Здоровьесберегающие технологии

В перспективный план включены валеологические песни и распевки, артикуляционная гимнастика. Пальчиковые игры, игровой массаж, и т.д., применяемые на музыкальных занятиях для детей старшей группы.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 108












Перспективный план

по «Здоровьесберегающим технологиям

на музыкальных занятиях»

для детей 5 – 6 лет.













Подготовила:

музыкальный руководитель

высшей квалификации

Борзунова Н. А.













Ангарск – сентябрь, 2015 – 2016 гг.


ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

С ТЕХНОЛОГИЯМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ


Старшая группа


п/п

Вид

деятельности

Программное содержание

Репертуар

1

2

3

4

Сентябрь

1

Активное слушание музыки

Приучать внимательно слушать исполняемое произведение с использованием следующих приемов: слушать, лежа на ковре с закрытыми глазами; рассматривая иллюстрацию; предвари­тельно прослушав сказку об этом произведении; выполняя определенные движения всем телом или одними руками; познакомить с пьесами из «Детского альбома» Ж. И. Чайковского

Фортепианные пьесы П. И. Чай­ковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки»

2

Музыкально-дидактиче­ская игра. Элементар­ное музици­рование

Учить различать мажор и минор (веселую и гру­стную музыку), используя разноцветные карточки (яркие цвета—мажор, темные — минор) и музы­кальные инструменты (мажор - барабан, бубен, трещотки, минор— металлофон, «шуршунчики» (пластиковые бутылки, шумовые коробочки, маракасы из пластмассовых контейнеров), ксилофон)

Музыкально-дидактическая игра «Мажор или минор?». Музыка для слушания: «Веселый крестья­нин» Р. Шумана, «Грустная песня» Г. Свиридова, пьесы Л, И. Чай­ковского, русские народные ме­лодии, «Колыбельная Светланы» (Т. Хренников., А. Гладков)

3

Пальчиковая игра

Развивать мелкую моторику пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью

Пальчиковые игры: «Дружба» [10, с.7], «В гостях» [10, с.8],

4

Дыхательная гимнастика

Познакомить с дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой, учить вдыхать носом, вы­дыхать ртом (вдох - шумный, резкий, короткий, как хлопок в ладоши, предельно активный; выдох – абсолютно пассивный,: через рот - «не видно и не слышно»

Дыхательное упражнение «Ла­дошки» [12, с.24]

5

Оздорови­тельные уп­ражнения

Разучить комплекс оздоровительной гимнастики для горла, лечебные игры; тренировать носовое дыхание; формировать ритмичный и глубокий выдох; разучить с детьми игры на преодоление болезней носа и горла

Оздоровительные игры: «Кто громче» [1, с.99], «Побулькаем» [1, с.100]

6

Артикуляци­онная гимна­стика

Вырабатывать качественные, полноценные дви­жения органов артикуляции

Артикуляционные упражнения «Знакомство с язычком и его до­миком» [8, с. 4]

7

Пение

Распевать детей с использованием чистоговорок по звукам мажорного трезвучия, мажорного зву­коряда вверх и вниз; разучить песни об осени, передавая ее разный характер: осень дождливая, урожайная, золотая, веселая и грустная; приучать петь плавно, не выкрикивая отдельные слова и слога

Чистоговорки: массаж лица «Ежик» [6, с.9] «Пчела» [6, с. 25] «Жа-жа-жа» Песни: «Осень» Е. Войтенко, «Ах, какая осень!» 3. Роот, «Осень – желтая листва» Е.Гомоновой



Продолжение табл.

1

2

3

4

8

Музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве: учить двигаться врассыпную по всему залу, не наталкиваясь друг на друга; тренировать детей быстро становить в круг.

Основные движения: учить выполнять бодрый шаг в колонне по одному, шаг с высоким подниманием ног, движение по залу «змейкой».

Танцевальные движения: познакомить с танцеваль­ным движением «ладушки», отрабатывать технику исполнения дробного шага вперед и окруже­нии, работать над ритмичным выполнением тан­цевального движения «ковырялочка», приставно­го шага с хлопками.

