СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Знаю ли я природу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра-викторина о природе и окружающем мире. Формирует представление о живой и неживой природе. Способствует развитию и коррекции памяти через различные игровые задания.

Просмотр содержимого документа
«"Знаю ли я природу"»

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының

«Ерекше білім берілуіне қажеттілігі бар балаларға арналған

«Лисаков арнайы мектеп-интернаты»

Коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение

«Лисаковская специальная школа-интернат для детей

с особыми образовательными потребностями»

Управления образования акимата Костанайской области




Ашық сабақ

Ойын-викторина

Тақырып: «Мен табиғатты білемін ба»


Открытое занятие

Игра-викторина

Тема: «Знаю ли я природу»





Дайындады: Кравцова Д.Ш.









Лисаков қ.

2018ж


Игра-викторина

Тема «Знаю ли я природу»

Цель: Развивать интерес у учащихся к предмету экология. Обобщить знания детей об окружающем мире в форме проведения экологической игры-викторины.

Задачи:

Образовательные: Систематизировать знания детей по экологии. Формировать целостное представление о живой и неживой природе. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.

Коррекционные: Развивать умение мыслить логически, правильно формировать выводы. Способствовать развитию и коррекции памяти через игровые ситуации, выполнение заданий. Развивать речь через вопросно-ответную форму. Развивать внимание и наблюдательность через игры, тесты. Развивать координацию движений через выполнение заданий.

Воспитательные: Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, заботливое отношение к природе, животному и растительному миру и к окружающему миру в целом. Закреплять умение работать в команде. Доставить чувство радости, создать веселое настроение.

Планируемый результат: Активизация знаний детей о животных, птицах, насекомых, растениях, деревьях. Обогащение словаря детей за счет названия животных, птиц. Формирование умения работать в команде. Формирование желания заботиться о природе.

Подготовительная работа: беседы о животном и растительном мире; об особенностях и повадках животных, птиц, растений; об охране и бережном отношении к природе; использование дидактических и развивающих игр; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций о природе.

Ход игры

1.Организационный момент.

1 Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые участники и гости! Сегодня у нас не обычное занятие. Наше мероприятие пройдет в форме игры–викторины о природе.

2 Воспитатель: А вы знаете, что такое викторина?

Ответы детей.

Викторина – это соревнование между двумя командами, во время которого участники демонстрируют свои знания и умения .

1 Воспитатель: Сегодня играют команды 8-х классов и я с удовольствием их представлю.

Воспитатель называет капитана команды и игроков.

И мы проверим, какая из команд покажет лучшие знания о природе.

2 Воспитатель: А оценивать ваши знания будет независимое жюри в составе…(называют состав жюри).

1 Воспитатель: У каждой команды фишки определенного цвета (красные и синие), за правильный ответ и выполненное задание команда получает фишку (1 балл). По окончании игры жюри подведет итог по количеству набранных фишек-баллов.

И поддерживать вас, игроки, будут зрители! (Аплодисменты зрителей)

Итак, начнем первый тур нашей игры.

2. Основная часть.

Первый турнир: «По одежке встречают, по уму провожают»

2 Воспитатель: Сейчас команды представят свое название, девиз и эмблему. Уважаемое жюри, обратите внимание на изобретательность, проявление творчества при создании названия и девиза, а так же на качество изготовления эмблем. Все это учитывается при оценивании.

(Жюри оценивает задание по 10-ти бальной шкале.)

Второй турнир: «Загадаю я загадку»

1 Воспитатель: Каждой команде по очереди загадываем загадки, за каждый правильный ответ - 1 балл. Напомним правила поведения : зрители не должны подсказывать участникам ответы; члены одной команды не перебивают друг друга и не ссорятся, если ответ был неверным; сначала отвечает команда, которой была загадана загадка (участники второй команды не выкрикивают ответ, даже если знают его). Готовы?

• Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (кукушонок)

• Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (муравьи)

• Глаза на рогах, а дом на спине. (улитка)

• Угадайте, это кто ходит в костяном пальто? (черепаха)

• Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

• Что видно только ночью (звёзды)

• Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)

• По синему морю белые гуси плывут (облака)

• Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

• Скатерть белая весь свет одела (снег)

• Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка)

• Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)

Третий турнир: « Верните зверей в слова »

2 Воспитатель: Из слов исчезли животные и вам необходимо вернуть их. Вам дано значение слова, внимательно прочтите его, в пробел вставьте названия зверей.

ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)

ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)

ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)

П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)

_ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)

Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)

БРА _ _ _ _ ЕР (вор с ружьем в лесу или сетью на реке)

ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)

_ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)

ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)

(Убежавшие звери: гиена, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, коза, белка)

Разминка со зрителями «Ох и весело!»

