Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в 8 классе.»
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в 8 классе.
Работу выполнила учитель биологии МБОУ « СОШ с.Красавка» Поддубная Е.В.
Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья. Н. Чернышевский
Исследования позволяют определить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
- Частую смену позы
- Потягивание
- Встряхивание руками
- Зевота
- Закрывание глаз
- Подпирание головы
- Остановившийся взгляд
- Ненужное перекладывание предметов
- Разговор с соседом
- Увеличение количества ошибок в ответе
- Невосприятие вопроса
- Задержка с ответом
- Частые поглядывания на часы во время урока
-игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережение.
- разнообразие видов и форм уроков .
- Гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса .
- Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие .
- Использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах
- Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек.
- Физкультминутки на 15-20 минутах урока .
- на регуляцию психического состояния,
- на координацию движений и психологическую разгрузку,
- на общее развитие организма детей ,
- микропаузы при утомлении глаз.
- Мотивация учащихся: оценка, похвала, поддержка, соревнование, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
-Использование проблемных творческих заданий.
тема урока “ Строение мышц. Обзор мышц человека” ,
- Упражнение называется “Любопытная Варвара”. Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, дышать трудно. Расслабьтесь, слушайте и делайте: « Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед, тут немного отдохнет.» Шея не напряжена и расслаблена.
тема урока: “Осанка. Предупреждение плоскостопия”.
- Упражнение называется “Птица перед взлетом”. Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, руки за спиной, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят спокойно, свободно (5-6 сек.).
Тема урока: « зрительный анализатор».
- Можно воспользоваться методикой, которую предлагает доктор А. Базарный. На потолке выбирается поле, на котором можно нанести схему максимально возможных размеров. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется стоя.
тема урока: « слуховой анализатор »
- Плотно обхватив ушную раковину ладошкой так, чтобы большой палец обнимал сзади всё ухо, а остальные пальцы спереди сжаты в кулачок.
- Тянем с умеренной силой ухо сверху вниз и снизу вверх, а на счет четыре – с каждым разом усиливая тягу.
- Теперь делаем из себя Чебурашку - тянем уши в стороны. Да, не бойтесь. Наши уши крепко к нам привязаны, просто так не растянутся. Если уши еще на месте, крутим их по часовой стрелке. Теперь прикладываем ладошку к уху и вращаем против часовой стрелки. Что? Уши присосались к ладошке? Тогда с силой оторвем их и ещё пару раз - присасываем - отрываем. Лучше слышать будем.
- На каждое упражнение по 5 - 10 движений. Тест: уши должны быть красными, гореть и ощущаться раздувшимися. Как у слона. Есть такое? Значит всё сделано правильно!
Тема урока: “ Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей”.
- Особый интерес представляет методика дыхательной гимнастики Стрельниковой и методика Бутейко. Суть методики Стрельниковой заключается в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох после активного “эмоционального” вдоха происходит как бы сам собой. В упражнениях, предложенных А.С. Стрельниковой, вдох надо выполнять при наклоне вперед, а выдох при выпрямлении.
Тема урока : « Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания».
- Равномерно считая, на 4 счета — вдох, следующие 2 счета — пауза, затем 4 счета - вдох, 2 счета - пауза и т.д.
тема урока: “ Скелет поясов и свободных конечностей ”
- 1. Paсmиpанue и разминание возвышения большого пальца и ребра ладони,
- упражнение на увеличение амплитуды движения большого пальца руки,
- отгибание пальцев рук,
- прогибание всех пальцев одновременно.
На уроках можно проводить “оживлялки”, которые помогают снять усталость.