«Здоровье человека -
как индивидуальная,
так и общественная ценность»
Преподаватель-организатор ОБЖ Андреев И.А.
(На перемене перед уроком звучит валеологическая мелодия [ 2 ] . Класс проветрен. Учащиеся рассаживаются группами.)
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. Приветствие учащихся. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки на уроке.
- ОСНОВНОЙ ЭТАП.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ.
МОТИВАЦИЯ. При помощи воздушного шарика, который учащиеся перекидывают друг другу выяснить, что является главным в жизни каждого из учащихся в данном классе. ( Варианты ответов детей).
- МОТИВАЦИЯ. При помощи воздушного шарика, который учащиеся перекидывают друг другу выяснить, что является главным в жизни каждого из учащихся в данном классе. ( Варианты ответов детей).
- Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. (Варианты ответов детей).
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ. - Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека.
СОВМЕСТНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: учитель обращает внимание ребят на тему урока.
Учитель: - Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Варианты ответов детей).
- Сегодня мы выясним смысл понятий здоровья индивидуального и здоровья общественного.
Изучаемые вопросы:
- Здоровье - человеческая ценность
- Создание модели здоровья школьника
- Здоровье: индивидуальное и общественное
а именно: здоровье – человеческая ценность, попытаемся создать модель здоровья школьника и выясним, чем здоровье индивидуальное отличается от общественного.
Учитель: - Попробуйте дать определение здоровью . (Варианты ответов детей).
- Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?
- Какое бы вы дали определение понятию здоровья? ( Варианты ответов детей).
Задание на ассоциации : на каждую букву данного слова напишите слова, которые означают, что помогает человеку быть здоровым.
З-
Д-
О-
Р-
О-
В-
Ь
Е-
Первый изучаемый вопрос: Здоровье - человеческая ценность.
РАБОТА В ГРУППЕ. Задание на ассоциации.
Задание каждой группе.З-Д-О-Р-О-В-Ь-Е - На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым, например, задор, Например: движение, оптимизм, образ жизни, радость, образованность, восторг, единство души и тела.
Здоровье - это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Определение здоровья данное в Уставе ВОЗ записать в тетради)
( из Устава ВОЗ)
Задание: назовите проявления состояния здоровья школьника.
Рис.1
Рис. 2
Варианты ответов: физическое, социальное, психическое здоровье.
Рис. 3
Рис. 4
Рис.1
Рис. 2
Варианты ответов: физическое, социальное, психическое здоровье.
Рис. 3
Рис. 4
Модель здоровья школьника
Здоровье
Физическое здоровье – функционирование организма, здоровье всех его систем, физическая активность, гигиена, режим труда и отдыха, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек и т.д.
Второй изучаемый вопрос- создание модели здоровья школьника . Модель можно представить в виде треугольника, вершиной которого является состояние идеальное здоровья. Такая модель показывает взаимосвязь существующую между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека. В основе идеального здоровья находится физическое здоровье человека.
Модель здоровья школьника
Социальное здоровье – осознание себя личностью мужского или женского пола, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми, профилактика социально значимых заболеваний.
Здоровье
На основе физического формируется социальное здоровье человека.
Модель здоровья школьника
Психическое здоровье –
умение определять своё место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации, становление и развитие личности старшеклассников, их самоопределение и самореализация.
Здоровье
На базе физического и социального здоровья формируется психическое здоровье человека.
Модель здоровья школьника
Здоровье
Психическое
Здоровье - главное условие человеческого счастья!
Социальное
На базе физического и социального здоровья формируется психическое здоровье человека.
Физическое
Общие задачи маршрута:
- Высший уровень - способен помочь
близким
Каждый человек достигает своих вершин по формированию здоровья (физического, социального, психического) индивидуальными маршрутами. Общие задачи маршрута :
1 уровень - Знать. 2 уровень - Уметь предупредить. 3 высший уровень - Быть способным помочь близким.
здоровье
Практическая работа: создайте свою модель здоровья
III
II
I
психическое
III. Могу помочь:
II. Умею:
I. Знаю:
III
II
I
Эти три составляющие здоровья (физическое, социальное, психическое) должны постоянно находиться в гармоничном единстве, дополняя, и влияя друг на друга. Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья.
Задание группам: Используя понятие здоровья, общие задачи каждого маршрута по заданной общей модели создать свои модели здоровья.
РАБОТА В ГРУППАХ. Во время групповой работы звучит валеологическая мелодия [3] .
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ УЧАЩИХСЯ, в которых, они имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность. Защита групповых моделей здоровья.
Учитель обобщает ответы детей и акцентирует внимание на целенаправленном стремлении к сохранению и укреплению здоровья каждого как жизненной ценности.
Вывод: «здоровье» понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов. Каждый из вас сможет самостоятельно составить свою индивидуальную модель здоровья.
Упражнения для физкультминутки (под звучание валеологической мелодии [ 1 ): Для улучшения мозгового кровообращения: И.П.- сидя, стоя, руки на поясе. На счёт 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- и. п., на счёт 3-4 тоже правой рукой. Повторить 3-4 раза.
2. Для снятия утомления с плечевого пояса: «Осьминог»- круговые движения плечами назад - вперёд 3-4 раза, плечи поднять- опустить (оба вместе, затем по очереди) 3-4 раза.
3. Для снятия утомления с туловища: потянуться в удовольствие до 10 сек.
социальное
III
II
I
физическое
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
« Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, здоровье, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям … не только ради себя, но и ради детей, родных, друзей, а особенно ради государства; ведь достояние отдельных лиц составляют богатство гражданской общины».
Третий изучаемый вопрос - Здоровье индивидуальное и общественное
Из трактата древнеримского политика Марка Туллия Цицерона «Об обязанностях»
Главное богатство любого государства – это люди. Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая система и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея».
Из Концепции национальной безопасности РФ.
здоровье
ЗДОРОВЬЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
ОБЩЕСТВЕННОЕ
Учитель: Современная медицина определяет здоровье как общественное, так и индивидуальное (см. схему). Что подразумевается под понятием индивидуальное здоровье? общественное здоровье?
-Каким образом взаимосвязаны понятия общественное и индивидуальное здоровье? (они неразрывно связаны друг с другом, и одно зависит от другого).
Без здорового индивидуального человека, как единицы общества не будет здорового общества, поэтому наше государство заботится о здоровье каждого человека .
Это здоровье каждого человека в отдельности
Совокупное здоровье людей
или здоровье всего населения
страны
16
«…прежде всего мы должны сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение по крайней мере двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».
Высказывания выдающихся людей о здоровье.
Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейский мудрости»
16
16
Всем доброго здоровья!
Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке.
16
16