расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально - ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Цель проекта:
Создание условий для формирования основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке живет».
Задачи:
- Теоретически обосновать тему «Сказка в музыке живет», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
- приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке живет»;
- проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы;
- разработать модель организации работы по теме «Сказка в музыке живет» в образовательном процессе.
Содержание образовательной деятельности:
-уроки музыки;
-использование различных форм и методов обучения;
-театральная деятельность;
-самостоятельная музыкальная деятельность;
- художественно-эстетическая деятельность.
Ожидаемые результаты
- Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
- Развитое образное мышление и творческое воображение.
- Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
- Получение опыта самооценки.
- Творческое самовыражение.
Основные методы проекта:
- Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы и нормативных документов по проблеме.
- Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.
- Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке живет».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (октябрь 2015 г.) | Выбор темы. Подбор методического материала, фонотеки. - Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке живет» |
Входящий мониторинг (ноябрь 2015 г.) | Разработка диагностического инструмента (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней эмоционально-ценностного отношения к музыке и творческого развития детей. Диагностика. |
Основной этап реализации проекта (январь – март 2016 г.) | Внедрение различных форм работы по теме «Сказка в музыке живет»: Изучение темы: Первые музыкальные инструменты , Связь со сказкой; Лепка свистулек; Конкурс «Музыкальная сказка»; Изготовление костюмов, подготовка; Музицирование на свирели; Театральная постановка. |
Заключительный этап реализации проекта (апрель 2016 г.) | Концертная программа по теме проекта «Сказка в музыке живет» |
Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками.
Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии. А вот первые духовые инструменты – глиняные свистульки появились именно в России.
История глиняных игрушек-свистулек насчитывает тысячелетия. В самой глубокой древности звучащие глиняные изделия служили средством общения и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Позже свистульки утеряли сакральный смысл и превратились в детскую игрушку, в своеобразный музыкальный инструмент, связанный со сказкой. Это были народные и сказочные персонажи: всадники, птицы, барышни. Раскрашивали их просто, незамысловато, чтобы сподручно было малым детям в сказку играть, да подсвистывать.
Лепили свистульки из глины, обжигали в печах, раскрашивали мастера из Дымково, Филимоново. Каргаполья и других мест России. До сих пор живут сказочные рыбки, круторогие бараны в штанах, расписные коньки в домах, где чтут традиции русского народа.
Вот и мы создали такую игрушку – один из первых музыкальных инструментов своими руками из глины и расписали по-своему.
(Приложение 2. Стихи)
Во многих сказках присутствуют музыкальные инструменты, которые помогают избавиться от зла. Например, с помощью дудочки отступили крысы в сказке «Чудесное путешествие Нильса», музыкальная шкатулочка, волшебная флейта. Даже барабан из сказки Варвара краса – длинная коса» и многие-многие другие музыкальные предметы, без которых сказка не стала бы сказкой.
Поэтому следующим этапом нашего проекта был конкурс «Музыкальная сказка». В нем приняли участие все учащиеся 5 класса. Из всех придуманных сюжетов мы написали одну сказку, которая называется «Сказка про мелодию» (Приложение 3)
Послушайте мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла» в исполнении на свирели. Именно из березы раньше изготовляли и гудочки, и балалайки и гусли-самогуды. И использовали звучание этих инструментов. как и их самих в сказках для детей.
В заключение можно добавить, что сказка, в частности, русская сказка
является одним из ценнейших источников, содержащих сведения о музыкальных инструментах: их происхождении, о мастерах и музыкантах, о силе, способной воздействовать на слух, душу, поступки людей. Сконцентрировав в себе многовековой опыт и народную мудрость, сказка позволяет по-новому взглянуть на такие привычные и любимые нами предметы, пролить свет на многие тайны, скрытые беспощадным временем. И мы с уверенностью можем сказать что музыка всегда жила и живет в сказке, ровно так же как и сказка, всегда жила и живет в музыке!
Использована литература:
1. Сказки народов мира: Тысяча и одна ночь
/ Сост. В.П.Аникин, Н.Н.Никулин, Б.Н.Путилов и др. М., 1987. С. 595.
2. Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка.
Л., 1979. С. 196 (сюжет N 779*).
3. Из рассказа Е.К.Горячевой, деревня Креминичи Любытинского района
(Полевые материалы О.В.Андреевой - экспедиция НГОМЗ 1990 г.
в Любытинский район). Обход - текст пастушеского заговора.
4. См.: Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 105.
5. Мошков В. Труба в народных верованиях
// Живая старина. 1900. Вып.4. С.514. Июльский отпуск.
6. См.: Криничная Н.А. О сакральной функции пастушьей трубы
(по материалам северных пастушеских обрядов)
7. См.: Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре.
