СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Звучащие картины. Эти разные марши"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки с применением здоровьесберегающих технологий

Просмотр содержимого документа
«"Звучащие картины. Эти разные марши"»

Перепечина Надежда Васильевна – учитель музыки

Вырубовского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ№1»


Конспект урока музыки во 2 классе


Тема: « Звучащие картины. Эти разные марши.»


Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма урока: путешествие.

Цель: Познакомить с жанром – марш, его разновидностями. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.

Задачи:

  1. Продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку).

  2. Повышать исполнительскую и слушательскую культуру.

  3. Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.

Музыкальный материал:

  1. С.Чернецкий “Встречный марш” – вход, слушание.

  2. Марш “Триумфальной победы” – слушание, движения марша, ритмические упражнения под музыку.

  3. М.Блантер “Марш футболистов” – слушание, ритмические упражнения под музыку.

  4. Марш из балета “Щелкунчик” Чайковский (фрагмент)

  5. П. Чайковский “Марш деревянных солдатиков” – слушание, использование самодельных шумовых инструментов (методика К.Орфа).

  6. Попевка «Барабанщик»

Оборудование: Портрет композитора, схемы, фонотека, детские шумовые инструменты, таблицы эмоционального состояния, мультимедиа презентация, аудифайлы.

Ход урока

1. Организационный момент – вход.

Звучит маршевая музыка С.Чернецкий “Встречный марш”. Дети входят в класс, маршируют на месте, с окончанием музыки останавливаются возле своих мест - стульев.

Музыкальное приветствие (Пальчиковая речевая игра)

Учитель:

Я здороваюсь везде –
Дома и на улице,
Даже “здравствуй” говорю
Я соседской курице (показывает “крылышки”).
Здравствуй, солнце золотое! (показывает “солнце”)
Здравствуй, небо голубое! (показывает “небо”)
Здравствуй, маленький дубок! (показывает “дубок”)
Здравствуй, вольный ветерок! (показывает “ветерок”)
Здравствуй, Утро! (жест вправо)
Здравствуй, День! (жест влево)
Мне здороваться (кладёт руки на грудь)
Не лень. (разводит руки в стороны)

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте, учитель.

Учитель: Под какую музыку, вы вошли в класс? Что можно делать под эту музыку? Удобно маршировать под эту музыку?

Дети: Да!

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром – марш. Вы узнаете какие бывают марши.

А может кто-то из вас знает, что такое марш?

(Ответы детей)

Учитель: Человек живет, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли.

Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.

Давайте прохлопаем ритм. I ii I ii I ii I ii I ii I ii ; I I I I I I .

Учитель:– – Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая. На свете существует много разных маршей – громких и тихих, высоких и низких, веселых и печальных.

2. Основная часть.

Учитель: Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Льется торжественная, величавая музыка.

Звучит “Встречный марш” – слушают

Учитель: Ребята, что можно делать под эту музыку?

Дети: Под эту музыку можно маршировать.

Учитель: Верно, именно маршем мы зашли сегодня в класс, и попали в необычное сказочное Королевство Маршей. Принцесса этого королевства уже вышла нас встречать. Во время церемонии и приёма гостей исполняется марш, который называется “Встречный”. Он открыл наше путешествие.

Перед дворцом – большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке.

Звучит Марш “Триумф победителей” (Дети встают и выполняют движения, которые показывает учитель по музыку). 

Учитель: Зарисуйте в свои тетради схему. (На доске нарисованные широкие полоски)

Учитель: Кто марширует под эту музыку? Где? У вас на столах лежат таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.

Ответы детей: Гордо, уверенно, твёрдо, мужественно и т.д.

Учитель: Да, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам Отечества?

Учитель: Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?

В спортивной жизни все в движенье – 
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.

Учитель: О каком марше идёт речь?

Дети: Это марш спортивный.

Учитель: Верно.

Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!

В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша. Ведь он бодро звучит и настраивает игроков на победу!

Звучит “Марш футболистов”. Слушают

Учитель: Зарисуйте в свои тетради схему. (на доске нарисованные узкие полоски)

Учитель: Найдите слова которые расскажут о настроении этой музыки.

Ответы детей: Уверенно, празднично, ярко, легко и т.д.

Учитель: Ребята, сравните два марша: военный и спортивный. Какой из них легче по звучанию?

Дети: Конечно, спортивный.

Учитель: С помощью этого марша мы сможем попасть во дворец королевства Маршей. Для этого нужно вспомнить фамилию композитора, который написал эту музыку.

Дети: П.И. Чайковский Марш из балета “Щелкунчик”

Учитель: Яркие фанфары приглашают нас во Дворец. Здесь живут не только солдаты, спортсмены, добрая Фея, но и дети. Когда в королевстве наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад. Послушайте и определите, какой музыкальный инструмент исполняет этот марш.

Звучит “Марш деревянных солдатиков”

Дети: Фортепиано.

Учитель: Звук фортепиано, изображает какие звуки, на какие музыкальные инструменты они похожи?

Дети: Барабан и труба.

Учитель: Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.

Дети: Легкий, звонкий, веселый, забавный.

Учитель: Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. А теперь сыграем “Марш деревянных солдатиков” П.И. Чайковского. Мальчики на барабанчиках, девочки – на трубе. Я буду дирижёром, а вы музыкантами, оркестром. Следите внимательно за моими движениями рук, мальчики – слева, девочки справа. А если я буду дирижировать обеими руками играем все вместе.

Звучит “Марш деревянных солдатиков” дети аккомпанируют в оркестре” (имитируют игру на барабане и трубе)

3.Вокально-хоровая работа

Попевка : Тра-та-а, тра-та-та ….
Ту-ру-ру…

Учитель: Послушайте музыкальный фрагмент и назовите произведение.

Дети: Попевка «Барабанщик»

Какие два кита соединились в этой музыке (песня + марш)

Работа над попевкой.

Учитель: Во время исполнения следите за мелодией, пропеваем четко все слова и выдерживайте ритмический рисунок. Во время проигрыша (когда мы не поём, мы будем четко и ритмично маршировать)

Исполнение попевки «Барабанщик»


Д/з. Нарисовать иллюстрацию к произведению П.И. Чайковского “Марш деревянных солдатиков”

4. Итог урока.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное Королевство Маршей.

– Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?

– С какими маршами мы познакомились?

(Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность.)

Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.

Д/з: Нарисовать героев того марша, который больше понравился и запомнился.

(Дети встают и маршируя выходят из класса.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!