1 Воспитатель: А пока наши команды работают в поиске убежавших животных, мы проведем небольшую шуточную разминку со зрителями, ведь вы тоже, я уверена, отлично знаете природу!

• В чаще голову задрав,

Воет с голоду…жираф (волк).

• Кто в малине знает толк -

Косолапый, бурый…волк (медведь).

• Дочерей и сыновей

Учит хрюкать…муравей (свинья).

• Кто любит по ветвям носиться,

Конечно, рыжая…лисица (белка).

• Быстрее всех от страха

Несется…черепаха (заяц).

• В теплой лужице своей

Громко квакал…муравей (лягушонок).

• С пальмы – вниз, на пальму снова

Ловко прыгает…корова (обезьяна).

2 Воспитатель: Итак, наши команды готовы представить слова с пропавшими животными? Начинает команда, первая закончившая задание.

Дети зачитывают значение слова и само получившееся слово, демонстрируют карточку с названием животного, которое «потерялось». Например: ЗА_ _ _ _КА (печная дверь) – ЗАСЛОНКА.

2 Воспитатель: Молодцы! Успешно справились с заданием!

Глазодвигательный тренинг «А глаза у нас в порядке!»

Если смотришь на предмет

И не видишь, есть он или нет.

На него ты не смотри,

Глаза скорее отводи,

Легко и быстро поморгай,

Вправо, влево взгляд бросай,

Снова глянешь на предмет —

Изображенья четче нет!

Четвертый турнир: «Вопрос-ответ»

1 Воспитатель: В следующем туре мы будем задавать по очереди вопросы каждой команде, отвечать нужно четко и быстро. Если команда не ответит на вопрос, этот же вопрос задаем второй команде и , соответственно, ответив правильно, вторая команда заработает на балл больше. Если же не ответят обе команды, вопрос адресуется зрителям и жюри, но ответ не принесет командам ни одного балла. Правила поведения помнят все? Начинаем!

У каждого воспитателя вопросы, которые они по очереди задают командам.

• Какое растение может вас обжечь?(крапива)

• Вы натерли ногу в пути, какое растение может облегчить боль?(подорожник)

• Время года, когда просыпается природа?(весна)

• В какое время года бывает сильный гололед?(зима)

• Кто является санитаром леса из птиц?(дятел)

• Кто является санитаром леса из животных?(волк)

• Домашний родственник зайца?(кролик)

• Дикий родственник свиньи?(кабан)

• Готовят ли запасы еды зайцы?(нет)

• Готовят ли запасы еды белки?(да)

• Зимняя квартира медведя?(берлога)

• Где живет белка?(дупло)

• Какие грибы растут под березой?(подберезовики)

• Какие грибы растут под осиной?(подосиновики)

• Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - нежная и теплая, как родная мама. Что за растение?(мать-и-мачеха)

• Какие прозвища есть у медведя? (Косолапый, Михаил Иваныч, Топтыжка и др.)

Физминутка «Веселые упражнения»

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны)

От разминки раскраснелись

За столы мы снова сели.

(Дети садятся на места).

Пятый турнир: «Конкурс капитанов»

2 Воспитатель: А мы переходим к следующему турниру и участвовать в нём будут только капитаны!

Поприветствуем капитанов команд ! (аплодисменты зрителей)

Предлагаем капитанам пройти к столу, где разложены карточки с вопросами и иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых и растений. Капитаны, вы по очереди поднимаете карточку, зачитываете вслух вопрос, находите иллюстрацию-ответ и озвучиваете. Если ответа нет, то вопрос переадресовывается второму капитану, и он зарабатывает на балл больше. Капитаны, приготовились!

1. Какая птица самая большая в мире? (страус)

2. Любимое лакомство аистов. (лягушки)

3. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (сову-за ее способность охотиться ночью)

4. Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (нет)

5. Из нее выводятся головастики…(икра)

6. В народе этот цветок называют «цветком солнца». (подсолнух)

7. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (хамелеон)

8. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (бабочка)

9. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (смородина)

10. Какая лесная птица считается самой болтливой? (сорока)

11. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (дятла)

12. Какие птицы прилетают весной первыми? (грачи)

13. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (сорока)

14. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (крапива)

15. Какая птица круглый год ходит во фраке? (пингвин)

16. Инженер-строитель» дома на реке. (бобер)

Шестой турнир: Тест «Выбери меня!»

