СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания и интонация сложносочинённого предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания и интонация сложносочинённого предложения»

9кл Тема: Знаки препинания и интонация сложносочинённого предложения.

Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; научить обучающихся расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении, изучить интонирование ССП; развивать навыки синтаксического разбора; воспитывать культуру речи. Оборудование: учебник, карточки

. ХОД УРОКА

Обучая, мы учимся.

Сенека

  1. Оргмомент

  2. Сообщение темы и цели урока

  3. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Чтение эпиграфа, работа с ним.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа у доски.(2 ученика)

Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор предложения.

То вода уже очищалась от льдин то они опять появлялись устремлялись к океану.

Дорогу уже нельзя было разобрать но соломинки валявшиеся на ней чуть светились белым огнем и их было еще хорошо видно.

 IV. Изучение нового материала

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Слово учителя.

Два простых предложения, входящих в состав сложносочиненного, НЕ РАЗДЕЛЯЮТСЯ запятой, если имеют:

1) общий второстепенный член (чаще обстоятельство места или времени); 2) общее вводное слово; 3) общее придаточное предложение, относящееся к обоим предложениям, скрепленным соединительным или разделительным союзом. Например:

1) Ветер стих и дождь перестал, когда мы были уже в пути. (когда мы были уже в пути — придаточное обстоятельственное времени, общее для обоих предложений, связанных сочинительной связью). 2) Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился. (кажется — общее для обоих предложений вводное слово).

3) Кое-где виднелись небольшие леса и вились овраги. (обстоятельство места кое-где является для обоих предложений общим членом).

В многочленных сложносочиненных предложениях с повторяющимися союзами запятая между частями ставится:

За рекой и трава была гуще, и воздух свежее. (при общем второстепенном члене — обстоятельстве места запятая разделяет части сложносочиненного предложения, так как они связаны повторяющимся соединительным союзом и).

Если во второй части сложносочиненного предложения есть значение неожиданности или противопоставления, то вместо запятой ставится тире.

Упали две, три крупные капли дождя — и вдруг блеснула молния.

Сложносочиненные предложения так же, как и предложения с однородными членами, широко распространены в произведениях художественного стиля и используются в различного рода описаниях, а также в повествовании.

Сложносочиненные предложения придают повествованию простоту и выразительность. Сочинительные союзы служат не только средством объединения двух или нескольких предложений в единое целое, но и вносят в тексты ощущения напевности, ритмической организованности.

Повторение сочинительных союзов в тексте придает описанию особую музыкальность, а иногда взволнованность и приподнятость.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа с учебником. Параграф 16 (Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Физминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.

3. Анализ языковых явлений. Запишите предложения, распределяя их в четыре колонки, расставляя знаки препинания; обозначьте общий второстепенный член, общее вводное слово, общее придаточное предложение.

 (задание распечатано каждому обучающемуся)

Предложения с общим второстепенным членом

Предложения с общим вводным словом

Предложения с общим придаточным предложением

Многочленные сложные предложения

 

 

 

 



1) Тверда его рука и ясен ум.

2) Здесь на юге сияло высокое синее небо цвела сирень и пахло летом.

3) Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром.

4) И только что землю родную завидит во мраке ночном опять его сердце трепещет и очи пылают огнем.

5) Как уже сообщалось погода была чудесная и урожай был убран вовремя.

6) Ночью шумел лес да стояла глухая тьма.

7) Изредка хрустнет ветка под ногой или пролетит пестрый дятел

8) Днем ветер усилился и небо нахмурилось и дождь пошел.

4. Лингвистическое исследование.

•     Выразительно прочитайте предложения; выясните, каковы смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений с союзом и; расставьте знаки препинания.

  1. Шевельнул гонец уздою шпорою прикольнул и помчался конь стрелою к избам завернул. 2) Конечно, я был кругом виноват и все же кара наложенная на меня была как мне кажется слишком суровой. 3) Был сентябрь и вечернее солнце пахло осенней пылью.

(Союз и, употребленный в сложных предложениях, придает им различные смысловые отношения: причинно-следственные, противительные, результативные, одновременности или последовательности действий.)

VI. Подведение итогов урока, оценивание учебных достижений учащихся

Беседа с учащимися. 1) Какие предложения называются сложносочиненными? 2) Какие смысловые значения можно выразить в сложносочиненном предложении с соединительными союзами (разделительными, противительными)? 3) Как обособляются части, входящие в сложносочиненное предложение? 4) Когда запятая не ставится в сложносочиненном предложении?

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал параграфа 16

2. Выполнить из учебника упражнение по выбору учителя (упр. 71)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!