Музыка для движений: «Марш» Дж. Верди, «Военный марш» Г. В. Свиридова, «Марш» И. Ду­наевского из к/ф «Веселые ребята», «Крыжачок» (белорусский народный танец), «Полянка» (русская народная мелодия), «Пру­жинка», «Плясовая» Т. Ломовой


9

Пляски, хоро­воды

Учить выполнять движения, одновременно четко исполняя песню, следить за ровным кругом, кра­сивым шагом.

Хороводы: «На горе-то калина» (русская народная мелодия, обработка А. Новикова), «Земляничка» Л. Яхнина и Т. Гладкова

10

Музыкальные и подвижные игры

Приобщать к активному участию в играх, соблю­дая все правила; учить двигаться по залу, не стал­киваясь друг с другом, начинать и заканчивать движения строго по тексту.

Игры с пением: «Плетень» (рус­ская народная мелодия, обработ­ка И. Кишко), «Ищи» Т. Ломо­вой

11

Речевые игры

Развивать координацию речи с движением, развивать общие речевые навыки, внимание, быструю реакцию на смену текста и музыкального материала.

Речевые игры с движениями: «Кто нам песенку поет?», «Степ­ка-растрепка» (описание см.: «Здоровьесберегаю-щие технологии на музыкальных занятиях»: «Ре­чевые игры»)

12

Игровой массаж

Показать, как правильно выполнять самомассаж биологически активных зон лица для предотвра­щения простудных заболеваний; обратить внима­ние на легкость прикосновения пальцев к лицу.

Комплекс массажа лица «Лепка» [4, с.51]

Октябрь

1

Активное слушание му­зыки

Побуждать активно слушать музыку, двигаясь соответственно образу и характеру музыкального произведения, импровизируя с атрибутами (лис­точки, деревянные палочки); продолжать знаком­ство с пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского; учить рассказывать о содержании, характе­ре пьес, средствах музыкальной выразительности с использованием иллюстраций, игрушки.

Произведения для слушания: «Вальсы» Ф. Шопена, «Полька» Ю. Чичкова, фортепианные пьесы П. Чайковского: «Баба Яга», «Иг­ра в лошадки»

2

Элементарное музици­рование

Побуждать озвучивать шумовыми инструментами небольшие сказки, импровизировать на заданную тему передавать ее характер; учить ассоцииро­вать звучание шумового инструмента с опреде­ленным зрительным образом.

Инструментальные импровизации на темы: «Теремок», «Осенняя сказка»




Продолжение табл.

1

2

3

4

3

Музыкально-дидактиче­ская игра

Учить работать с пиктограммами, соотносить прослушанный музыкальный материал с той или иной пиктограммой, выражающей какое-либо чувство (радость, удивление, грусть, страх, злость, счастье и т. д.), со стихотворением из «Азбуки настроений», характеризующим музыкальное настроение.

Музыкально-дидактическая игра «Гномы» с набором карточек. Музыка для слушания: «Веселая пас­тушка» (французская народная песня, обработка В. Астровой), «Грустная песенка», «Веселая пе­сенка» Г. Струве, «В пещере гор­ного короля» Э. Грига

4

Пальчиковая игра

Продолжать разучивать пальчиковые игры, сле­дить за четкими движениями пальцев, активным проговариванием текста.

Пальчиковые игры: «На лужок» [3, с. 15], «Сидит белка на тележ­ке», «Повстречались» [3, с. 17]

5

Дыхательная гимнастика

Продолжать работать над правильным вдохом-выдохом детей.

Дыхательные упражнения: «Ла­дошки» [12, с. 24], «Погончики» [12, с. 26]

6

Оздоровительные упражнения

Активизировать фонационный выдох с помощью фонопедических упражнений.

Игровые фонопедические упраж­нения: «Резиновая игрушка», «По­греемся» (см.: «Оздоровительные упражнения»)


7

Артикуляционная гимнастика

Развивать мышцы речевого аппарата детей, закре­пить у детей знание органов артикуляции.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Домашняя сказка» [8, с. 10]

8

Пение

Работать с детьми над четкой дикцией и правиль­ным интонированием в логопедических распевках на основе чистоговорок; учить детей исполнять песни по партиям, следить за своевременным вступлением голосов; работать над выразитель­ной интонацией, плавным исполнением линии фразы.

