УРОК 2. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА». КОМПОЗИЦИЯ.
Цель урока: раскрыть специфику жанра произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума», уметь аргументировать свою точку зрения; проанализировать особенности композиции комедии, продолжить развитие навыков аналитического мышления школьников над прочитанном; продолжить воспитание эстетического чувства у школьников от текста художественного произведения.
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа, рассказ учителя, учащегося, комментированное чтение, анализ текста.
Педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ - технологии, технология диалогового взаимодействия.
Словарная работа: лексика, оценивающая стих комедии; семантика фамилий.
Ход урока
. Организационный момент.Приветствие учителем учащихся. Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока.
Проверка домашнего задания.
Беседа.
Повторение понятия «комедия классицизма». Работа с рабочими листами.
Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования (но… список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).
- Какой жанр «Горя от ума» - комедия или драма?
АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ КОМЕДИИ.
Вспомним черты классической комедии.
комедия относится к низшему стилю;
одна из особенностей сюжета – любовный треугольник: борьба двух молодых людей за руку одной девушки ( Софья –Молчали-Чацкий);
соблюдение правила трёх единств: места, времени, действия(В "Горе от ума" драматург соблюдает только два единства из трех - это единство места (все события комедии происходят в московском доме Фамусова) и единство действия (события происходят даже не в отведенные 24 часа, а укладываются в меньший срок: Чацкий появляется в фамусовском доме рано утром, а уезжает ночью, т. е. все произошло менее, чем за сутки).;
говорящие фамилии(Фамусов, Репетилов и др);
литературное произведение должно воспитывать верность государству, Отечеству;
в конце порок наказан, добродетель торжествует
АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ДРАМЫ
Драматический конфликт героя общества.
Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.
Мы убедились: в пьесе есть элементы и комического, и драматического начала. Вот почему мнение критиков неоднозначно.
2. В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.
Таков формальный замысел комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Однако пьеса вышла за рамки ограниченного бытового конфликта, была наделена социально - политическим смыслом, что и сделало ее бессмертной.
III.Объяснение нового материала.
Слово учителя.
Границы жанра должны определяться задачей или целью, которую в своем произведении ставил перед собой автор. Известно, что А. С. Грибоедов первоначально определил свое произведение как «сценическую поэму», затем «драматическая картина», а окончательно – «комедия».
Парадокс заключался и в жанровом своеобразии: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как трагикомедия, герои которой получают "миллион терзаний".
Парадоксально и то, что "Горе от ума"- эпизод из жизни самого Грибоедова (его возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен сумасшедшим), и сам автор в какой- то мере прототип Чацкого.
Наконец, парадокс заключен в самом названии "Горе от ума". Гельвеций, французский философ - материалист 18 века, писал: "Ум подготавливает счастье:". Но в комедии Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока. (Значение слова "парадокс" выписано на доске. Парадокс - это суждение, противоречащее здравому смыслу)
Комедия Л. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».
Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
2.Запись в тетрадь.
Сюжет — это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.
Учитель:
__ Сколько действий в комедии? А сколько должно быть по законам классицизма?
Традиции и новаторство в комедии «Горе от ума».
Традиции | Новаторство |
Соблюдение правила единства места и времени. | Нарушение правила единства действия. Конфликт приобретает двоякий характер. Осмыслен реалистично. |
Наличие традиционных черт в системе героев: 1) любовный треугольник: Софья – Чацкий – Молчалин 2) амплуа «ничего не знающего отца» (Фамусов), субретки – «веселой служанки, верно преданной госпоже (Лиза), резонёра (Чацкий) | Историзм в изображении действительности. |
Говорящие имена и фамилии | Глубокое и многостороннее раскрытие характеров с помощью речевых портретов. |
| Мастерство в создании психологических портретов. |
| Отказ от 5 действия как знака благополучной развязки. |
| Новаторство языка комедии (образ живой разговорной речи). |
3. Беседа по вопросам.
— Какие элементы сюжета вы знаете?
— Какие из них являются главными, какие второстепенными?
— Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?
— Возможна ли их перестановка?
— Какой художественный эффект при этом достигается? Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к последующему восприятию комедии как новаторского произведения.
Работа с рабочими листами
ЭКСПОЗИЦИЯ
1 действие (1—6-е явления): знакомство с хозяином, его дочерью Софьей, слугами, секретарем Молчалиным. Описание обстановки и нравственных устоев; первые характеристики персонажей.
ЗАВЯЗКА
1 действие (с 7-го явления): После приезда Чацкого происходит расстановка сил, и дальше действие развивается по двум направлениям: конфликт личный и конфликт общественный.
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
Личный конфликт
2 действие: Чацкий пытается узнать, нет ли здесь жениха какого.
3 действие: Чацкий хочет добиться признания Софьи.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ
2 действие: обличение фамусовского общества (монолог Чацкого «А судьи кто?»).