М., 1975. С.55.
8. Крохин В.П. Откуда ведет начало наша былина о Садко - богатом госте
// Русская старина. 1908. Т. 136, N 12. С. 749.
9. Сказки народов мира... С. 162
10. Г.Л.Дайн "Русская игрушка"
11. Дьяконов Л.В. Дымковские глиняные расписные
12. Энциклопедия Земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП "Вятка", 2000 год
Агафонов Н.В. «Песни для детей», М.: Музыка, 2001.
13.Кузнецова Э.Г. «Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии»/ М.: Аквариум, К.: ГИППВ, 2000.
14.«Музыка 5 класс». Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: Метод. пособие/ сост. Т. И. Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2004.
15.Фадин В.В.»Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников». – Волгоград: Учитель, 2003.
Приложения
приложение 1.
Диагностика
Ф.и. уч-ся | информированность о средствах выразительности музыки, ИЗО, лит-ры литературы. | сформированное умение интерпретировать словесными средствами свои чувства и эмоции при восприятии музыки | Способность мотивировать музыкальные предпочтения | Адекватная оценка своим учебным, творческим достижениям | уровень |
БАЛЛ: (3 – 5) |
Афонасьева Дарья | 4 | 4 | 4 | 4 | средний |
Гапиенко Иван | 4 | 4 | 5 | 4 | средний |
Карманова Арина | 4 | 3 | 5 | 4 | средний |
Кривцов Андрей | 4 | 4 | 5 | 4 | средний |
Куштанова Антонина | 5 | 5 | 5 | 4 | высокий |
Матросова Екатерина | 5 | 4 | 5 | 5 | высокий |
Тюканько Игорь | 3 | 3 | 3 | 3 | низкий |
Тямина Ксения | 3 | 3 | 4 | 4 | Ниже среднего |
Фролов Никита | 5 | 5 | 5 | 5 | высокий |
Стихи. Приложение 2.
Идет весна, весна-красна!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник,
Не зря весенний праздник.
Ой, люли, ой, люли!
Кони на лужок носили!
Кони удалые,
Гордые, лихие.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная индюк.
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Девица то как так красива,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поёт.
приложение 3.
«Сказка про мелодию»
Автор. – Много воды утекло с тех пор, когда это случилось. Давным-давно, много лет тому назад в одном волшебном городе, под чудным названием Мелодия жили-были ноты. Они были разные: высокие и низкие, черные и белые, круглые и вытянутые и даже такие которые ходили только парами. Весело было в городе, шумно. Ноты играли, звенели, пищали, гудели. Просто шумели. Но в городе под чудным названием Мелодия на самом деле не было никакой мелодии. Правда это было и неважно, ведь всем жителям было хорошо и весело в своем городке. Так и жили бы они себе как придется. Да заглянул в город, однажды проснувшийся от такого шума живший неподалеку злой волшебник Бемоль:
- что расшумелись? Ты нота ДО чего басишь? Спать мешаешь?
- А ты нота СИ, пищишь так, что думать не даешь.
- А тебе, СОЛЬ, давно пора перестать свою соль рассыпать. Расшуршалась тут!
- А ты, ЛЯ! Перестань лялякать!
- И вы, РЕ и МИ, перестаньте перебивать друг друга!
- Надоели вы мне! Я вас сейчас заколдую! И никто не сможет вам помочь! Всем спать! Замрите!
А. – и замерло все в шумном городе. Ни скрипа, ни звука. Так и умерло бы все, если бы не случилось чудо! Как в настоящей сказке!
Проходил мимо города добрый волшебник – Скрипичный ключ:
- Что же это за город такой? Называется Мелодия. А мелодии то и нет никакой! Непорядок! Что- то тут нечисто. Зайду ка на главную площадь. Проверю. Может помощь моя, кому нужна.
А.- вошел он на главную площадь и ужаснулся! Сколько нот вокруг! И такая тишина! Неправильно это! Не должны ноты молчать! Понял он, что не обошлось тут без проделок злого Бемоля. Достал Скрипичный ключ свою волшебную дирижерскую палочку. Взмахнул. Сказал волшебные слова:
- Крибли! Крабли! Бумс!
А. – и ожили ноты. Зашумели. Зазвенели.
С.К. – А ну-ка, ноты встаньте по порядку на мою чудесную лесенку. На мой нотный стан! Давайте- ка играть по правилам.
А. – послушались его ноты. Встали все на свои места. И зазвучала музыка. Сказочная. Красивая. Мелодичная. Просто волшебная. С той поры и прославился город Мелодия своей мелодией. Стали люди ездить туда и сувениры привозить с собой. Вот с той поры и живут в душе каждого человека такие сувениры – мелодией называются.