Логопедические распевки: «Гол в окне» [9, с. 47], «Гора» [9, с. 48]. Песни «Дождя не боимся» Минкова М. и Энтина Ю., «Листопад» Т. Попатенко, «Здравствуй, Роди­на моя!» Ю. Чичкова и К. Ибряева

9

Музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве: учить детей хорошо знать правую и левую стороны, быстрое перестроение из колонны по одному в пары, бег и движение, имитирующее походку животных, движение врассыпную чередовать с быстрым пе­рестроением в круг.

Основные движения: отрабатывать хороводный шаг, следя за осанкой, положением рук, головы, движением ног; добиваться плавного движения рук в различных упражнениях; работать над рит­мичным выполнением бокового галопа.

Танцевальные движения: работать над качеством исполнения приставного шага вперед, в сторону, сопровождая для большей ритмичности хлопка­ми; учить детей кружиться в одну сторону, высо­ко поднимая колени или легко подпрыгивая; по­буждать


Музыка для движений: «Марш» Н. Леви, «Марш» А. Витлина, «Итальянская полька» С. Рахма­нинова, «Во поле береза стояла», «Барашенька», «Ах ты, береза» (русские народные песни), «Танец» С. Затеплинского, «Как у наших у ворот» (русская на­родная мелодия, аранжировка В. Астровой), «Немецкий танец» Ф. Шуберта, «Уж я колышки те­шу» (русская народная песня, об­работка Е. Тиличеевой). «Упражнение с лентой» (швед­ская народная мелодия, обработ­ка Л. Вишкарева)


Продолжение табл.

1

2

3

4



импровизировать знакомые танцеваль­ные движения, соотнося их с характером музыки.

Упражнения с предметами: учить выполнять движения с лентой.


10

Пляски, хоро­воды

Учить детей ходить «змейкой» по всему залу, ис­полнять сольные движения, двигаться и красиво петь одновременно, ровно сужать и расширять круг.

Танец «Кадриль с ложками» (русская народная мелодия, обработка Е. Туманяна), «Танец с балалай­ками» 3. Роот

11

Музыкальные и подвижные игры

Продолжать разучивать подвижные игры, следить за выполнением всех правил, импровизировать движения.

Музыкальные игры «Звероловы и звери» Е. Тиличеевой, «Дождь» (русская народная песня)

12

Речевые игры

Эмоционально выполнять движений по тексту, координировать речь и движение.

Речевые игры: «Лисичка-сестричка», «Волки и зайцы» (см.: «Речевые игры»)

13

Игровой массаж

Учить выполнять массаж: спины друг другу; показать детям приемы массажа, движения рук.

Массаж спины «Что в горбу?», «Веселый музыкант» (см.: «Игровой массаж»)

Ноябрь

1

Активное слушание музыки

Приучать внимательно дослушивать музыкальное произведение до конца; знакомить с музыкой, ри­сующей природу; сопровождать слушание движе­ниями (падающие листья, кружение ветра).

Музыка для слушания: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Утро» Э. Грига

2

Музыкально-дидактическая игра

Продолжать работу с пиктограммами, соотносить характер прослушанного музыкального произве­дения с карточками-пиктограммами.

Музыкально-дидактическая игра «Гномы» - набор карточек. Му­зыка для слушания: «Болезнь кук­лы», «Новая кукла» П. Чайковско­го, «На гармонике» А. Гречанинова.

3

Элементар­ное музици­рование

Учить детей четко и ритмично аккомпанировать на детских шумовых инструментах; побуждать импровизировать различные ритмические рисунки (использовать погремушки, деревянные па-лачки, самодельные шумовые инструменты - « шуршунчики», «стукунчики», «скрипунчики»)

«Светит месяц», «Я на горку шла» (русские народные песни)

4

Пальчиковые

игры

Развивать внимание и быструю реакцию на сме­ну движений; и жестов, четкую дикцию.

Пальчиковые игры: «Вверх ла­дошки!», «Вот помощники мои», «Гости» [7, с. 165-166]

5

Дыхательная гимнастика

Развивать у детей глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе.

Дыхательные упражнения; «Ла­дошки», «Погончики», «Насос» [12, с. 24, 26, 27]

6

Оздорови­тельные уп­ражнения

Разучить комплекс оздоровительных упражнении, проследить за точным выполнением всех движе­ний языком, использовать при показе игрушку «Ротик».

