СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок-исследование по творчеству Ф.М. Достоевского.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского»

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества.

Цель: познакомиться с творческими исканиями писателя, особенностями его мировоззрения; выявить связь его творчества с русской действительностью.

Учитель: В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму. (Ч.Айтматов)

Тема сегодняшнего урока: «Жизнь и творчество Фёдора Михайловича Достоевского» (1821-1881).

Стихотворение В.Набокова «Достоевский» 

Тоскуя в мире, как в аду,

уродлив, судорожно светел,

в своем пророческом бреду

он век наш бедственный наметил.

Услыша вопль его ночной,

Подумал Бог: ужель возможно,

чтоб всё, дарованное Мной,

так страшно было бы и сложно?



«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», - писал   Ф. М. Достоевский. Сам он посвятил разгадыванию этой тайны всю жизнь, всё своё творчество, в том числе и роман «Преступление и наказание».

Имя великого русского писателя Ф.М.Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. Читать Достоевского интересно и сложно. Фёдор Михайлович – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него своё, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.

Проблемы, которые волновали, мучили писателя - вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. В произведениях звучали раздумья писателя о социальной несправедливости, о судьбах России и русского народа, делались попытки разрешить такие проблемы времени, как добро и зло в социальном мире, вера и безверие, страдание и протест, соотношение личности и общества.

Цель урока: …

- Наша работа будет осуществляться в виде заочной экскурсии по значимым местам, связанным с жизнью и творчеством Фёдора Михайловича Достоевского.Представляем исследовательские группы: современники, историки, издатели и литераторы (координаторы групп). По мере выступления творческих групп вы заполняете рабочий лист, выделяя хронологические этапы жизни писателя и делая выводы из сказанного, отталкиваясь от дневниковых записей писателя, писем современников.

-Первые воспоминания Д. связаны с Москвой. Интересный маттериал об этом времени есть у современников.

Современники.

-Фёдор Михайлович родился 30 октября 1821 года в Москве в семье штаб-лекаря. Нас заинтересовала запись самого Д. из его произведения «Дневник писателя»: «Когда я жил в доме своего отца в Москве, который был доктором в больнице для бедных, при церкви Петра и Павла, то мог видеть перед окнами во дворе и на лестнице бедных и нищих, которые сбирались к больнице, сидели и лежали, ожидая помощи».

- Очень немного свидетельств, связанных с ранними годами жизни в Москве, нельзя пройти мимо личных писем матери Д., Марии Фёдоровны. Мальчику не было ещё 15 лет, когда её не стало. Долго звучали слова из одного письма Марии Фёдоровны: «Любви моей не видят, не понимают чувств моих, смотрят на меня с тихим презрением, тогда как я дышу моей любовью». Её образ стал для сына воплощением нравственной красоты.

- Подростку рано пришлось стать самостоятельным. О жизни в Инженерном училище мы узнаём из скупой переписки отца Михаила Андреевича и сына: «Лагерная жизнь каждого воспитанника военно-учебных заведений требует, по крайней мере, 40 руб. денег. Требую только необходимого на две пары простых сапогов – 16 рублей». В училище Достоевскому было тоскливо; приходилось выдерживать муштру, зубрить.

-У меня вызвали интерес следующие строки: «Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испортили нашу будущность, по-моему, это была ошибка». Никакого призвания к военному строительству он не чувствовал.

- Из воспоминаний критика А.И.Савельева, «чувства сострадания сохранились в Ф.М. и в училище. Состоя в нём воспитанником, ему приходилось видеть и другого рода бедняков- крестьян в пригородных деревнях, когда летом, идя в лагерь в Петергоф, кондукторская рота ночевала в деревне Старая Кикенка. Здесь представлялась картина нищеты в ужасающих размерах от бедности, отсутствия промыслов, дурной глинистой почвы и безработицы».

-Здесь мы впервые видим воспоминание об инженерном училище. Есть ещё интересные свидетельства, связанные с письмами современников, с дневниковыми записями самого писателя, с критическими заметками литературоведов 2-ой половины 19 века.

- Итак, мы выделяем 1 этап 1830-1840-е годы.

Историки

- Мы бы хотели добавить интересные факты, которые связаны с русской действительностью этого времени. В 40-е годы заметно обострились нужда и тяготы народных масс, произошло это под влиянием, участившихся стихийных бедствий (эпидемий, неурожаев и как их следствие — голода), а также усиливавшегося в предреформенный период гнета со стороны помещиков и государства.

