СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жилин и Костылин в плену"(по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок я старалась построить так,чтобы он был продуктивным, интересным,и изначально стремилась установить сотрудничество между учителем и учениками, для этого использовались  элементы проблемного рбучения, объяснительно-иллюстративный метод, при работе с текстом произведения-частично-поисковый.Использование разных форм работы-групповой,парной, индивидуальной-позволило на уроке опросить большое количество детей,учесть их способности к усвоению нового материала.

Просмотр содержимого документа
«"Жилин и Костылин в плену"(по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник")»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.


Учебник «Литература» для 5 класса, автор – составитель Г. Меркин, издательство «Русское слово», 2014, Москва


Тема урока: Жилин и Костылин в плену (по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».)


Учитель: Лухманова Галина Павловна


Цель урока: применение предметных знаний в условиях решения учебной задачи: сравнение качества характеров героев.


Задачи урока:

1. формировать навык анализа эпического произведения, совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся; расширять и обогащать словарный запас школьников;

2. развивать коммуникативные умения учеников; работать в парах, группах;

3. создавать условия для формирования правильной оценочной деятельности негативных жизненных явлений с точки зрения общепринятых нравственных норм.

Тип урока: урок применения знаний и умений (урок погружения в текст)

Формы работы: групповая, фронтальная, в парах

Опорные понятия, термины: эпизод, антитеза, говорящие фамилии


Ресурсы: основные: текст, раздаточный материал, листы самооценки, презентация.

Технологии: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования.

Методы и приемы: исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный; работа с учебником, в парах, группах.

Планируемые результаты:

Предметные: углубить понимание идейного замысла рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героя.

Метапредметные: развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии.


Личностные: создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совесть, умение признавать свои ошибки.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Формируемые УУД

Этап мотивации учебной деятельности и актуализации знаний (2 мин.)


Учитель проводит эвристическую

беседу.

Добрый день, ребята!

- Над каким произведением сейчас работаем?

- Каков жанр произведения?

- Какие главы должны были прочитать дома?

- Где происходит действие рассказа?

- Назовите главных героев рассказа?

- Что узнали о них на прошлом уроке?

- Как вели себя при встрече с врагами?

- Куда попадают наши герои и мы вместе с ними?

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

Демонстрируют готовность

к уроку.

Слушают учителя.

Участвуют в диалоге.

Планируют деятельность.



Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции сравнения

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: вступают в

речевое общение, участвуют в диалоге


Этап целеполагания

( 2 мин.)

Организует диалог с учениками для определения цели и задач урока.

- Итак, тема урока «Жилин и Костылин в плену»

Цель урока – анализ поведения Жилина и Костылина в плену. А теперь предлагаю, исходя из темы и цели, выбрать те задачи, которые мы сможем на этом уроке решить.

Планируют деятельность на урок, определяя задачи, которые необходимо решить в рамках урока

( Из предложенного списка выбирают задачи урока, находят лишнюю)






Слайд 5

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, выслушивают чужое мнение.

Практическая деятельность учеников

( 10 мин.)


Учитель выдает задания для групповой работы, комментирует оформление результатов работы группы. Работа в группах.

Задания группам: ответить на вопрос, результат работы зафиксировать в таблице за каждым выступающим представителем от группы.

- Приступим к работе. Нам предстоит проанализировать ряд эпизодов.

Вопрос для работы в паре:

- Вспомните, что называется эпизодом?

- 1 вариант: соседу по парте рассказать, что называется эпизодом

- 2 вариант: оценить ответ соседа, прокомментировать данную оценку. Комментарий ответа 1 ученика заслушать в классе.


Чтобы решить поставленные задачи, объединимся в группы.

- Вспомните самое главное правило работы в группе?


1 группа – анализ фрагмента текста «Природа Кавказа», 4 глава стр. 283.

Прочитать и ответить на вопросы:

- Какой увидели природу Кавказа?

- Через чье восприятие показана красота тех мест, куда попали пленники и почему?


2 группа – быт и нравы жителей аула, страница 272-275.

- Что узнаём о жизни горцев?

- Через чье восприятие даётся описание быта жителей деревни?