Оздоровительные упражнения, для горла: «Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Зевота», «Смешинка» [3, с. 34]



Продолжение табл.

1

2

3

4

7

Речевая игра

Развивать координацию речи с движением; разви­вать творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопро­вождение самодельных музыкальных инструмен­тов, звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы)

Речевые игры со звучащими жес­тами: «Солнышко», «Листопад» (см.: «Речевые игры»)

8

Артикуляционная гимнастика

Продолжать развивать речевой аппарат дошколь­ников с помощью артикуляционных упражнений, сопровождать выполнение упражнений движе­ниями рук.

Комплекс артикуляционных уп­ражнений «Прогулочная сказка»


9

Пение

Работать над правильным и своевременным дыха­нием во время пения; учить петь плавно, не разде­ляя слова на слоги, внимательно дослушивать окончание вступления, вовремя начинать и закан­чивать песню, исполнять с солистами и по под­группам.

Песни: «Будет горка во дворе» Т. Попатенко и Е Авдиенко, «Ел­ка» Н. Куликовой и М. Новиковой


10

Музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве: чередование бега и ходьбы на носочках врассыпную с пере­строением в 2-3-4 круга, движение двумя ровны­ми шеренгами навстречу друг другу.

Основные движения: кружение парами шагом с высоким подниманием ног и поскоками, «пружинка» с хлопками, с поочередным выставлением ног на пятку или на носок, пружинящий шаг, су­жая круг, расширяя круг, по кругу.

Танцевальные движения: отрабатывать технику исполнения танцевальных движений «присядки» и «качалочки», работать над ритмичным исполне­нием притопов и прихлопов.

Музыка для движений «Полька» П. Чайковского, «Полька "Трик­трак"» И. Штрауса, «Марш» Л. Вишкарева, «Гопак» (русская народная мелодия), «Полька» (лат­вийская народная мелодия, обра­ботка А. Жилинского), «Во саду ли, в огороде» (русская народная мелодия, обработка И. Арсеева), «Коробейники» (рус-

ская народная песня), «Не-мецкий танец» Ф. Шу­берта

11

Пляски,

хоро­воды

Учить четко и ритмично выполнять движения в танце, работать над одновременным исполнени­ем всеми детьми: движений под пение хороводов; отработать индивидуальные танцевальные номера к утреннику.

Хороводы; «Новогодняя хоровод­ная» С. Шнайдера, «Хорошо, что снежок пошел» А. Островского. Танец фей (муз. П. Мориа, «Ток­ката»). Танец «Тореадоры» (муз. из оперы «Кармен» Ж. Бизе)

12

Музыкальные и подвижные игры

Побуждать детей импровизировать знакомые движения (танцевальные и физкультурные), ак­тивно принимать участие в подвижных играх, эмоционально исполнять роль ведущего.

Подвижные игры: «Шел король по лесу» [7, с. 165], «Найди себе пару» (венгерская народная мело­дия)

13

Игровой массаж

Разучить комплекс упражнений самомассажа го­ловы для воздействия на активные точки, улуч­шающие кровообращение.

Массаж головы: «Надо голову помыть», «Сено», «Роботы», «Расческа» (см.: «Игровой мас­саж»)




Продолжение табл.

Декабрь

1

2

3

4

1

Активное слушание му­зыки

Продолжать знакомить детей с понятиями о во­кальной, инструментальной и оркестровой музыке; учить определенными жестами показывать различные виды музыкального творчества («дирижи­ровать оркестром», «играть на каком-либо музы­кальном инструменте», подпевать вокалистам). Показать презентацию «Музыкальные инструмен­ты» со звучанием-отдельных инструментов сим­фонического оркестра.

Музыка для слушания: «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского, «Зима» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Органная ток­ката» И. Баха, пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского в фор­тепианном и симфоническом ис­полнении

2

Музыкально-дидактическая игра

Развивать у детей звуковысотный слух с помощью музыкально-дидактических игр.

Музыкально-дидактические игры: «Цирковые собачки», «Узнай пе­сенку но двум звукам» Е. Тиличеевой

3

Элементар­ное музици­рование

Изготовление вместе с детьми самодельных музыкальных инструментов, импровизация неболь­ших сюжетов с их использованием на тему «Зим­ние прогулки».

