СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в образовании

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Здоровьесберегающие технологии в образовании"

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Здоровьесберегающие технологии в образовании.

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … 
это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических
и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А.Сухомлинский

Работа воспитателя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка , культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации нашего образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – это важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма, это одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в системе потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей, воспитывающихся в детских домах. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому воспитателю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.

Вот десять «золотых» правил здоровьесбережения: 
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Следуя концепции здоровьесберегающего образования в программу работы с детьми включены следующие направления:
1. Здоровьесберегающее обучение (построение воспитательного часа и самоподготовки на здоровьесберегающей основе);
2. Активизация физической деятельности;
3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
4. Пропаганда здорового образа жизни.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях детского дома является:
- Введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых воспитательных занятий;
- Обязательное ритмичное чередование на воспитательных занятиях, физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка, в течение всего времени;
-Рационализация питания детей, на основе создания меню-раскладок адаптированного к конституциональным особенностям обучающихся;
- Организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем, психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом;
- Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.

Согласно папке «Основные направления воспитательной работы», которую мы комплектуем в начале учебного года стало традиционное проведение, воспитательных и информационных часов, диспутов, круглых столов. Сбалансированное питание, посещение спортивных секций, занятия танцами, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе, экскурсионные поездки и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.


Все здоровьесберегающие занятия можно разделить на следующие виды:

-медико-профuлактические;

-физкультурно-оздоровительные;

-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного и школьного образования;

-валеологического просвещения


Мы чаще всего используем здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям.

1.Релаксация

Капризы, усталость, нарушенный сон, отсутствие аппетита. Порой невозможно понять, что происходит с ребёнком. Все очень просто: дети и подростки практически всегда пребывают в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Причин для этого предостаточно: стрессовые ситуации, адаптация, кризисный возраст, усталость, перенапряжение. На протяжении дня ребёнок получает такой объем информации, что его организму непросто с ней справиться. Отсюда и сильный стресс, который отражается на поведении ребёнка.

Получить положительные эмоции, снять напряжение и устранить нервозность помогают специальные релаксационные упражнения для снятия стресса у детей. Ведь для формирования здоровой психики  ребенку нужно уметь расслабляться.

Кто из детей не любит игры. Именно такая форма – игровая – активно используется при проведении релаксационных упражнений для детей раннего возраста. Преимущество таких упражнений состоит в том, что их можно выполнять в любой момент, и они не требуют дополнительного инвентаря. Методика подбирается с учетом возраста и склонностей детишек.

Прекрасным способом релаксации является звуковая терапия. Детишки с интересом и удовольствием слушают шум леса, морского прибоя либо дождя. Кроме того, они еще и пытаются представить картинку в своем воображении. Это не только успокаивает, но прекрасно поднимает настроение.

Дети старшего возраста отлично воспринимают арт-терапию, или другими словами – творческие занятия: рисование, конструирование, лепку. Во время таких упражнений у детей снимается психоэмоциональное напряжение, вдобавок происходит еще и творческое развитие.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. 



Чему способствует релаксация у детей разного возраста?

Релаксация - это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического), а также расслабления, что позволяет ликвидировать фактор раздражения. Весьма полезна релаксация для детей. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. Упражнения для релаксации для детей играют большую роль. Дети начинают контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими чувствами. Расслабление позволяет сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Упражнения для релаксации для детей рекомендуется выполнять всем. Но особенно они важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим и гиперактивен.

Упражнения на мышечные расслабления проводятся психологами, работающими с детьми. Такие занятия являются элементом оздоровительного курса. Но в то же время простая игровая релаксациядля детей может быть использована воспитателями или родителями. Расслабление в таком случае вызывается специальными игровыми приемами, каждый из которых, как правило, имеет образное название (это способно увлечь детей). Дети выполняют упражнения на расслабление, не только копируя движения воспитателя. Детки перевоплощаются и входят в заданный им образ. Новые игры способны заинтересовать ребенка, что позволяет ему хорошо расслабиться. Эффект от занятия заметен сразу по спокойному выражению лица, ритмичному и ровному дыханию и т. д.



В настоящее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные формы нарушения психоэмоциональной сферы. Причиной этому становится ограничение круга общения школьников и сосредоточение их на компьютерах и телевизорах. Неоценимую помощь в деле воспитания детей улучшении его психического здоровья оказывает музыка. Еще древние знахари отметили ее способность излечить человека от различных недугов. Например, звуки скрипки поднимают настроение, флейта может помочь при кашле, а мелодии альта устраняют неврозы. Музыка обладает поистине фантастическим умением регулировать психоэмоциональное состояние ребенка. Она помогает преодолевать ощущения дискомфорта, выражающиеся страхом, неуверенностью, растерянностью и боязнью. Способствует этому и музыка природы. Релаксация достигается при прослушивании шелеста листьев и пенья птиц, шума дождя и журчания ручья. Эти звуки избавляют ребенка от беспокойств и страхов. Они дарят ему уверенность и хорошее настроение. Специалисты рекомендуют сочетать спокойные мелодии и звуки природы. Релаксация при этом наиболее эффективна.

2.Самомассаж биологически активных точек
Массаж этих точек не только улучшает общее состояние организма, способствуя повышению его защитных сил, но также улучшает кровообращение головного мозга, слизистых оболочек носа и пазух, дыхательных путей и т.д..

3. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

4.Динамические паузы.

Использование динамических пауз на занятиях и между занятиями позволяет снять статическое напряжение у ребёнка, повысить двигательную активность детей в течение дня, поддерживать интерес детей к разнообразным нагрузкам, развивать чувство ритма, музыкальный слух, оздоравливать организм ребенка, развивать фантазию и творчество, гиперактивные дети при этом могут выплеснуть излишки скопившейся энерги


Использование здоровьесберегающих технологий предполагает, что воспитатель своими действиями не наносит вред здоровью учащихся, то есть после занятий его воспитанники не оставляют частичку своего здоровья. Педагог может и должен помочь ребёнку в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение воспитателя к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
во-вторых, общий настрой детского дома на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научат их заботиться о себе.
Правильно организованный воспитательный процесс в условиях детского дома, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья, как педагогов, так и обучающихся. 
Наша задача, чтобы выпускник обладал навыками управления здоровьем в собственной жизни, чтобы покидая стены детского дома он имел более качественное здоровье, чем при поступлении в детский дом.

В заключении хочется ещё раз сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в группе, спальнях, классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье детей. Приучайте своих детей к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером».


Далее мы хотим предложить систематизированный материал с различными видами, которые вы можете использовать на своих занятиях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!