- На экономику особенно тяжелые последствия оказали рекрутские наборы, сократившие число работников на 10 %. Обострял положение и произвол помещиков, сокращавших размеры крестьянских наделов.

- Ответом на ухудшение положения народных масс стало появление движения разночинцев, которое вызывало сильное беспокойство в Петербурге.

Издатели

- Хотелось бы отметить, что в 40-е годы Д. пишет повесть «Бедные люди» (1845), так поразившую Белинского и Гоголя. Связь «бедных людей» с «Шинелью» была очевидной. Макар Алексеевич Девушкин, бедный чиновник, беспредельно унижен. Он, как сказал Белинский, даже несчастным не осмеливается себя признать. Но пафос «Бедных людей» заключается в том, что худшие, сточки зрения общества, «последние люди оказываются духовно лучшими людьми этого общества». Впервые в литер. духовная жизнь обездоленных людей была показана изнутри, раскрыта так правдиво и подробно. Убедительно показано внутреннее богатство «маленького человека», красота, высокая культура чувств.

- Хотелось бы зачитать из произведения. Например, в рассказе Девушкина о том, что, дескать, он хотел «себя немного пообчистить от уличной грязи в департаментской прихожей, да … сторож сказал, что нельзя, что щётку испортишь, а щётка, говорит, барин, казённая. Вот они как теперь, маточка, так что я у этих господ чуть ли не хуже ветошки, об которую ноги обтирают. Об ветошку ноги можно обтереть, а тут щётку можно испортить об человека!»

Учитель: Какие выводы можно сделать из сказанного?

- Достоевский передал это так достоверно, потому что чувствовал себя одним из «бедных людей», да и вся его жизнь с юных лет наполняется каторжным, как он говорит, срочным, лихорадочным трудом. Всегда он был на грани нищеты, в тревоге и безвылазных долгах, в вечных терзаниях самолюбия. Д. умеет дать пронзительные подробности унижения человека.

Литераторы

- Мы хотим дополнить: любовь к Вареньке Доброселовой выпрямляет Макара Алексеевича Девушкина. В нём происходит настоящий переворот: «… и я обрёл душевный покой и узнал, что и я не хуже других, что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но всё-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек».

- Из статьи критика Белинского: «Многие могут подумать, что в лице Девушкина автор хотел изобразить человека, у которого ум и способности придавлены, приплюснуты жизнью. Была бы большая ошибка думать так. Мысль автора гораздо глубже и гуманнее; он в лице Макара Алексеевича показал нам, как много прекрасного в человеческой натуре…».

Учитель

-Что мы запишем в хронологическую таблицу к 1 этапу (30-40-е годы)? (Первым произведением Д. стала повесть «Бедные люди». Д. выражает глубокое сочувствие обездоленным, униженным людям. Мы видим внимание к внутреннему миру человека).

- Как вы считаете, по материалам, с которыми вы работали, можно определить, выделить следующий жизненный этап в судьбе Д.?

Литераторы

- Мы считаем, что новый поворот в жизни и творчестве Д. связан с появлением замысла романа «Преступление и наказание». Есть интересное письмо брату, датированное 9 октября 1859 г.: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...»

- «Преступление и наказание», история создания которого длилась почти 7 лет, является одним из самых известных романов Федора Достоевского как в России, так и за рубежом.

- А когда история создания романа близилась к завершению: сроки поджимали - автор работал в гостинице, на пароходе, по дороге домой в Петербург. Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись. Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог».

- Мы считаем, что переломным моментом в жизни писателя стала каторга.

Учитель: А как считают историки? Каков следующий этап?

Историки

- Период, когда шла работа над романом «Преступление и наказание» – эпоха глубоко драматическая. Происходит «быстрая, тяжёлая, острая ломка всех старых «устоев» старой России», и как следствие этого – неисчислимые бедствия, нищета, разорение самых широких масс. Об этом периоде в жизни Д. писал: «…теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе, в делах его, в руководящих идеях …в убеждениях… в разложении семейного начала».

- В Петербурге собирался кружок петрашевцев. В его пёстром составе преобладала демократическая интеллигенция. На «пятницах» М.В.Буташевича-Петрашевского, организатора кружка, шли горячие споры на запрещённые общественно-политические и литературные темы. Арестованные и судимые по полевым военным законам, петрашевцы были отданы под надзор полиции, высланы из столицы, отправлены на каторгу. Мы думаем, что с появлением в судьбе Д. петрашевцев происходит переломный момент и в жизни и в творчестве писателя.

Современники

- Необходимо дополнить. Участник революционного кружка Петрашевского, он был осуждён на «смертную казнь расстрелянием». Из письма Д. брату Михаилу: «Холодным декабрьским днём нас привезли в закрытой карете на Семёновский плац. Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги … жить мне оставалось не более минуты».

Издатели

- Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещение «въезда в губернии Санкт-Петербургскую и Московскую и жительство в обеих столицах», а затем вдруг ласки великих князей, вечная нехватка денег, тяжёлая болезнь. Это только бедная вязь внешних событий, а что было в глубине? Как отражалось всё на внутренней натуре художника? Мировоззрение Д., весь его идейно-образный мир полон подчас трагических контрастов.

Впечатления в полной мере воплотились в романе «Преступление и наказание».

-ФИЛЬМ.

Учитель

-Обозначим рамки этого периода жизнедеятельности Д., напишем выводы в рабочей карте. 50-е годы. (Начался процесс перерождения взглядов писателя. На каторге он познакомился с простыми людьми. Писатель принимает моральные идеалы народа, его религиозность, готовность к самопожертвованию. Главным считает путь нравственного совершенствования человека. Отходит от политической борьбы).

- Перед нами зрелый писатель, мастер слова, можно было бы успокоиться и остановиться. Но… Как вы думаете, что не даёт ему покоя? В каком направлении далее будет развиваться талант Ф.М.Достоевского?

Историки

- Нам бы очень хотелось отметить тот факт, что в 1859 г. Ф.М. возвращается в столицу после каторги и солдатской службы в Семипалатинске. Активно включается в литер-ю и издательскую деятельность. В это время в России очень широкое распространение получила теория почвенничества. Почвенники призывали к поискам самобытного пути развития России, отвергали крепостничество и буржуазный путь развития. Как и славянофилы, почвенники выступали за религиозно-нравственные основы народной жизни. Д. всем сердцем принял устои почвенничества и в той или иной степени стремился отразить взгляды почвенников на страницах своих произведений.

Издатели

- Именно в эти годы Д. совместно с братом Михаилом выпускает журнал «Время», а после его закрытия – журнал «Эпоха». Появляются крупные романы, очень самобытные, социально-нравственной направленности «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Идиот».

Современники

-В романе «Преступление и наказание» поднимаются очень важные проблемы. Не сразу читатели осознали, какой тяжёлый путь к воскрешению собственной убитой личности проходит Родион Раскольников, главный герой произведения, и какой путь у него впереди.

- Из воспоминаний критика Страхова: ««Впечатление, произведённое романом «Преступление и наказание», было необычайное. Только его и читали, только об нём и говорили охотники до чтения, говорили, обыкновенно жалуясь на подавляющую силу романа, на тяжёлое впечатление, от которого люди с здоровыми нервами почти заболели, а люди с слабыми нервами принуждены были оставлять чтение. Но всего поразительнее было случившееся при этом совпадение романа с действительностию. В то время, когда вышла книжка «Русского вестника» с описанием преступления Раскольникова, в газетах появилось известие о совершенно подобном преступлении, происшедшем в Москве. Какой-то студент убил и ограбил ростовщика».

- Мы хотим дополнить. Во всех последних романах образ Христа становится ведущим и прочным, возникает убеждение в необходимости принять страдание во имя спасения.

- Нам хотелось бы зачитать интересные размышления самого писателя, появившиеся в его дневниковых записях: «Необходимо верить, что нет ничего прекраснее, глубже, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и не может быть».

Литераторы

- Мы хотим заострить внимание на том, что роман «Идиот» появляется через 2 года после выхода в свет произведения «Преступление и наказание». Проблема веры и безверия получила необыкновенно глубокое воплощение. Вера Д. – один из наиболее важных законов жизни, подчиняющий человека высшему нравственному идеалу, идеалу добра и сострадания. Но что происходит, если вера утрачена? Можно ли вернуть потерянную веру? Может ли вера исчезнуть вовсе?

- В романе «Идиот» писатель концентрирует наше внимание на мире хищников и карьеристов. Мир, изображённый в романе, - это мир кризисный. В нём всё измеряется деньгами. За деньги можно купить всё, даже человека. В этом мире нет веры. Один из персонажей, честный крестьянин, соблазнившись часами своего приятеля, предательски убивает человека. Убивая, он произносит молитву и с именем Христа вонзает нож в тело друга. Надо полагать, этот человек искренен в своей вере. Но что же это за вера, если человек считает, что одной молитвой может искупить убийство?

