СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Звук С и Сь . Буква С» (открытое занятие по логопедии в 1 классе)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок способствует уточнению и закреплению правильного произношения звуков  С и  СЬ; дает  полную их характеристику, умение определять место звука в слове, учит звукослоговому анализу, составлению схем предложений и определению порядка слов  в нём.

 

Просмотр содержимого документа
««Звук С и Сь . Буква С» (открытое занятие по логопедии в 1 классе)»

Государственное общеобразовательное учреждение «Докучаевская специальная школа – интернат№27»









«Звук С и Сь . Буква С»

(открытое занятие по логопедии в подготовительном классе)







Подготовила: учитель – логопед

Шаповалова Л.В.










2019 г.


Тема:  Звуки  С, Сь.  Буква  С.

Цель: уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ.

Задачи: учить дифференциации звуков  С и  СЬ в словах, давать полную их характеристик, определять место звука в слове ( начало, конец, середина), звукослоговому анализу, составлять схему предложения и определять порядок слов  в нём, формировать навык  чтения прямых  слогов .

Развивать  фонематический  и  речевой  слух, память, мышление, тонкую, артикуляционную и  общую  моторику, речь, исправлять недостатки произношения способом « по - подражанию».

Воспитывать положительную  мотивацию к процессу  обучения.

Оборудование: звуковые домики, пуговицы, пластилин, рисунки со звёздным небом, стилизованная буква С, азбуки, дидактический материал, пение птиц (запись), вертушки для дыхательной гимнастики, профили.

Межпредметные связи: ручной труд, русский язык.

Тип занятия: коррекционно-развивающее, изучение нового материала.

Форма организации – фронтальная, индивидуальная, работа в паре.


Ход занятия.

І. Подготовительный этап.

1. Организационный  момент.

2. Психологический настрой.

«Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

ІІ. Основная часть.

  1. Сообщение темы и цели занятия.

  2. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы правильно  произнести  звук  С, нужно сделать  гимнастику  для языка. Возьмите  зеркала, слушайте  сказку  и  выполняйте  упражнения.

                   Сказка  о  весёлом  язычке.

Проснулся  язычок  рано  утром. Открыл  окно  ( вот  так ), увидел  солнышко  и  улыбнулся ( вот  так). Захотелось ему  погреться на  солнышке, он открыл дверь( вот  так)  и  вышел  на  крылечко, немного  постоял  там (  вот  так упр. « Лопаточка»). И  тут  язычок  вспомнил,  что  он  не почистил зубы. Быстро  вернулся  домой  и  стал  чистить  зубы ( вот  так).

Язычок  заспешил  на  улицу  и  захотел покататься на качелях. А затем на горке. Захотел отдохнуть, улыбнулся и пошел домой

  1. Гимнастика « ума».

- У вас сегодня хорошее настроение? Тогда начнем с «Гимнастики ума». Ответьте на вопросы.

- Какая птица вечно трещит? (Сорока)

- Ночная птица? (Сова)

- Усатая рыба? (Сом)

- Что мы видим, когда спим? (Сон)

- Предмет  мебели  для  сидения ( стул)

- Высокое  хвойное  дерево  (сосна)

- Птица  с  жёлтой  грудкой ( синица)

- Какой один и тот же звук, вы слышите в ответах? (Мы слышим звук С)

4. Работа  с  профилем  звука  С.

- Посмотрите  внимательно  на  профиль  звука  С.

- Губы открыты  или  сомкнуты ?

- Зубы  плотно стиснуты  или  между  ними есть небольшое расстояние?

- Где находится  кончик  языка за  нижними  или за  верхними зубами?

- Язык  лежит  во рту  плоско или  приподнят  горочкой?

  1. Упражнения в правильном произношении звуков С- Сь.

-  А  сейчас  посмотрите  в  зеркало, улыбнитесь , оголите  зубы, чтобы они были  похожи  на  заборчик, оставьте между зубами маленькую  щель, заведите  кончик  языка  за  нижние  зубы, спинку  языка  поднимите  вверх, чтобы  она  была  похожа  на  горку.

Струя  воздуха  у нас  идёт  вперёд  только через маленькую  щель.

Произнесём   С--------------

Произнесём СЬ-------------

( дети  произносят  звук  хором, по одному, парами)

- В момент  выдоха  подставьте  ладошку  и  определите, какой  воздух  вы  ощутите – горячий  или  холодный?

 6. Характеристика  звука.

- Звук  С согласный, при  произношении воздуху  проходить свободно мешают  язык  и  зубы,  твёрдый.

- Поставьте  ладошку  на  горло  и  определите  молчит  оно  или  дрожит , когда  мы  произносим  звук  С.

  Звук С  глухой.

( тоже  со звуком  СЬ, но  он  мягкий)

7. Упражнения на развитие фонематического слуха.

Сейчас  мы  с  вами  будем  разведчиками  и  постараемся  точно  разузнать , есть  ли  в  словах  звуки  С, СЬ,  где  они  находятся (начало, конец,  середина  слова), твёрдые  они  или  мягкие?

          Глобус

          Каска

          Гусь

          Сито

7. Дыхательная гимнастика.

    ( звучит  фонограмма  голосов  птиц)

- Встаньте! Что вы  слышите?   Где мы с  вами  очутились?

- Но вот  подул  ветер  вот  такой

   С-------------------- и  к нам  прилетел  скворец.

( логопед прикрепляет  картинку  с  изображением  скворца)

- А  потом  ветер  подул  так

СЬ--------------------- и  к  нам  прилетела  синица.

(логопед прикрепляет  картинку  с  изображением  синицы).

8. Игра «Звуковые»  домики». - Но что же случилось? Птицы все улетели. И только вы их сможете заселить обратно. На синюю страницу птиц со звуком С, а на зеленую со звуком Сь. Чтобы птицы не улетели, вы их назовите и выделите эти звуки голосом.

Синица, сорока, сизый голубь, овсянка, сова, аист, гусь, скворец, соловей, снегирь…..

- Дети, птицы так обрадовались, что вы их заселили обратно в книгу, и запели. Закройте глаза и послушайте пение птиц.

9. Загадка.

В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

8. Физкультминутка с элементами массажа.

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса! (Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).

До чего же хороша!

9. Разделите слова  на  слоги.

      Гусь, собака, сом, сито, сок, сено, рысь, аист.

10. Синтез слогов.

(Синтез слогов осуществляется с помощью кассы букв)

- Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится?

Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС?

Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА?

Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС?

Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО?

Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог?

Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ). Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог?

Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ)

11. Знакомство  с  буквой  С.

 -  Вспомните, чем  отличается  звук  от  буквы?

 Сейчас  мы  познакомимся  с  буквой,  которая  обозначает  звуки  С , СЬ.

Это буква С( называем  как  звук).

Рассмотрите  букву  С.  На  что  она  похожа? (на половинку бублика, на месяц)

12.  Пальчиковая  гимнастика.

- Письмо  буквы С  в воздухе.

- Нарисуйте букву на столе.

- Выкладывание  буквы  С  из  пуговиц.

- А сейчас посмотрите на ваше звездное небо, что-то там не хватает. Я предлагаю вылепить из пластилина букву С и украсить звездное небо!!!!! (Музыка)

          13. Работа в тетрадях.

Прописать букву Сс.

(Индивидуальная помощь и дифференцированный подход) 

14. Составление  схемы  предложения.

     ( Дети  из  палочек  и  пуговиц  выкладывают  схемы  предложений)

        Наступила зима. Светит  яркое  солнце.

ІІІ. Заключительный этап.

1. Итог  занятия.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!