3 действие: бал в доме Фамусова, приезд гостей; рождение и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.
КУЛЬМИНАЦИЯ
Личный конфликт
IV действие: Чацкий своими глазами увидел, кого ему Софья предпочла — прозрение героя.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ
IV действие: Чацкого объявляют сумасшедшим, объясняя его поведение; все танцуют, не обращая больше внимания на его речи. Чацкий одинок — он прозрел окончательно.
РАЗВЯЗКА
Прозревший Чацкий стремится вон из Москвы. Но финал открытый. Развязки в полном смысле в пьесе нет, потому что нет конца в борьбе «века нынешнего» и «века минувшего» и в жизни тоже. Комедия отразила эту борьбу реалистически.
4. Анализ списка действующих лиц.
Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:
Говорящие фамилии.
Фамусов (от лат.Fата — молва), Репетилов (от франц. гере1ег — повторять), Молчалин – молчит, не скажет лишнего, Тугоуховский – глух, Скалозуб -…Хрюмина-… Хлестова-…
Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.
Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!
Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?
Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.
Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»
6. Чтение I действия комедии.
Комментированное чтение будет сопровождаться элементами анализа
Явление 1—5.
- Чем являются 1—5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция)
- Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?
- Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
- Какие герои и ситуации комичны?
- Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?
Поэт придерживается принципов простоты и разговорности (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; используется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспитании Софьи — «мать» — «принять»),
Явление 7.
- Как и каким появляется Чацкий?
- Как встречает его Софья?
- Что раздражает Софью в Чацком?
- Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?
- Против чего направлена ирония героя?
IV. Закрепление. Запись в тетрадь.
Первые явления I действия комедии является экспозицией: появляются все главные герои: Фамусов, София, Молчалин, Чацкий. Приезд Чацкого – завязка пьесы. Чацкий был вырван из московской среды в течение трех лет, его здесь не ждали, с первых слов он вступает в конфликт с фамусовским обществом. Это конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим»
V .Домашнее задание:
Прочитать II действие.
2. Выучить наизусть (на выбор) монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновкой».
3. Выучить конспект урока.
4. Закончить работу в рабочем листке.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
УРОК 2 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА». КОМПОЗИЦИЯ.
Комедия (др.-греч. κωμ-ῳδία, от κῶμος «праздник в честь Диониса» + ἀοιδή / ᾠδή, ᾠδά «песня; ода») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы
Особенности комедии как жанра литературного произведения
Отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и авторские ремарки существуют)
Ограничение действия пространственными и временными рамками.
Раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта)
Организация речи в форме диалогов и монологов
Этапы развития конфликта
Наличие сюжета
Драма – это род литературы, который принадлежит двум видам искусства: театру и литературе.
Основные черты драмы: сюжетность, конфликтность действия, сплошная цепь высказывания персонажей.
1.Определите какие черты комедии и драмы использует автор в своем произведении?
Черты комедии | Черты драмы |
1. 2. 3. | |
2. Наряду с традиционными для того времени чертами, комедия имеет черты реализма и романтизма. Впишите в таблицу, какие признаки классицизма вы увидели в произведении, и в чем увидели новаторство.
ТРАДИЦИИ | НОВАТОРСТВО |
Классицизм | Романтизм | Реализм |
1. 2. 3. | | |
3. Композиционное решение пьесы — это четыре действия вместо традиционных трех или пяти (как в классицизме): экспозиция ,завязка развитие действия,кульминация и развязка .
Заполните недостающие элементы таблицы.
Сюжетный элемент | Где происходит действие | Действие | Конфликт |
1.Экспозиция | 1 действие (1-6 явление) | знакомство с хозяином, его дочерью Софьей, слугами, секретарем Молчалиным. Описание обстановки и нравственных устоев; первые характеристики персонажей. | |
2. Завязка | ? | ? | |
3.Развитие действий | 2 действие | Чацкий пытается узнать, нет ли здесь жениха какого. | |
? | Чацкий хочет добиться признания Софьи. | |
? | обличение фамусовского общества (монолог Чацкого «А судьи кто?»). | |
3 действие | бал в доме Фамусова, приезд гостей; рождение и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого. | |
4.Кульминация | ? | ? | |
5. Развязка | ? | ? | |
ДЗ. Заполните таблицу.
Герой комедии | Что означает фамилия(имя)? | Прототип | Система героя |
Павел Афанасьевич Фамусов | Фамусова (от лат.: fama — молва) | Грибоедов Алексей Федорович – дядя А.С. Грибоедова | Главный |
Скалозуб | — | Римский-Корсаков Сергей Александрович – армейский офицер, служил в бородинском полку, женился на С.А. Грибоедовой. Скобелев И.Н. – генерал от инфантерии и военный писатель. | Второстепенный |
? | ? | ? | ? |