Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская художественная школа имени И. И. Крылова г. Азова.
Методическая разработка
По предмету:
«Станковая композиция»
на тему:
«Жанр пейзажа «времена года» в технике пуантилизм»
Преподаватель:
Новикова Е. Г.
МБУ ДО ДХШ
им. И. И. Крылова. г. Азова.
2021 г.
Тема: жанр пейзажа «времена года» в технике
пуантилизм».
Класс 1
Вид занятия: Тематическое рисование
Цель урока: Нарисовать жанр пейзажа в технике пуантилизм.
— развить образное мышление, творческое воображение; — приучить детей видеть прекрасное в обыденных вещах; — сформировать у учащихся способность воплощать задуманное в своей творческой работе.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать представление о направлении во Французской живописи – пуантилизме.
Познакомить с художественными техниками (направлениями) в живописи: «Пуантилизм», повторяя тему «Импрессионизм».
Научить использовать технику рисования «Пуантилизм»
Развивающие:
Развить умение смешивать цвета.
Развить логическое мышление, внимание, память, творческие способности.
Воспитывающие:
Формировать учебную деятельность через познавательный интерес, воспитание эстетических чувств к окружающей природе и бережного отношения к ней.
Материалы для учителя:
Для педагога – репродукции картин, доска
Материалы для учащихся:
Для учащихся – бумага А3, гуашь, кисти, ватные палочки, карандаш, стерка, банка с водой.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративные: рассказ, беседа, демонстрация наглядного пособия.
Наглядные пособия: репродукции картин, фото, рисунок.
2 урока по 2 часа
План 1 урока:
1. Организационная часть (5мин).
2.Сообщение новых знаний (30 мин).
3.Практическая работа учащихся (1час 15 мин).
4.Подведение итогов (5 мин).
5.Завершения урока (5 мин).
Ход 1 урока:
1.Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Отметить отсутствующих в классном журнале.
2.Сообщение новых знаний
Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Георгиевна.
Сегодня мы с вами повторим знания о пейзаже, временах года и познакомимся с техникой «пуантилизм».
Дети что такое пейзаж?
В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего -
это изображения природы.
А какие виды пейзажей вы знаете?
Если художник изобразил город или городскую улицу то пейзаж называется городским.
Лесные просторы...- это лесной пейзаж;
горы..-горный ; море- морской.
(показать наглядный материал)
Ребята как называют художника который пишет пейзажи? (пейзажистом)
Что такое времена года?
Сколько в году времен года? (4-весна, лето, осень и зима)
Рассказать приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.
Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.
Цвет: Конечно же, когда мы говорим о зиме, то сразу представляем себе белый цвет. Это основной цвет, господствующий в зимнем ландшафте на большой части территории Земли. Плюс еще черные, коричневые деревья, контрастирующие на фоне белых сугробов снега. Зимой у природы небольшая палитра, но, тем не менее, те краски, которые остались, выглядят на белом фоне очень яркими: краснота рябины, зелень хвои, оранжевые закаты, ледяная голубизна неба…Зимние краски – холодные, но пронзительно ясные, лучистые. Основной цвет – холодный синий.
(показ наглядного материала).
Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы.
Цвет: Это настоящий фейерверк цвета, особенно в разгар весны, когда все кругом цветет. Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, желтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-желтый первоцвет и одуванчики; зелено- желтая зелень травы и первых клейких листочков на деревьях, - все это под ясной прозрачной голубизной весеннего неба. Для весенней природы типичны радостные, легкие, светящиеся краски.
Основной доминирующий цвет – желтый, что и придает весенним краскам жизнерадостность.
(показ наглядного материала)
Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.
Цвет лета – зеленый. Самый насыщенный, мягкий и приятный цвет, поэтому и на природе в лесу густые зеленые листья деревьев успокаивают, дарят легкость, отдых и наслаждение чарующей красотой. А еще у лета есть голубой цвет. Это цвет неба, воды, а также из-за обилия солнечного света цвета более приглушенные.
(показать наглядных пособий)
Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.
Цвет: Для этого времени года, естественно, типичны цвета урожая: оранжевые грибы, красные яблоки, золотистый лук и т.д. В «багрец и золото одетые леса», сады и парки…Краски осени – теплые, насыщенные, землистые, тяжелые. Доминирующий цвет – красный. Это потому, что в солнечном спектре осенью преобладают красные лучи, под которыми все в природе быстрее созревает.
(Показать наглядные пособия)
А теперь мы с вами познакомимся с новой техникой
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечный»), стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчёте на их оптическое смешение в глазах зрителя. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основателем стиля стал Жорж Сёра. Также в этом направлении работали Поль Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсаро, Камиль Писсаро.
При рассматривании иллюстраций произведений пуантилистов обращаем внимание на работы, которые выполнены круглыми мазками…
В графике такие «мазки» оставляют фломастеры, маркеры и др. графические материалы.
(показ наглядного пособия)
Правило техники безопасности рисования красками.
Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по партам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками.
Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти (ватные палочки) и влажные салфетки для рук.
Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.
Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.
Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
Нельзя краски пробовать на вкус.
