Этап мотивации учебной деятельности и актуализации знаний (2 мин.) | | Учитель проводит эвристическую беседу. Добрый день, ребята! - Над каким произведением сейчас работаем? - Каков жанр произведения? - Какие главы должны были прочитать дома? - Где происходит действие рассказа? - Назовите главных героев рассказа? - Что узнали о них на прошлом уроке? - Как вели себя при встрече с врагами? - Куда попадают наши герои и мы вместе с ними? - Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? | Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. Участвуют в диалоге. Планируют деятельность. | | | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции сравнения Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге | |
Этап целеполагания ( 2 мин.) | Организует диалог с учениками для определения цели и задач урока. - Итак, тема урока «Жилин и Костылин в плену» Цель урока – анализ поведения Жилина и Костылина в плену. А теперь предлагаю, исходя из темы и цели, выбрать те задачи, которые мы сможем на этом уроке решить. | Планируют деятельность на урок, определяя задачи, которые необходимо решить в рамках урока ( Из предложенного списка выбирают задачи урока, находят лишнюю) | Слайд 5 | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, выслушивают чужое мнение. |
Практическая деятельность учеников ( 10 мин.) | Учитель выдает задания для групповой работы, комментирует оформление результатов работы группы. Работа в группах. Задания группам: ответить на вопрос, результат работы зафиксировать в таблице за каждым выступающим представителем от группы. - Приступим к работе. Нам предстоит проанализировать ряд эпизодов. Вопрос для работы в паре: - Вспомните, что называется эпизодом? - 1 вариант: соседу по парте рассказать, что называется эпизодом - 2 вариант: оценить ответ соседа, прокомментировать данную оценку. Комментарий ответа 1 ученика заслушать в классе. Чтобы решить поставленные задачи, объединимся в группы. - Вспомните самое главное правило работы в группе? 1 группа – анализ фрагмента текста «Природа Кавказа», 4 глава стр. 283. Прочитать и ответить на вопросы: - Какой увидели природу Кавказа? - Через чье восприятие показана красота тех мест, куда попали пленники и почему? 2 группа – быт и нравы жителей аула, страница 272-275. - Что узнаём о жизни горцев? - Через чье восприятие даётся описание быта жителей деревни? 3 группа - эпизод «Требование выкупа», страница 276-278 - Какими вы увидели героев в сцене торга? - За какие качества зауважали татары Жилина? 4 группа – поведение Жилина в плену, глава третья, страница 279-280. Выписать глаголы, характеризующие поведение Жилина в плену. - Как характеризуют героя его действия? 5 группа – поведение Костылина в плену. Выписать глаголы, характеризующие поведение Костылина в плену. - Как характеризуют героя его действия? 6 группа (работа пары) – работа со словарём. - Что можно сказать о фамилиях героев? | Выразительное чтение отрывка, нахождение выразительных средств речи. Работают с текстом, отвечают на вопросы, сравнивают, заполняют таблицу, делают выводы. Работают с текстом, отвечают на вопросы, сравнивают, заполняют таблицу, делают выводы. Работают с текстом, отвечают на вопросы, сравнивают, заполняют таблицу, делают выводы. Участвуют в беседе, отвечая на поставленные вопросы. Работают со словарём, находят значения слов «жила», «костыль», делают вывод Обсуждают вопрос в парах, находят аргументы для оценивания работы соседа, анализируют предлагаемую информацию, аргументируют ответ | Слайд 6,7,8,9. По ходу урока заполняется сравнительная таблица Слайд10 Слайд 16 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 | Познавательные: анализируют необходимую информацию из прослушанного, систематизируют знания. Регулятивные: оценивают работу одноклассника. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, оценочные суждения. Личностные: осуществляют выбор на основе предыдущих знаний Регулятивные: самоконтроль, самопроверка Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Познавательные: Анализ текста, отбор лексического материала |
Этап контроля (20 мин.) | Учитель инициирует проверку результатов работы групп. Результат работы группы после выступления группы выводит на слайд. При проверке результата работы группы обращается к слайдам 6-24, на которые выносится не только промежуточный результат, но и, по мере необходимости, подборка фотографий для создания эмоционального фона. | Выступающий от группы комментирует, как группа ответила на вопрос, а также озвучивает, какую информацию необходимо внести в таблицу. . | | Познавательные: используют полученные знания в практической деятельности, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, синтеза, классификации, делают выводы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают точку зрения группы. |
Рефлексия и оценивание (4 мин.) | Фронтальная беседа: - Посмотрите еще раз на заполненную Вами таблицу (слайд 25). - Что заметили в авторском изображении героев? ( посоветуйтесь в паре) Перечислите средства, которые использует автор для создания образа героев. - Как называется такое художественное противопоставление? (антитеза) Почему средства создания героев одинаковые, а отношение у нас, читателей, к ним разное? (создание положительных, отрицательных черт характера героев) - С какой целью автор противопоставляет героев? Итоговое задание для работы в паре: собери пословицу - Вернёмся к задачам урока. Справились ли с поставленными задачами? - Посовещайтесь в группах, оцените деятельность не более 3 учеников, прокомментируйте выставленные отметки. | Осуществляют рефлексию, анализируя проделанную на уроке работу. Работают в паре, ищут ответ на вопрос. Жилин и Костылин совершенно по-разному ведут себя в плену, хотя оба офицеры, обоим нелегко, один деятельный, не падает духом, а другой раскис. | Слайд 24 Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. | Регулятивные: оценивают работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этических позиций |
Домашнее задание (2 мин.) | Первое задание всему классу, остальные – на выбор: 1. Дочитать рассказ (гл. 5, 6) 2. Проиллюстрировать понравившийся эпизод 3. Выписать слова, в которых проявляется отношение Жилина к Дине. 4. Рабочая тетрадь стр.105,урок 50 задание 7. | Определяют варианты домашнего задания, которые хотели бы выполнить | | Личностные: потребность в самовыражении и самореализации Регулятивные: Саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: познавательная инициативность Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |