СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Железо и его свойства

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для изучения темы Железо в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Железо и его свойства»

Методическая разработка урока.

Тема урока: Железо, его строение, физические и химические свойства.

Цель урока: Обеспечить формирование у учащихся представлений о железе и его свойствах, роли в организме человека и значении для промышленности.

Задачи урока:

Образовательные: Обеспечить в ходе урока усвоение информации о металле научиться применять эту информацию на практике; продолжить формирование умения выполнять химический эксперимент.

Развивающие: Создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); создать условия для развития умения анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты, делать выводы; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность; содействовать развитию умений работать в команде.

Воспитательные: Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения; способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; содействовать формированию патриотических чувств.

Формируемые результаты:

Предметные: Знать: физические и химические свойства железа. Уметь: устанавливать причинно - следственные связи между строением атома химического элемента и свойствами образуемого им вещества, между физическими свойствами и применением, проводить самостоятельный поиск химической информации, связывать изученный материал с жизненным опытом.

Метапредметные:

Регулятивные: Принимать учебную задачу и ее цель; соблюдать правила безопасной работы при выполнении химического эксперимента; планировать ход выполнения работы.

Коммуникативные: рационально планировать свою работу в группе, добывать недостающую информацию, выражать свои мысли.

Личностные: формирование целостного научного мировоззрения; мотивация образовательной деятельности; формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию; формирование гордости за свою Родину.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые педагогические технологии: обучение в сотрудничестве (работа в группах); технология критического мышления (включая смысловое чтение текста); информационно - коммуникационные технологии (ИКТ).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемно-поисковый (решение проблемных задач), словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с коллекциями, географическими картами), практические (поиск информации, выполнение лабораторных опытов), дедуктивные (анализ, обобщение, применение знаний).

Межпредметные связи: биология, география, литература, история.

Информационно-образовательная среда:

Раздаточный материал: текст для чтения, опорный конспект, лист самооценки, набор химических реактивов (железо, кислота соляная (р-р), раствор сульфата меди (II)), коллекция минералов, таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости солей/кислот, ряд активности металлов.

Оборудование: компьютер под управлением ОС Windows, проектор, презентация, видеоматериал, демонстрационный материал.

План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Постановка темы и цели. Мотивация учебной деятельности - 3 мин.

  3. Открытие новых знаний - 14 мин.

  4. Физ.минутка - 2 мин.

  5. Открытие новых знаний (выполнение реального химического эксперимента) - 18 мин.

  6. Закрепление изученного материала - 5 мин.

  7. Рефлексия и самооценка - 1 мин.

  8. Домашнее задание - 1 мин.


Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Формируемые УУД

I. Организационный

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя


Личностные: умение уважительно относиться к одноклассникам, учителю; умение соблюдать дисциплину.

II. Постановка темы, обсуждение целей и задач урока

Открывает презентацию.

Прочитайте стихотворение. Какую ошибку вы заметили? Кто догадался о каком металле мы будем говорить сегодня?

Предположите, какие цели и задачи мы сможем решить на этом уроке?



Раздает опорные конспекты.


Находят ошибку.

Высказывают предположения.

Записывают тему урока.

Выдвигают предположения. Составляют примерный план урока.

Подписывают свои конспекты.

Приложение №1 презентация




Приложение №2

опорный конспект

Регулятивные: умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение определять цель, функции участников и способ взаимодействия.

III. Открытие новых знаний (часть 1)

Что вы знаете о железе, как о металле?

Сегодня мы более подробно познакомимся с этим важнейшим металлом, узнаем о его свойствах и значении.

Раздает задания для групп.

Группа №1: История металла.

Группа №2: Железо в природе.

Группа №3: Месторождения руд.

Группа №4: Положение железа в ПС, строение атома по плану.

Проверка выполнения групповой работы, заслушивание ответов, заполнение опорного конспекта.


Дополняет информацию интересными фактами про железо




Подумайте и назовите физические свойства железа, которые вы знаете?

Дополняет информацию о физических свойствах железа.

Отвечают на вопрос.







Работают с текстом, отвечая на поставленные вопросы (смысловое чтение), географической картой, коллекцией минералов; рассчитывают массовые доли железа в основных минералах.

Результат работы представляет 1 учащийся от группы. Остальные слушают выступающего и заполняют конспект.


Перечисляют. Работают с коллекцией минералов, с текстом учебника.

Слушают


















Приложение №1





Приложение №1

Коммуникативные: умение осуществлять совместную деятельность в группе.

Регулятивные: умение контролировать, регулировать и корректировать свою работу.

Познавательные: умение работать с картой, с коллекцией природных минералов, называть минералы, записывать их формулы; умение оценивать работу других и давать самооценку своим действиям.

IV. Физ.минутка

Немного отдохнем. Предложите 5 упражнений на определенные группы мышц.

Самостоятельное проведение физ.минутки



V. Открытие новых знаний

(часть 2)









Выполнение реального эксперимента

Теперь мы уже много знаем о железе. Поговорим о его химических свойствах. Перечислите типичные свойства металлов.

Рассказывает о специфических свойствах железа.






Известные вам химические свойства прошу подтвердить при помощи химического эксперимента. Но перед выполнением практической работы, давайте вспомним основные правила техники безопасности.