Бумага должна лежать на столе.
После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.
8. На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.
3. Практическая работа учащихся.
А сейчас переходим к практической части.
Выполнить работу на освоение нового метода живописи – нарисовать жанр пейзажа в технике ПУАНТИЛИЗМ
Для рисования в технике «Пуантилизм» нам понадобится: плотная бумага, гуашь, ватные палочки, кисти, банка с водой, салфетки, карандаш и стерка.
1. Берём лист формата А3.
2. Располагаем лист горизонтально рисуем карандашом линию горизонта.
Любой рисунок необходимо начинать с компоновки на бумажном листе. Сделайте небо меньше земли или наоборот. Учтите, что эти части не должны быть одинаковыми.
3. Показать как строятся деревья (наглядное пособие)
4. Композиция может быть любой: лесной -деревья, тропинка, облака... ;
горный- горы, дом в горах... ; морской-море ,берег кораблик ... ; городской -дома, деревья...
5. Выбираем время года, которое вам нравится (Зима, весна, лето, осень).
6. После того, как рисунок выполнен, приступаем к выполнению цветового решения пейзажа.
7. Берем ватную палочку, сначала окунаем ее в воду, затем в краску и методом «тычка» заполняем весь рисунок соответствующими цветами. Между точками оставляем просветы для заполнение другим цветом. Мазки должны быть небольшими.
8. На следующем занятии продолжим…
4.Подведение итогов занятия
Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы.
5.Завершение урока
В конце урока сообщить учащимся домашнее задание; похвалить класс и проговорить материалы на следующий урок и сказать, что это задание продолжим на следующим уроке.
После урока учащиеся приводят в порядок свое рабочее место. Мне очень понравилось с вами работать. Дома вы можете попробовать все что прошли на занятии и создать новый пейзаж. Желаю радости создания и успехов.
План 2 урока:
1. Организационная часть (5мин).
2. Повторение знаний (10 мин).
3. Практическая работа учащихся (1 час 35 мин).
4. Подведение итогов (5 мин).
5. Завершения урока (5 мин).
Ход 2 урока:
1.Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Отметить отсутствующих в классном журнале.
2.Повтрение знаний.
Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Георгиевна.
Сегодня мы с вами повторим знания о пейзаже, временах года и будем выполнять пейзаж в технике «пуантилизм»
Ребята что такое «пуантилизм»?
Какие времена года бывают?
Что такое пейзаж?
Учитель: Давайте повторим, с помощью каких красок художник создаёт
пасмурную и солнечную погоду?
Дети: Пасмурную погоду – тёмными красками, солнечную – яркими.
Учитель: Художник – пейзажист при изображении пасмурного дня использует холодные цвета. Назовите холодные цвета.
Дети: Синий, серый, зелёный, чёрный...
Учитель: Правильно. Этими красками художник рисует обнаженный голый лес, опустевшие поля. При изображении солнечной погоды художник использует тёплые цвета. Назовите, какие?
Дети: Жёлтый, красный, оранжевый...
Посмотрите ещё раз на пейзажи художников и вы увидите, как много оттенков использует художник в изображении неба и земли.
Практическая работа учащихся.
Сегодня продолжим задание, которое мы делали на прошлом занятии.
1. После того, как рисунок выполнен, приступаем к выполнению цветового решения пейзажа.
2. Заполняем сначала небо (голубое) после землю(коричневый). Берем ватную палочку, сначала окунаем ее в воду, затем в краску и методом «тычка» заполняем весь рисунок соответствующими цветами. Между точками оставляем просветы для заполнение другим цветом. Мазки должны быть небольшими.
3. Затем прорабатываем задний план, не насыщая цветом, оставляя между точками больше пространства.
4. Далее прорисовываем 1-й план — более яркими, насыщенными цветами, наносим точки с меньшим интервалом друг от друга. Чтобы изображение не сливалось, используем тональные отношения предметов друг с другом и фоном по правилу: «светлое на тёмном», «тёмное на светлом».
5. Заключительный этап — прорабатываем мелкие детали в пейзаже: веточки на деревьях и кустиках, тени под предметами.
В ходе выполнения пейзажа напоминаем учащимся, что пуантилизм — визуальное смешение красок, следовательно, почаще нужно смотреть на свою работу с небольшого расстояния.
В результате работы у каждого ребенка получается свой пейзаж, не похожий на другие работы.
4.Подведение итогов занятия
Выставка и анализ детских работ.
Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы.
5.Завершение урока
В конце урока сообщить учащимся домашнее задание; похвалить класс и проговорить материалы на следующий урок.
После урока учащиеся приводят в порядок свое рабочее место.
Мне очень понравилось с вами работать. А дома вы можете попробовать нарисовать новый пейзаж в технике которые мы прошли на занятии.
Список использованной литературы.
учебник «методика преподавания изобразительного искусства в школе» Н.Н. Ростовцев.
учебник «методика преподавания изобразительного искусства» Н.М. Сокольникова.
http://beauty.net.ru/public/tsvetovaya_teoriya_vremena_goda/
https://multiurok.ru/files/plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-kolorit-i-nastroie.html
14