СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жостовские подносы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жостовские подносы»

Жостовские подносы Выполнила: Денисова Варвара, 6б, школа №97 г. Нижнего Новгорода Проверил: Измуков Максим Геннадьевич, учитель русского языка и литературы, учитель английского языка школы № 97 г. Нижнего Новгорода

Жостовские подносы

Выполнила: Денисова Варвара, 6б, школа №97 г. Нижнего Новгорода

Проверил: Измуков Максим Геннадьевич, учитель русского языка и литературы, учитель английского языка школы № 97 г. Нижнего Новгорода

«Букеты сказочных цветов глядят на нас с подносов звонких И щёлк волшебных лепестков и трепет трав в сиянии тонком… Как удивительно тепло и хмурый день наполнен светом, когда в руках ожившим летом горит такое мастерство».

«Букеты сказочных цветов

глядят на нас с подносов звонких

И щёлк волшебных лепестков

и трепет трав в сиянии тонком…

Как удивительно тепло

и хмурый день наполнен светом,

когда в руках ожившим летом

горит такое мастерство».

Татьяна Агеева, Натюрморт.   .   Этот промысел возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Само искусство росписи подносов известно в России гораздо раньше - еще с 18 века. Оно зародилось на Урале, на заводах известного промышленника Демидова.

Татьяна Агеева, Натюрморт.

. Этот промысел возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Само искусство росписи подносов известно в России гораздо раньше - еще с 18 века. Оно зародилось на Урале, на заводах известного промышленника Демидова.

 В Жостове же, как и других окрестных деревнях Троицкого уезда, занимались тогда миниатюрной лаковой живописью. Производились шкатулки, табакерки, пудреницы, тарелочки, столики, украшенные рисованными миниатюрами, и многие другие изделия. Металл появился в 30-х годах 19 века, когда после окончания войны 1812 года были налажены поставки листового металла с Урала. Вместе с листовым металлом поступали и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова. Павел Ковалкин, Овальный красный.

В Жостове же, как и других окрестных деревнях Троицкого уезда, занимались тогда миниатюрной лаковой живописью. Производились шкатулки, табакерки, пудреницы, тарелочки, столики, украшенные рисованными миниатюрами, и многие другие изделия. Металл появился в 30-х годах 19 века, когда после окончания войны 1812 года были налажены поставки листового металла с Урала. Вместе с листовым металлом поступали и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова.

Павел Ковалкин, Овальный красный.

 В Жостове пишут на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный,

В Жостове пишут на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины

Наталья Соколова, Голубые цветы Евгения Мешкова, Черный поднос с букетом цветов.    Основным мотивом Жостовской росписи является цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Живописная передача реальной формы нарисованного цветка сочетается с великолепной декоративной красочностью самого цветового решения, близкого по духу к традиционной русской росписи на ларцах, сундуках, прялках.

Наталья Соколова,

Голубые цветы

Евгения Мешкова, Черный

поднос с букетом цветов.

Основным мотивом Жостовской росписи является цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Живописная передача реальной формы нарисованного цветка сочетается с великолепной декоративной красочностью самого цветового решения, близкого по духу к традиционной русской росписи на ларцах, сундуках, прялках.

 Жостово издавна славилось кузнецами, многие из них трудились при монастырях, изготавливали разнообразную церковную утварь - светильники, лампады, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять новый опыт. Жостовская роспись представляет собой живопись на металлических подносах, предварительно покрытых несколькими слоями грунтовки и масляного лака, обычно чёрного.  Расписывают подносы в несколько последовательных приёмов мягкой кистью и масляными красками.

Жостово издавна славилось кузнецами, многие из них трудились при монастырях, изготавливали разнообразную церковную утварь - светильники, лампады, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять новый опыт. Жостовская роспись представляет собой живопись на металлических подносах, предварительно покрытых несколькими слоями грунтовки и масляного лака, обычно чёрного.

Расписывают подносы в несколько последовательных приёмов мягкой кистью и масляными красками.

 В начале 20 века промысел начал приходить в упадок, но по окончании гражданской войны вновь начал развиваться. И в наши дни жостовское искусство развивается, изделия жостовских мастеров известны далеко за пределами России.

В начале 20 века промысел начал приходить в упадок, но по окончании гражданской войны вновь начал развиваться. И в наши дни жостовское искусство развивается, изделия жостовских мастеров известны далеко за пределами России.

Этапы росписи жостовских подносов Грунтовка  Металлическую заготовку подноса грунтуют, шпатлюют, шлифуют и покрывают лаком. И выбирают цвет для фона. Чаще всего фон - чёрный, но может быть и белым, синим, красным. Замалёвок  Начало и основа композиции будущего узора.  Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Этапы росписи

жостовских подносов

Грунтовка

Металлическую заготовку подноса грунтуют, шпатлюют, шлифуют и покрывают лаком. И выбирают цвет для фона. Чаще всего фон - чёрный, но может быть и белым, синим, красным.

Замалёвок

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Тенёжка  Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений. Прокладка цветом  Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Тенёжка

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Прокладка цветом

Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Бликовка  Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.   Чертёжка  Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

  Чертёжка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Привязка  Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном. Уборка краёв подноса  Украшение борта подноса, состоящие из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным

Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка краёв подноса

Украшение борта подноса, состоящие из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!