СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанровое своеобразие комедии "Горе от ума".Композиция.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект урока и рабочий лист.

Просмотр содержимого документа
«Жанровое своеобразие комедии "Горе от ума".Композиция.»

УРОК 2. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА». КОМПОЗИЦИЯ.

Цель урока: раскрыть специфику жанра произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума», уметь аргументировать свою точку зрения; проанализировать особенности композиции комедии, продолжить развитие навыков аналитического мышления школьников над прочитанном; продолжить воспитание эстетического чувства у школьников от текста художественного произведения.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, рассказ учителя, учащегося, комментированное чтение, анализ текста.

Педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ - технологии, технология диалогового взаимодействия.

Словарная работа: лексика, оценивающая стих комедии; семантика фамилий.

Ход урока

  1. . Организационный момент.Приветствие учителем учащихся. Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока.

  2. Проверка домашнего задания. 

  3. Беседа.

Повторение понятия «комедия классицизма». Работа с рабочими листами.

Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования (но… список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

- Какой жанр «Горя от ума» - комедия или драма?


АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ КОМЕДИИ.

Вспомним черты классической комедии.

  • комедия относится к низшему стилю;

  • одна из особенностей сюжета – любовный треугольник: борьба двух молодых людей за руку одной девушки ( Софья –Молчали-Чацкий);

  • соблюдение правила трёх единств: места, времени, действия(В "Горе от ума" драматург соблюдает только два единства из трех - это единство места (все события комедии происходят в московском доме Фамусова) и единство действия (события происходят даже не в отведенные 24 часа, а укладываются в меньший срок: Чацкий появляется в фамусовском доме рано утром, а уезжает ночью, т. е. все произошло менее, чем за сутки).;

  • говорящие фамилии(Фамусов, Репетилов и др);

  • литературное произведение должно воспитывать верность государству, Отечеству;

  • в конце порок наказан, добродетель торжествует


АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ДРАМЫ

  1. Драматический конфликт героя общества.

  2. Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.

Мы убедились: в пьесе есть элементы и комического, и драматического начала. Вот почему мнение критиков неоднозначно.

2. В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

Таков формальный замысел комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Однако пьеса вышла за рамки ограниченного бытового конфликта, была наделена социально - политическим смыслом, что и сделало ее бессмертной.

III.Объяснение нового материала.

  1. Слово учителя. 

Границы жанра должны определяться задачей или целью, которую в своем произведении ставил перед собой автор. Известно, что А. С. Грибоедов первоначально определил свое произведение как «сценическую поэму», затем «драматическая картина», а окончательно – «комедия».

Парадокс заключался и в жанровом своеобразии: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как трагикомедия, герои которой получают "миллион терзаний".

Парадоксально и то, что "Горе от ума"- эпизод из жизни самого Грибоедова (его возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен сумасшедшим), и сам автор в какой- то мере прототип Чацкого.

Наконец, парадокс заключен в самом названии "Горе от ума". Гельвеций, французский философ - материалист 18 века, писал: "Ум подготавливает счастье:". Но в комедии Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока. (Значение слова "парадокс" выписано на доске. Парадокс - это суждение, противоречащее здравому смыслу)

Комедия Л. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произве­дения, обеспечивающим развитие сюжета.

2.Запись в тетрадь.

Сюжет — это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.

Учитель:

__ Сколько действий в комедии? А сколько должно быть по законам классицизма?

Традиции и новаторство в комедии «Горе от ума».

Традиции

Новаторство

Соблюдение правила единства места и времени.

Нарушение правила единства действия. Конфликт приобретает двоякий характер. Осмыслен реалистично.

Наличие традиционных черт в системе героев:

1) любовный треугольник: Софья – Чацкий – Молчалин

2) амплуа «ничего не знающего отца» (Фамусов), субретки – «веселой служанки, верно преданной госпоже (Лиза), резонёра (Чацкий)

Историзм в изображении действительности.

Говорящие имена и фамилии

Глубокое и многостороннее раскрытие характеров с помощью речевых портретов.

 

Мастерство в создании психологических портретов.

 

Отказ от 5 действия как знака благополучной развязки.

 

Новаторство языка комедии (образ живой разговорной речи).

3. Беседа по вопросам.

— Какие элементы сюжета вы знаете?

— Какие из них являются главными, какие второстепенными?

— Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?

— Возможна ли их перестановка?

— Какой художественный эффект при этом достигается? Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к последующему восприятию комедии как новаторского произведения.

  • Работа с рабочими листами

  • ЭКСПОЗИЦИЯ

  • 1 действие (1—6-е явления): знакомство с хозяином, его дочерью Софьей, слугами, секретарем Молчалиным. Описание обстановки и нравственных устоев; первые характеристики персонажей.

  • ЗАВЯЗКА

  • 1 действие (с 7-го явления): После приезда Чацкого происходит расстановка сил, и дальше действие развивается по двум направлениям: конфликт личный и конфликт общественный.

  • РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

  • Личный конфликт

  • 2 действие: Чацкий пытается узнать, нет ли здесь жениха какого.

  • 3 действие: Чацкий хочет добиться признания Софьи.

  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ

  • 2 действие: обличение фамусовского общества (монолог Чацкого «А судьи кто?»).

  • 3 действие: бал в доме Фамусова, приезд гостей; рождение и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.

  • КУЛЬМИНАЦИЯ

  • Личный конфликт

  • IV действие: Чацкий своими глазами увидел, кого ему Софья предпочла — прозрение героя.

  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ

  • IV действие: Чацкого объявляют сумасшедшим, объясняя его поведение; все танцуют, не обращая больше внимания на его речи. Чацкий одинок — он прозрел окончательно.

  • РАЗВЯЗКА

  • Прозревший Чацкий стремится вон из Москвы. Но финал открытый. Развязки в полном смысле в пьесе нет, потому что нет конца в борьбе «века нынешнего» и «века минувшего» и в жизни тоже. Комедия отразила эту борьбу реалистически.

4. Анализ списка действующих лиц.

Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:

  1. Говорящие фамилии.

  2. Фамусов (от лат.Fата — молва), Репетилов (от франц. гере1ег — повторять), Молчалин – молчит, не скажет лишнего, Тугоуховский – глух, Скалозуб -…Хрюмина-… Хлестова-…

  • Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

  • Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

  • Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?

Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одно­го из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Таври­ды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

6. Чтение I действия комедии.

Комментированное чтение будет сопровождаться элементами анализа

Явление 1—5.

- Чем являются 1—5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция)

- Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?

- Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появив­шихся на сцене?

- Какие герои и ситуации комичны?

- Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?

Поэт придерживается принципов простоты и разговорности (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; используется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспитании Софьи — «мать» — «принять»),

Явление 7.

Как и каким появляется Чацкий?

- Как встречает его Софья?

- Что раздражает Софью в Чацком?

- Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?

- Против чего направлена ирония героя?

IV. Закрепление. Запись в тетрадь.

Первые явления I действия комедии является экспозицией: появляются все главные герои: Фамусов, София, Молчалин, Чацкий. Приезд Чацкого – завязка пьесы. Чацкий был вырван из московской среды в течение трех лет, его здесь не ждали, с первых слов он вступает в конфликт с фамусовским обществом. Это конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим»

V .Домашнее задание:

  1. Прочитать II действие.

2. Выучить наизусть (на выбор) монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновкой».

3. Выучить конспект урока.

4. Закончить работу в рабочем листке.



РАБОЧИЙ ЛИСТ



УРОК 2 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА». КОМПОЗИЦИЯ.


Комедия (др.-греч. κωμ-ῳδία, от κῶμος «праздник в честь Диониса» + ἀοιδή / ᾠδή, ᾠδά «песня; ода») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходами, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы

Особенности комедии как жанра литературного произведения









Отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и авторские ремарки существуют)



Ограничение действия пространственными и временными рамками.

Раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта)







Организация речи в форме диалогов и монологов

Этапы развития конфликта



Наличие сюжета







Драма – это род литературы, который принадлежит двум видам искусства: театру и литературе.

Основные черты драмы: сюжетность, конфликтность действия, сплошная цепь высказывания персонажей.

1.Определите какие черты комедии и драмы использует автор в своем произведении?

Черты комедии

Черты драмы

1.

2.

3.



2. Наряду с традиционными для того времени чертами, комедия имеет черты реализма и романтизма. Впишите в таблицу, какие признаки классицизма вы увидели в произведении, и в чем увидели новаторство.

ТРАДИЦИИ

НОВАТОРСТВО

Классицизм

Романтизм

Реализм

1.

2.

3.








3. Композиционное решение пьесы — это четыре действия вместо традиционных трех или пяти (как в классицизме): экспозиция ,завязка развитие действия,кульминация и развязка .

Заполните недостающие элементы таблицы.

Сюжетный элемент

Где происходит действие

Действие

Конфликт

1.Экспозиция

1 действие (1-6 явление)

знакомство с хозяином, его дочерью Софьей, слугами, секретарем Молчалиным. Описание обстановки и нравственных устоев; первые характеристики персонажей.


2. Завязка

?




?


3.Развитие действий

2 действие


Чацкий пытается узнать, нет ли здесь жениха какого.


?

Чацкий хочет добиться признания Софьи.


?

обличение фамусовского общества (монолог Чацкого «А судьи кто?»).


3 действие

бал в доме Фамусова, приезд гостей; рождение и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.


4.Кульминация

?




?


5. Развязка

?




?




ДЗ. Заполните таблицу.

Герой комедии

Что означает фамилия(имя)?

Прототип

Система героя

Павел Афанасьевич Фамусов

Фамусова (от лат.: fama — молва)

Грибоедов Алексей Федорович – дядя А.С. Грибоедова

Главный

Скалозуб

Римский-Корсаков Сергей Александрович – армейский офицер, служил в бородинском полку, женился на С.А. Грибоедовой.

Скобелев И.Н. – генерал от инфантерии и военный писатель.

Второстепенный

?

?

?

?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!