Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми
с ограниченными возможностями
с помощью развития у них творческих способностей
Классный руководитель: Данильченко Л.П.
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, растет количество детей с отклонениями в развитии. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.
Восточная мудрость гласит: «У кого есть здоровье - у того есть надежда, у кого есть надежда – у того есть все»
Вхождение в жизнь, адаптация в ней, определение себя, своих возможностей и границ, своей роли и значения в этом мире – все требует от ребенка жизненной и творческой активности.
Особая категория детей – это дети с ограниченными возможностями, имеет узкий круг общения, в то время как рядом существует большой, красивый мир. Такие дети испытывают трудности или ограничены в своих возможностях.
Поэтому моя задача – помочь открыть им мир, научить «добротворчеству», ведь творчество – актуальная потребность детства, соприкасаясь с ним ребенок может получить понимание и счастье.
Формы работы:
1) вовлечение детей-инвалидов и детей с ОВЗ классные и школьные мероприятия. Выступая на праздниках, концертах, ребенок имеет возможность поверить в свои силы и способности, поверить в себя. Первые выступления детей состоятся на праздниках "Посвящение в первоклассники", "Прощание с Букварём" в доброжелательной, «домашней» обстановке, рядом с родителями и друзьями. Затем на праздниках: «Золотая осень», «В гостях у сказки », «Праздник мам», "Новый год приходит". Участие в концертах, праздниках, конкурсах придает уверенности в себе, повышает самооценку, дети начинают себя по-другому ощущать. Ребята получают дипломы, благодарственные письма и понимают, что они тоже могут участвовать в жизни общества. Родители отмечают, что после выступлений дети становятся более открытыми, более независимыми. У них появляются новые увлечения, новые друзья. Каждая победа - шаг на пути к преодолению недуга, помогает влиться в нормальную, повседневную жизнь, чтобы они были полноценными членами общества. И творчество – один из возможных путей преодоления.
Цель моей работы - реабилитация и интеграция детей с ограниченными возможностями в общество через обучение творчеству.
2) информационно-консультативная помощь родителям детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Рекомендую родителям записать ребёнка в музыкальный кружок. Ведь музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.
«Помоги себе сам»- вот принцип помочь ребенку научиться справляться со своим недугом.
«Музыка дается нам в помощь, чтобы подтвердить наши чувства и, исходя из этого, вдохновлять и помогать другим!»
Карина Фредкрисон
Развитие творческих способностей помогает достичь глубокого влияния на организм, больной сам должен активно действовать: петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях. Сущность музыкотерапии – в способности вызывать положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, обуславливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
Ведь главная моя помощь для таких детишек это слова: «Я в себя верю! И все обязательно получится»
Сегодня раскрывать свои творческие возможности необходимо не только людям искусства, науки, бизнеса, но и всем нам обыкновенным людям, которые хотят прожить свою единственную жизнь по-настоящему, с воодушевлением и энтузиазмом!
Для ребенка имеет огромное значение достижение ощущения
«я это могу», «мое творчество интересно другим». Это повышает самооценку, самоуважение. Делает взгляд на себя в обществе более оптимистичным, что особенно важно для ребенка с ограниченными возможностями.
3) создание условий для достижения ощущения «я это могу». Успешным условием развития творчества считаю: раннее начало. Но так как я встречаю детей в первом классе, то окружаю ребенка той средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы творческую деятельность; создание у ребенка высокой самооценки, уверенности в своих силах. На уроках соблюдаю принцип «права на ошибку»; предоставляю свободу в выборе деятельности на отдельных этапах урока и при выполнении домашнего задания, создание щадящего режима при выполнении контрольных и самостоятельных работ.
В наше время, когда количество больных детей увеличивается, очень важно применение здоровьесберегающих технологий. На уроках я использую следующие технологии здоровьесбережения: артикуляционная гимнастика (способствует укреплению мышц органов артикуляции, четкой дикции); дыхательная гимнастика (помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу); упражнения на релаксацию (воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом); развитие голоса, пение под музыку и без нее; пальчиковые игры и речевые упражнения с одновременным выполнением действия (развивают мелкую моторику, помогают ритмичному исполнению стихотворного текста).