Как всегда вопросы сложны, размышления противоречивы. Противоречив и образ главного героя князя Мышкина.

Издатели

- Мы согласны с мнением «литераторов» и считаем, что Д. ищет пути нравственного совершенствования людей через очищение покаяния и страданием; духовное возрождение он видел в обращении к идее Христа-гуманиста, носителя общечеловеческих ценностей. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей», - убеждён главный герой романа «Преступление и наказание». Нравственную победу Раскольникова писатель видит в преодолении им чувства «разомкнутости с человечеством» через веру в Христа.

Учитель

- Обозначим рамки (60-70-е гг). Делаем выводы. (Мир наживы опустошает души людей, но и в такой вывернутой наизнанку действительности в каждом можно увидеть светлое начало, каждый может проявить сострадание. В это время, как никогда, раскрылся талант Д. как психолога и знатока человеческих душ).

-Действительно, «человек есть тайна». Мы подходим к заключительному этапу жизнедеятельности Д., речь идёт о последнем десятилетии жизни и творчества великого писателя. Я считаю, что вы нашли интересные свидетельства, воспоминания. Что же стало творческим пристанищем писателя-философа в последние годы жизни? Кто хочет высказаться?

Историки

-Действительно, зрелые годы его жизни пришлись почти на самую мрачную пору российской действительности, что в сочетании с противоречиями личности и дало такое сложное во всей истории русской культуры явление, имя которому – Достоевский.

-Можно сказать нам? После спада революционной волны объективная расстановка социальных сил в России сложилась трагически. «Старое бесповоротно, у всех на глазах рушилось, а новое только укладывалось, причём общественные силы, эту укладку творящие, впервые показали себя на деле … лишь в 1905 году».

Современники

В напряжённых исканиях правды о человеке Д. сосредоточил всё внимание на несчастьях и страданиях, на болезнях мысли и сознания, на трудностях, стоящих на пути к тому времени, когда счастье будет доступно всем. В своём «Дневнике» за январь 1876 г. он писал: «Я никогда не мог понять мысль, что лишь одна десятая доля людей должна получать высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда находится) будут все, когда-нибудь, образованны, очеловечены и счастливы».

Издатели

-В 1872 году увидел свет роман «Бесы», который вызвал большую дискуссию в современной автору критике. В романе изображена замкнутая кучка революционеров как авантюристов, жаждущих социальных потрясений в России. Одна из исследовательниц творчества Д. в своей монографии назвала роман «Бесы» романом-предупреждением.

-Завершением творческого пути Ф.М.Д. стало произведение «Братья Карамазовы» (1878-1879). В нём глубоко отражена философская идея Достоевского о провозглашении человеческого страдания неизбежным законом бытия, средством достижения покоя и счастья. Д. искал ответы на важнейшие вопросы о путях и перспективах развития человеческого общества.

Литераторы

-Мы хотим обратить ваше внимание на записи Д. в «Дневнике писателя». В своих размышлениях писатель ведёт беседу с умным читателем и проводит мысль о том, что нужно уметь спорить, ошибаться, искать истину.

-Без веры человек, по мнению Д., теряет нравственные ориентиры, путает добро и зло. Но нужно прийти к этой вере, путь сложный и подчас даже трагический. Романы «Бесы» и «Братья Карамазовы» - философские романы-дискуссии.

Учитель

-Спасибо. Через 2 с половиной месяца после окончания работы над романом «Братья Карамазовы» в 1881 году Д. не стало. Этот роман стал своеобразным завещанием.

Хронологически 4 этап уже нам понятен. Какие годы положим в основу? (80-е гг).

-Какие выводы можем сделать, исходя из сказанного?

- Д. является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840-1870-х гг, когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее. В них попытка ответить на вопрос времени «Что делать?». В своих произведениях Д. ставит перед читателем очень сложные философские проблемы. Его герои часто заблуждаются, проповедуют ошибочные истины. Писатель-философ старается убедить героев в ложности идеалов, предупредить о последствиях, отказаться от неправедных мыслей и поступков и ступить на путь добра.

- Перед нами Старая Русса, где Д. работал над своим произведением.

Итоги

-Мы вывели биографические события, которые оказали наибольшее влияние на мировоззрение Д. и историю создания им конкретных художественных произведений.


Домашнее задание: составить устный журнал о жизни и творчестве Д., используя рабочую карту урока и материалы учебника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!