«Коробейники», «Полянка» (рус­ские народные песни)

4

Пальчиковая

игра

Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек рук.

Массаж пальцев: «Прогулка», «Матрешки» [№ 6, с. 153, 175]

5

Дыхательная гимнастика

Продолжать разучивать упражнения гимнастики Стрельниковой, обращая внимание на осанку детей, правильное положение рук.

Дыхательное упражнение «Кош­ка» («Присядь с поворотом») [№ 12, с. 30]

6

Речевые игры

Учить произносить фразы с различной динами­кой голоса: на пиано говорить тихо, но не шепо­том, на форте - громко, но без крика.

Речевые игры: «Сторож» (см.: «Оздоровительные игры»), «Ко­тик Рыжик» (см.: «Игровой мас­саж»)

7

Оздорови­тельные уп­ражнения

Развивать у детей подвижность и гибкость позво­ночника, укреплять глазные мышцы с помощью упражнений для коррекции осанки на основе ки­тайского искусства движения.

Упражнения для коррекции осан­ки: «Кошка просыпается», «Мед­ведь осматривается вокруг и за­щищается от врага», «Сова вгля­дывается в темноту» [№ 4, с. 30]

8

Артикуляци­онная гимна­стика

Работать с детьми над коррекцией произношения, укреплением дыхательного аппарата.

Комплекс артикуляционных уп­ражнении «Спортивная сказка» [№ 8, с. 41]

9

Пение

С помощью логопедических распевок работать над умением петь с различной динамикой, рас­пределять дыхание в музыкальной фразе; форми­ровать певческие навыки, умение петь легким зву­ком в диапазоне от ре первой октавы до до второй октавы; учить брать дыхание перед началом пес­ни, между ее музыкальными фразами; работать над дикцией, четким произношением слогов, сочетаний согласных звуков; индивидуальная рабо­та с солистами.

Логопедические распевки: «Курочка», «Песня ослика Иа» [№ 9, с. 16, 20]. Песни: «К нам приходит Новый год» В. Герчик и Е. Петровой, «Елка» Е. Тиличеевой и Е. Шма-новой, «Новогодняя песенка» В. Савельевой и П. Синявского, «Русская зима» Л. Олифировой



Окончание табл.

1

2

3

4

10

Музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве: работать с детьми над быстрый и точным перестроением из колонны по одному в колонну по двое; учить двигаться по залу врассыпную различным шагом, не сталкиваясь друг с другом.

Основные движения: совершенствовать умение бегать легко на носочках, поскоками, двигаться прямым и боковым галопом; оттачивать умение ритмично и согласованно двигаться в парах; учить двигаться ровными шеренгами, учитывая длину шага, расстояние до намеченной линии.

Танцевальные движения: работать над поочеред­ным выбрасыванием ног вперед в прыжке, учить выполнять полуприседание с выставлением ноги

Упражнения с предметами: продолжать учить двигаться с лентой; развивать навыки инсцени­ровки песен; разучивание новогодних хороводов.

Музыка для движений: «Малень­кий марш» Т. Ломовой, «Марш» Дж. Верди, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Кто лучше скачет» Т. Ломовой, «Маленькая полька» Д. Кабалевского, «Уж как по мос­ту-мосточку» (русская народная мелодия, обработка А. Быканова), «Игровая» И. Кишко


11

Пляски,

хоро­воды

Работать над индивидуальными танцами; учить выполнять движения с предметами (атрибуты для инсценировки песен, блестящие шарфы).

Хороводы: «Новогодний хоровод» Г. Струве, «Добрый Дедушка Мо­роз» О. Филякиной. Песня-инсцени-ровка «Гномики» К. Костина, танец Зимушек «Уж ты, зимушка-зима» (русская на­родная мелодия)

12

Музыкальные и подвижные игры

Учить выразительно действовать с воображаемы­ми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов

Музыкальная игра-хоровод «Ой, мороз» Г. Вихаревой, танец-игра «Зайцы и лиса» Г. Вихаревой

13

Игровой массаж

Побуждать детей активно участвовать в проведе­нии самомассажа для профилактики простудных заболеваний

Массаж биологически активных зон: «Обезьяна Чи-чи-чи», «Сне­говик» [№ 6, с. 45, 58]




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас