СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрыть понятия «серебряный  век»,  подготовить учащихся к пониманию художественного метода поэтов «серебряного века»; развить навыки анализа стихотворения, развить «чувство поэзии»,чувство  восприятия  и постижения прекрасного.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, записи музыкальных произведений некоторых композиторов (Вивальди, Морриконе, Шуберт и др.), слайды с  портретами  поэтов  «серебряного  века» (А.А. Блок, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева).

Просмотр содержимого документа
««Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»»

Тема:  «Жизнь моя,  иль  ты  приснилась мне…» (по творчеству  поэтов  «серебряного  века»).

Цель: раскрыть понятия «серебряный  век»,  подготовить учащихся к пониманию художественного метода поэтов «серебряного века»; развить навыки анализа стихотворения, развить «чувство поэзии»,чувство  восприятия  и постижения прекрасного.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, записи музыкальных произведений некоторых композиторов (Вивальди, Морриконе, Шуберт и др.), слайды с  портретами  поэтов  «серебряного  века» (А.А. Блок, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева).

Эпиграф  к  уроку:

В этой жизни умирать не ново,

               Но и жить, конечно,  не новей.

                                                        С.А. Есенин.

Предварительная  подготовка  учащихся  к  занятию: 

  1. Двое учеников выучили понравившиеся им стихотворения (  А.А. Блок, М.И. Цветаева).  Анализ этих стихотворений.

  2. Сценка ( разговор  поэтов) - индивидуальная   подготовка, эти же учащиеся учат по одному стихотворению  каждого  из  поэтов.

 

Использованная литература:

  1. Эвентов И.С.  Сергей Есенин.- Санкт- Петербург: Просвещение, 1978.

  2. А. Блок. Стихотворения и поэмы. – Москва: «Художественная литература».  1980.

  3. Поэты  серебряного  века. – Москва: « Детская литература».  2002г.

  4. Литература.  9 класс, учебник- хрестоматия для общеобразовательных  школ. В.Я. Коровина  и др.М.: Просвещение.  2005.

  5. Всевозможные  интернет - ресурсы.

 

 

 

                                Ход   урока.

Учитель приветствует учащихся, гостей.

Учитель: Здравствуйте, дорогие девятиклассники и гости нашего урока. Любой урок литературы – это вызов и, прежде всего,  вызов  самому себе. Вызов к раздумьям, размышлениям, мыслям, чувствам. Давайте сегодня постараемся вызвать себя к полноценным и интересным размышлениям на очень интересную тему. Итак, мы сегодня будем изучать творчество некоторых поэтов « серебряного века«.Откройте  тетради,  запишите тему  урока: « Жизнь  моя,  иль  ты  приснилась мне…». Поэзия  « серебряного века». Эпиграфом к уроку  я   решила взять слова С.А. Есенина из его бессмертного стихотворения « До свиданья, друг мой…». Запишите, ребята и эпиграф тоже:

       « В этой жизни умирать не  ново,

         Но и  жить,  конечно,  не  новей».

                                                  С.А. Есенин.

Целью нашего урока  является  раскрыть понятия «серебряный век» , а также понять  содержание удивительного мира русской литературы рубежа  веков (19-20 вв.); сформировать представление о сущности феномена «серебряного века»; обсудить  и понять исторические  предпосылки этой эпохи. Мы сегодня, ребята, попытаемся развить навыки анализа стихотворного текста. Но и, самое главное, – я надеюсь, мы все  сможем сегодня воспитать в себе уважение к истории. А если сказать  кратко: дорогие ребята, мы  сегодня  будем  постигать  прекрасное.

     Итак, «серебряный век». Что же это такое? Историю иногда  сравнивают с «рекой времен». Вообще история движется мощным потоком, то  замедляет, то  убыстряет  ход. В истории  культуры  были периоды  неспешного  течения. Потом  наступали  периоды, поражающей своей динамикой. Первая половина  19 века – это «золотой век русской  культуры» - Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имен « золотого века». На рубеже 19-20 века, по  словам русского  философа  Н.А. Бердяева, наступил «серебреный век русской культуры», сравнительно  недолгий (с конца 19 столетия до 17 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и  культурными  событиями отрезок русской истории.

(Слайд первый).

Учитель: Что  же  это  было  за  время – рубеж 19-20 веков?Какие  события  характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого  периода, пусть вихрь истории  калейдоскопом пронесется  перед  нами. (Ученики отвечают  на  поставленный  вопрос, слушают друг  друга  и  записывают основные теоретические положения и  факты.) 1890г – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894г. – начало царствования Николая 2. 1904-1905гг. – русско- японская война. 1905-1907гг. – первая русская  революция. 1906г. – создание Государственной Думы и аграрная реформа  А.П. Столыпина. 1914г.  – начало  Первой мировой войны. 1917г. – Февральская  революция; свержение самодержавия. Вот  перед  вами  основные события эпохи. Это  и  войны, и революции, и небывалые  перемены. (Слайд второй).

Ребята, а теперь давайте запишем кратко определение « серебряного века». Итак, « серебряный век»  - это не хронологический  отрезок  времени, не сумма литературных  течений. Скорее всего, это  образ  мышления. Также  отметим  основные  течения « серебряного  века». ( Слайд  третий). Учащиеся  отмечают основные  течения (символизм, акмеизм, футуризм ). Слайд  третий.

- Ребята, а  в чем самобытность  поэтов « серебряного  века».  Кто  же  такие  поэты «серебряного  века».

Сценка.

Звонок  в дверь. Ахматова  открывает.

А (Ахматова): Ба,  какие люди! Здравствуйте,  друзья! Сергей,  Марина, Александр, – рада  видеть!

Ц  (Цветаева): Взаимно, Анечка!

А: Ну же, проходите! Будем  чай  пить. Разговоры  разговаривать   и…. читать.

Е (Есенин): Чай – прекрасно! А  какой -  натуральный или морковный?

А: Натуральный, Сереженька, с  вареньем. Кстати, вы  я  слышала, Сергей   были  дома. Как  дом?  Как  родители? Рязань? Родина?

Е: Родина. Вечный  ответ  на  все  вопросы. Там  все  становиться  понятно, ясно, просто. ( Анна  разливает  чай…) Но  жизнь,  ее  так  мало, чтобы  оценить все  это. Она  проносится, проходит. Жаль…Хотя….

Б (Блок): Сергей, прочти свое лучшее, пожалуйста!

Е: Чтение  стихотворения. «Не жалею, не  зову, не  плачу»)

 

Анализ  этого  стихотворения  учащимися  и  учителем.

Учитель: Итак, ребята, что  вы можете  сказать по поводу этого  стихотворения.

(Ответы  детей).Учащиеся  вместе  с  учителем  отмечают   особенности  поэтического  мира  Есенина. Отмечается  также, что он  был  представителем  имажинизма. ( Краткий  рассказ  учителя  об  этом  течении).

Учитель: Ребята, я  вас  попрошу по  ходу  нашего  урока постараться  нарисовать  поэтический  герб  вашего  любимого  поэта. На  столе  у  вас  карандаши, бумага. Работайте и  на  уроке  и   параллельно  с этим  рисуйте   герб.

Сценка (продолжение):

Б: Да, надо  найти в  себе великие  силы, чтобы  принять себя  и  свою  обреченность в  этой  вечной  жизни.

Ц: А ведь  у  Вас, Александр,  это  тоже  получилось. Ваше  стихотворение « О, весна без  конца  и без  краю…»

А: Да, оно  великолепно. Стройность  мысли, подбор  лексики, а, главное, - мотив  обреченности  переплетается с интонациями радости. Александр,  Вас же  не  заставите  долго  Вас  упрашивать.

Б: («О, весна без  конца  и  без  краю…»).

 Анализ  стихотворения учащимися  и  учителем.

 

Учитель:  Но  вот  и  прозвучало   стихотворение Блока « О, весна без конца и  без  краю…». Как  вы  думайте, ребята, в чем отличие Блока от  других поэтов « серебряного  века».  Какое  впечатление произвело  на  вас это   произведение.Анализ  стихотворения  учащимися  и  учителем.

Учитель:  А тем   временем…

Сценка (продолжение):

Ц: Да,  кто-то  тоже  сумел  найти  в  этой  обреченности  смысл  и  спасение. Анна, я  вспоминаю  твоё « я  научилась  просто, мудро  жить…» О, Анна  для  меня  это  верх  твоего бессмертия. Мы  не  узнаем, но  я  точно  знаю -  его  будут  читать после нас, наши  дети, дети  детей. Сто, двести, триста лет  плюс  мы, плюс  ты, Анна – это  и  есть  Вечность.

А: (Ахматова читает стихотворение «Я научилась  просто, мудро жить…»).

 Анализ  стихотворения  учениками. Ответы учащихся ,  учитель « направляет» своими  вопросами(  по творчеству Ахматовой  и конкретно по этому  стихотворению).

Б: Марина, в этот  прекрасный вечер, когда  мы собрались у  нашей Анны, не  хватает твоего  бессмертия  и  красоты   твоего  поэтического  слога. « Идешь  на  меня  похожий, глаза  опуская  вниз…»

Е: Нет, нет, пусть Марина  сама…Марина,  прочти  своего «Прохожего».

Ц: Чтение  стихотворения «Идешь  на  меня  похожий…».

 

 Анализ  стихотворения  Цветаевой.

Учитель: Итак, теперь бы мне  хотелось посмотреть, как  вы  справились с творческим заданием, какие гербы у вас  получились.(Заслушать  2-3  уч-ся).

Учитель: Я  знаю, что  кто-то  из  вас   выучил  еще  одно  стихотворение  Цветаевой под  названием « Молитва». (Шатаева Дагмара  читает и  анализирует стихотворение «Молитва»).

 

Учитель: Но  вот  и  все дорогие  гости, дорогие  ребята. Мы  подошли  к  концу. Самой  главной целью  нашего  сегодняшнего  учебного  занятия  было, прежде всего, понять, что  такое «серебряный  век».  Я  всегда  говорю, что  правильных  ответов  по  литературе  нет. Каждый  должен  сделать  свой  вывод. Но я  все же  скажу. В целом неповторимость « серебряного  века» видится, прежде всего, в «пограничности»  сложившейся  в России ситуации с мощнейшим  конфликтом эпох, который  одним представлялся  закатом  европейской  цивилизации, кризисом  христианского  сознания, другим – выходом  в  обновленную жизнь и  искусство, возможностью  достичь  заветных  творческих  высот.Быть  может, в этом – самый  весомый  вклад  России  в  мировую  культуру. Художественный  уровень, открытия  и  находки  в  русской  философской  мысли, литературе  и искусстве « серебряного  века» в  своей  величественной  мощи дали  творческий  импульс в  развитии отечественной  и  мировой  культуре. Они  обогатились не  только  уроками  словестного  мастерства, но  и новыми  темами, идеями  в  области  формы, стиля, жанра, концепции  личности. Не  случайно  академик Д.Лихачев  заметил, говоря  о  культуре  серебряного  века: « мы  подарили  Западу  начало  нашего  века…»

  Но  и  в  завершении  нашего  урока  я  хочу, чтобы  мы  чуть- чуть  расслабились и  отдохнули. Отдохнули  вместе  с  нашими  мыслями – мыслями о  великолепных  и  замечательных поэтах « серебряного  века». Проведем  небольшую  релаксацию (трехминутная презентация под  тихую и  спокойную  музыку).

   Всего  доброго, дорогие  гости. Спасибо  за  работу,  дорогие  учащиеся  9 « Б» класса. До встречи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!