3 группа - эпизод «Требование выкупа», страница 276-278

- Какими вы увидели героев в сцене торга?

- За какие качества зауважали татары Жилина?





4 группа – поведение Жилина в плену, глава третья, страница 279-280.

Выписать глаголы, характеризующие поведение Жилина в плену.

- Как характеризуют героя его действия?


5 группа – поведение Костылина в плену.

Выписать глаголы, характеризующие поведение Костылина в плену.

- Как характеризуют героя его действия?


6 группа (работа пары) – работа со словарём.

- Что можно сказать о фамилиях героев?




























Выразительное чтение отрывка, нахождение выразительных средств речи.









Работают с текстом, отвечают на вопросы, сравнивают, заполняют таблицу, делают выводы.






Работают с текстом, отвечают на вопросы, сравнивают, заполняют таблицу, делают выводы.







Работают с текстом, отвечают на вопросы, сравнивают, заполняют таблицу, делают выводы.






Участвуют в беседе, отвечая на поставленные вопросы.







Работают со словарём, находят значения слов «жила», «костыль», делают вывод

Обсуждают вопрос в парах, находят аргументы для оценивания работы соседа, анализируют предлагаемую информацию, аргументируют ответ

Слайд 6,7,8,9.

По ходу урока заполняется сравнительная таблица

эпизод

Жилин

Костылин























Слайд10





Слайд 16





Слайд 20











Слайд 21










Слайд 22








Слайд 23

Познавательные: анализируют необходимую информацию из прослушанного, систематизируют знания.

Регулятивные: оценивают работу одноклассника.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, оценочные суждения.



















Личностные:

осуществляют выбор на основе предыдущих знаний

Регулятивные:

самоконтроль, самопроверка

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Познавательные:

Анализ текста, отбор лексического материала

Этап контроля

(20 мин.)

Учитель инициирует проверку результатов работы групп. Результат работы группы после выступления группы выводит на слайд. При проверке результата работы группы обращается к слайдам 6-24, на которые выносится не только промежуточный результат, но и, по мере необходимости, подборка фотографий для создания эмоционального фона.




Выступающий от группы комментирует, как группа ответила на вопрос, а также озвучивает, какую информацию необходимо внести в таблицу.



.






Познавательные: используют полученные знания в практической деятельности, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, синтеза, классификации, делают выводы.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание, обеспечивающее личностный

моральный выбор. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают точку зрения группы.

Рефлексия и оценивание

(4 мин.)

Фронтальная беседа:

- Посмотрите еще раз на заполненную Вами таблицу (слайд 25).

- Что заметили в авторском изображении героев?

( посоветуйтесь в паре) Перечислите средства, которые использует автор для создания образа героев.

- Как называется такое художественное противопоставление? (антитеза) Почему средства создания героев одинаковые, а отношение у нас, читателей, к ним разное? (создание положительных, отрицательных черт характера героев)

- С какой целью автор противопоставляет героев?




Итоговое задание для работы в паре: собери пословицу



- Вернёмся к задачам урока. Справились ли с поставленными задачами?

- Посовещайтесь в группах, оцените деятельность не более 3 учеников, прокомментируйте выставленные отметки.

Осуществляют рефлексию, анализируя проделанную на уроке работу.


Работают в паре, ищут ответ на вопрос.














Жилин и Костылин совершенно по-разному ведут себя в плену, хотя оба офицеры, обоим нелегко, один деятельный, не падает духом, а другой раскис.


Слайд 24















Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.

Регулятивные: оценивают работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этических позиций

Домашнее задание (2 мин.)

Первое задание всему классу, остальные – на выбор:

1. Дочитать рассказ (гл. 5, 6)

2. Проиллюстрировать понравившийся эпизод

3. Выписать слова, в которых

проявляется отношение Жилина к Дине.

4. Рабочая тетрадь стр.105,урок 50 задание 7.


Определяют варианты домашнего задания, которые хотели бы выполнить


Личностные:

потребность в самовыражении и самореализации

Регулятивные:

Саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные:

познавательная инициативность

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели



Скачать

© 2017 1244 34

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!