В уставе Всемирной организации здравоохранения написано, что Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Также мы понимаем здоровье не только как смысл жизни, но и как ресурс для повседневной жизни, т.е. жизнеспособность, энергию, с которой люди стремятся к достижению цели, выполняют свои ежедневные обязанности и способность к быстрому восстановлению сил после стрессовых ситуаций.
В последние годы интерес к проблеме здоровьесберегающих технологий в образовании возрос. Это обусловливается несколькими причинами. Первая из них – общее ухудшение здоровья нации. Вторая причина - те стратегические задачи, которые сегодня поставлены перед образованием и наукой в связи с необходимостью реализации национального проекта «Образование». Нацеленность всех звеньев системы образования на скорейшее внедрение инновационных моделей, интенсификацию всех процессов в образовании требует принципиально иного состояния здоровья обучающихся.
Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я ставлю
3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы.
1.Организационно-педагогические технологии (ОПТ). Определять структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения требований СанПиНа, предъявляемые к гигиеническим условиям обучения, и по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков, родителей, других учителей.
2.Психолого - педагогические технологии (ППТ). Связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной. Рациональная организация урока – важная составная часть моей работы по здоровьесбережению. В своей работе при подготовке к уроку использую памятку «Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения».
Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, то я на уроках использую передвижение по классу. Помогают в этом разнообразные формы организации деятельности учащихся на уроках: работа в группах; работа в парах; использование игровых ситуаций.
В игровой форме проводится устный счет по математике: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают ответы к примерам, второй вариант - у одной группы детей примеры, у другой ответы, они находят себе пару. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. В качестве приема здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. Карточки с разноуровневой инструкцией помогают справиться с заданием каждому ученику. Уровней три. Сначала задание предлагается на наиболее трудном уровне.
ГОРА, ГОРЫ, СТЕНА, СТЕНЫ, НОРА, НОРЫ, РЕКА, РЕКИ.
I РИ.
1) Прочитайте слова.
2) Распределите слова на две группы.
3) Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.
Тем, кто не может справиться с заданием по этой инструкции, предлагаются карточки со второй, а затем и с третьей разновидностями инструкции (РИ), которые предполагают различную меру помощи при выполнении задания, т.е. его индивидуализацию.
II РИ.
1) Прочитайте слова.
2) Распределите слова на две группы в зависимости от места ударения в словах.
3) Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.
III РИ.
1) Прочитайте слова.
2) Слова можно распределить на две группы в зависимости от места ударения в словах. Чтобы найти ударение, прислушайся, какой слог звучит сильнее в каждом слове.
3) В первый столбик выпиши слова, ударение в которых падает на первый слог; во второй столбик - слова, ударение в которых падает на второй слог.
При такой организации выполнения все ученики класса, даже и наиболее слабые, используя РИ, справляются с заданием.
При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, получает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе. Для создания благоприятного психологического климата я использую различные формы проведения уроков: урок-праздник, КВН, игра, сказка, аукцион, концерты, экскурсии.
На уроках ежедневно проводятся две обязательные зарядки: для глаз и для различных групп мышц. Она имеет свое назначение – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание.
Также использую некоторые упражнения из дыхательной гимнастики по Стрельниковой. Она входит уже в четвертую группу здоровьесберегающих образовательных технологий и является лечебно-оздоровительными технологиями (ЛОТ) составляющими самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Упражнение «КОШКА»
Исходное положение для данного дыхательного упражнения: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (обратите внимание, что при выполнении данного упражнения ступни ног не должны отрываться от пола). Руки расположены на уровне пояса, плечи и спина в расслабленном состоянии.
Действие: Представьте себя кошкой, которая подкрадывается к птице. Старайтесь повторить ее движения: слегка приседая, поворачивайте туловище то вправо, то влево, тем самым перенося тяжесть тела переменно то на правую, то на левую ногу в зависимости от того, в какую сторону поворачиваетесь. Выполняйте упражнение легко, пружинисто, глубоко не приседая (слегка сгибайте и выпрямляйте колени), во время приседания делайте руками хватательные движения справа и слева от себя (руки держите на уровне пояса, не размахивайте ими), следите за тем, чтобы спина была абсолютно прямая, поворот осуществляется только в талии, не поворачивайтесь в стороны всем телом!