Контролирует работу учащихся во время выполнения эксперимента.





Теперь мы знаем об истории железа и содержании в земной коре, о свойствах этого металла. Но имеет ли железо значение для нашего здоровья? (проблемный вопрос)

Рассказывает о роли железа в организме и содержании его в пище.


Но где же применяют железо в промышленности?

Рассказывает о чугуне и стали.


Называют.

Заполняют опорный конспект.








Вспоминают и перечисляют основные правила ТБ.

Выполняют практическую работу, используя инструктивную карту и записывают результаты. Проводят проверку. Устно формулируют выводы.


Высказывают предположения.



Заслушивают, делают выводы, и отвечают на поставленный вопрос.


Отвечают.





Просмотр видеороликов единой коллекции ЦОР

Приложение №1



Приложение №1

Приложение №3

инструктивная карта










Приложение №1








Приложение №1

Коммуникативные: умение осуществлять совместную деятельность в группе/паре.

Регулятивные: умение контролировать, регулировать и корректировать свою работу.

Познавательные: умение работать по плану с использованием инструкций; умение записывать уравнения химических реакций.

VI. Закрепление изученного материала

Сегодня на уроке мы многое узнали о самом древнем металле – железе и его свойствах.

А теперь проверим, что вы усвоили. Посмотрите на слайд и выполните задание.





Учащиеся выполняют графический диктант. Осуществляют взаимопроверку.






Приложение №1

Регулятивные: умение оценивать работу других и давать самооценку своим действиям

VII. Рефлексия и самооценка

Просит подсчитать количество баллов в листе самооценки и выставить собственную оценку за урок.

Заполняют лист самооценки.

Приложение №4

Познавательные: умение воспроизведения и корректировки знаний, умение формулировать основные понятия

Регулятивные: умение проводить самооценку полученным знаниям и умениям, умение оценивать свою работу с использованием разнообразных критериев.

VIII. Домашнее задание

Выдает учащимся дифференцированное домашнее задание.

Записывают задание в дневники.

Приложение №1



Приложение №1 Презентация PowerPoint




Приложение №2 Опорный конспект по теме: " Железо, его строение, физические и химические свойства."

В земной коре содержится ___ железа. Важнейшие минералы железа это ________________________________________. Железо находится в ___ периоде ___группе ___подгруппы. В состав атома входит __ протонов, __ электронов и __ нейтронов. Электронная формула железа _______________________. Железо _________ внешние электроны, проявляя при этом ___________ свойства. Железо проявляет степени окисления __ и __.

Физические свойства железа: ______________________________________

Химические свойства железа:


Fe

Схема

Уравнение реакции








Железо в организме человека:

Железо является незаменимым компонентом ___________-пигмента эритроцитов, переносящего кислород по тканям и легким. В организме взрослого человека содержится примерно ____ г. железа. Основным источником железа для человека являются ______________. Железом богаты ______________________________ Дефицит железа проявляется ____________, а также шелушением кожи, расслоением ногтей и ломкостью волос.

Применение железа:

Стали и чугуны – это сплавы железа с ___________. Эти сплавы классифицируются по содержанию в них углерода.

Приложение №3 Инструктивная карта химического эксперимента

Опыт № 1 «Взаимодействие железа с растворами кислот (на примере соляной кислоты)

В пробирку с порошкообразным железом налейте 1-2 мл соляной кислоты. Какой газ выделяется?

Объясните возможность протекания процесса, исходя из положения железа в ряду активности металлов. Напишите уравнение реакции между железом и соляной кислотой.

Опыт № 2 «Взаимодействие железа с растворами солей»

В пробирку налейте 1-2 мл сульфата меди (II) и аккуратно опустите железный гвоздь. Какие изменения вы наблюдаете, изменилась ли окраска раствора?

Объясните возможность протекания процесса и составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, укажите окислитель и восстановитель.

Приложение №4 Самооценка

Лист самооценки ученика(цы) 9 класса __________________________________

Критерий

Баллы


Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Итог

Знание техники безопасности

5





Работа в группе (участие в решение задач, помощь товарищам)

5





Выполнение эксперимента (соблюдение правил работы с посудой и реактивами, оформление работы)

5





Умение записывать уравнения реакций расставлять коэффициенты

5





Выполнение итогового теста

10





Максимум:

30






Список литературы:

  1. О.С.Габриелян «Химия-9», М, Дрофа, 2013г

  2. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М., Дрофа, 2010г.

  3. И.В.Муштавинская Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : учебно-методическое пособие / И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2009. – 144 с. – (Уроки для педагогов)

  4. В.Малышкина. Занимательная химия.- Санкт-Петербург, "Тригон", 1998г. - 576с.

  5. Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков: Начала химии.- М.:"Экзамен", 2001г.-720с.

  6. В.И.Садкина, 101 педагогическая идея. Как создать урок. - М.: OOO Издательская группа "Основа", 2013г.- 87, [1] с. : табл.

Интернет-ресурсы:

  1. http://fcior.edu.ru/

  2. http://allhimikov.ru/

  3. https://geographyofrussia.com/

  4. http://www.mining-enc.ru/

  5. http://mirnovogo.ru/

  6. http://pedsovet.su/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!