1 Воспитатель: И вновь командная работа! Вашему вниманию представлен тест: вопросы и по три варианта ответов, из которых вы должны выбрать только один правильный и обосновать свой ответ, почему вы решили так, а не иначе.

1.Для чего дятел «барабанит»?

• Клюв чистит

Кому-то что-то сообщает(приглашение для самки)

• Музыкой увлекается

2.Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?

• Дятел имеет крохотный мозг

Голова на амортизаторах(между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками стоят амортизаторы-пружинистая хрящевая ткань)

• Череп сверхкрепкий

3.Зачем страус голову в песок прячет?

• От страха

Освобождается от паразитов

• Разыскивает пищу

4.Сколько перьев у птиц?

• Не пересчитать

• Более тысячи

Более десяти тысяч

5.Какие птицы самые быстрокрылые?

• Соколы и ястребы

Ласточки и стрижи(150 км/ч)

• Утки и чайки

6.Почему у журавля всегда только один птенец?

• Журавль откладывает всего одно яйцо

Сильный птенец убивает слабого

• Птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда

7.Какая птица является чемпионом по нырянию?

• утка

• гагара (до 80м)

пингвин (до 200м)

8. Кто из птиц лучший танцор?

• Павлин

• Гусь

Журавль

Игра со зрителями «Назови лишнее слово»

2 Воспитатель: И мы вновь с вами, уважаемые зрители! Поиграем? Я буду называть слова, это могут быть животные, птицы, растения и т.д. Вы должны назвать лишнее слово. Слушайте внимательно!

Клен, береза, липа, тюльпан, рябина

Стрекоза, комар, щука, муха, муравей

Лиса, корова, еж, заяц, волк

Сорока, воробей, паук, синица, дятел

Тополь, сосна, ель, мандарин, яблоня

Коза, свинья, ласточка, собака, кошка

Закончена игра со зрителями, команды готовы озвучить ответы теста.

Дети зачитывают вопросы теста и выбранный ответ, обосновывают свой выбор.

1 Воспитатель: Молодцы! С заданием справились! И переходим к заключительному 7 турниру.

Физминутка «Никуда я не спешу»

У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь:

(Ходьба на месте, руки за спину, наклон вперед)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.)

Поворачиваюсь.

(Повороты туловища)

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

(Наклон вперед и выпрямиться)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища)

Прямо голову держу,

Прогибаюсь, выпрямляюсь,

(Наклон вперед и выпрямиться)

Никуда я не спешу.

(Расслабиться)

Седьмой турнир: «Веселый художник»

1 Воспитатель: От каждой команды потребуется один участник-художник, который будет рисовать животное, птицу или насекомое. Но есть одно условие: рисовать придется закрытыми глазами.

Капитаны команд, назовите, пожалуйста, претендента на роль художника.

Капитаны выбирают участника.

2 Воспитатель: Теперь, капитаны, вам необходимо выбрать карточку с названием того персонажа, которого будут изображать наши участники.

Капитаны команд выбирают карточку из числа разложенных на столе и зачитывают название животного, птицы или насекомого (медведь, заяц, бабочка, жираф, цапля, лягушка). Ведущие раздают художникам маркеры, завязывают им глаза, подводят к листам ватмана.

Итак, приступаем к работе!

1 Воспитатель: Пока наши умники и умницы создают шедевры, я обращаюсь к вам, уважаемое жюри! Этот конкурс предстоит оценить вам по 10-балльной системе. Будьте снисходительны: мы еще не художники, мы пока только учимся! Но мы стараемся!

Ребята заканчивают работы, демонстрируют свои рисунки. Веселое настроение обеспечено всем!

2 Воспитатель: Наша викторина подошла к концу. Просим передать жюри фишки, набранные командами за время игры. Жюри приступает к подсчету баллов и оцениванию ваших знаний.

Участники игры, вы сегодня отлично поработали, можете расслабиться! А сейчас небольшая шуточная мини-викторина со всеми!

Шуточная мини-викторина (проводит 1 Воспитатель):

1. Петух снес яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут)

2. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

3. Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? (Надо подождать, когда птица улетит)

4. Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый)

5. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое)

3. Заключительная часть.

2 Воспитатель: Сегодня мы с вами были участниками викторины "Знаю ли я природу?" Мы вспомнили названия многих животных, птиц и растений, больше узнали об их особенностях и повадках и немножко поиграли. Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает, и будете его оберегать.

1 Воспитатель: И хотелось бы, чтобы вы составили свод правил по охране и защите природы – это будет ваше домашнее задание.

Жюри готово озвучить результаты!

Жюри подводит итоги. Команды награждаются грамотами (за 1 и 2 места).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!