Сначала приседаем и слегка поворачиваем туловище вправо и одновременно делаем короткий и шумный вдох носом. Затем приседаем и поворачиваем туловище влево, опять же поворот сопровождается коротким и шумным вдохом. Так и продолжаем: поворот вправо – вдох, поворот влево – вдох и т.д. Выдохи происходят непроизвольно между вдохами, все свое внимание акцентируем лишь на вдохах. Выполняйте 12 циклов (по 8 вдохов-движений в каждом цикле). Между циклами 3-4 секунды отдыха.
Чтобы заинтересовать учащихся провожу комплекс упражнений по здоровьесбережению, объединенных одной темой.
Например: «КОШКА».
Начинаем курс занятий с отгадывания загадки.
Загадка.
Глазищи, усищи, хвостище-
А моется всех чище. (КОТ)
2. Графический диктант.
Один ребенок рисует по клеткам на доске, а остальные (молча) следят глазами и проверяют правильность выполнения задания. Позитивный настрой на задание и гимнастика для глаз.
От точки 1 клетка –право,1 – вниз, 2 – право, 1 – вверх, 1 – право, 2 – вниз, 5 – право, 2 – вверх, 1 – влево, 1 - вверх, 2 – вправо, 8 – вниз, 1 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз,1 – влево, 2 – вверх,3 – влево, 2 – вниз, 1 – влево,2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево,4 – вверх.
3. Скороговорка.
Разучивание скороговорки. Перемещение по классу рядами, вариантами и рассказывание своим одноклассникам скороговорки.
Кота Потап по попе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
4. Пальчиковая гимнастика.
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх. Пошевелить ими.)
«Кошка и горшок с молоком»
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком. (складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла (“идем” указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)
Глубже сунулась в горшок:
- Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой (крутим головой)
Налакалась молочка –
Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка убежала)
5.Физминутка на различные группы мышц.
Котята
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!
3.Третья группа – учебно-воспитательные технологии (УВТ). Включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Каждый день проводим утреннюю зарядку до уроков. Один из комплексов был обозначен под темой «Кошка». Первое упражнение я показала сама «Кошка умывается».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях.
1. Начинаем движение правой руки ко рту, затем опускаем ее в исходное положение.
2. На счет 2 делаем те же движения левой рукой.
3. Правая рука идет вверх, к плечу, а затем за затылок и огибает голову сзади через затылок на лоб и лицо и возвращается на место.
4.То же делает и левая. Выполним упражнение.
Остальные упражнения «плод» труда самих учащихся и их родителей.
Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. Ведь дети следят за своим здоровьем так, как их научили родители. Поэтому, проводя внеклассные мероприятия, мы приглашаем детей с родителями, чтобы они видели, как правильно следить за своим здоровьем. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.
Мы организуем походы, экскурсии, устраиваем конкурсы рисунков «Здоровый образ жизни», «Соблюдаем режим дня» и т. д.
Проблема, с которой я столкнулась – это несоблюдение режима питания детей. Зачастую они вместо завтрака приносят чипсы, конфеты и другие продукты. Для решения этой проблемы, совместно с родителями, было организовано внеклассное мероприятие о правильном питании и, конечно же, о здоровье зубов. Я считаю, что результат был хороший. На данный момент в моем классе завтракают 17 детей и обедают – 21 из 26 учащихся.
Проанализировав результаты своих наблюдений за детьми, я приняла решение об использовании дополнительных игровых методов психокоррекции.
Эти игры проводились после уроков в группе продленного дня, на кружковых занятиях. Работа велась в следующих направлениях.
-Развитие внимания
-Развитие памяти и восприятия, наблюдательности
-Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации
-Развитие мышления и речи
-Игры, способствующие снятию страхов в общении
Следующий этап работы в этом направлении – проведение родительского собрания совместно с детьми, на котором родители наглядно увидели, как развивать память, мышление и другие психологические процессы. Каждый увидел, справляется ли его ребенок с заданиями или ему требуется помощь.
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Внедрение ЗСТ в обучение ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его педагогического творчества.
Ожидаемые результаты:
1. Снижение заболеваемости среди детей.
2. Создание сплоченного коллектива учащихся.
3. Личностный рост учащихся.
4. Повышение качества обучения.
5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.