СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как учить? Чему учить? Зачем учить? Ответ на эти вопросы дает компетентностный подход в обучении. Что такое компетентностный подход? Компетентностный подход – совокупность принципов, которые определяют постановку целей, содержание обучения, организацию образовательного процесса, содержание контроля и оценки, направленных на овладение учащимися актуальными компетенциями. С позиции этого подхода непосредственным результатом образовательной деятельности является сформированность у учащихся компетенций
Остановимся на формировании учебно – познавательной компетенции при проведении учебных занятий по математике с использованием стратегии активной оценки.
Обучающая цель, которая ставится учителем для урока, должна соответствовать требованиям образовательного стандарта по предмету, учебной программы, учебному содержанию, уровню обучения и подготовленности учащихся. Она должна соответствовать определению понятия “цель” (это планируемый результат деятельности) и быть диагностической.
Доводим цели до учащихся на понятном им языке или вовлекаем обучающихся в самоопределение на личный вполне конкретный результат. Цель на языке учащихся записывается на доске, что позволяет в течение урока обращаться к ней, видеть и понимать, как идет продвижение к запланированному результату, вносить необходимые коррективы в деятельность.
В конце урока организуется выполнение выходного диагностического теста (10 – 15 минут). После выполнения задания организуется взаимоконтроль, самоконтроль с использованием различных приемов. Потом организуется коррекция. Домашнее задание задается по результатам диагностики.
При проектировании учебного занятия определяем критерии оценки. Определить критерии достижения цели, значит, определить те показатели, благодаря которым и учителю и учащимся будет видно в какой мере достигнута цель учебного занятия. Критерии оценки определяются исходя из прогнозируемых результатов. Можно определить критерии оценки для домашней работы, но чаще - для самостоятельной. Критерии оценки являются мощным инструментом обратной связи, которая обеспечивает у учащихся высокий уровень учебной мотивации, делает содержание контроля открытым, обеспечивает усиление обучающих целей и ускоряет их достижение, побуждает учащихся к поиску ответов на вопросы, мотивирует их на деятельность, на собственные суждения и их обоснования.
Учебное занятие можно начать с ключевого (главного для данной темы или раздела) вопроса для создания проблемной ситуации. Основанием для его формулировки может быть противоречие в известных или полученных фактах, тезис, поведение учителя, рисунок и т.п. К постановке ключевых вопросов желательно привлекать учащихся. Ключевые вопросы стимулируют у обучающихся желание искать на них ответы и активизируют познавательную активность. Эти вопросы выводят учащихся за рамки изложенного в учебнике материала, обеспечивают связь обучения с жизнью. В конце учебного занятия обсуждается ответ на ключевой вопрос. Примеры ключевых вопросов:
Встроенный в процесс обучения контроль и самоконтроль обеспечивает обратную связь, дает возможность учащемуся видеть, что у него уже получается, что он умеет делать (и этим гордиться, и этому радуется), а также возможность осуществлять своевременную коррекцию в случае пробелов и ошибок. Организация взаимоконтроля и взаимооценки, на мой взгляд, важный элемент контроля. После самооценки учащиеся обмениваются выполненными работами и соотносят их с целью, критериями, эталонами. При этом очень полезно практиковать написание учащимися советов (или устные рекомендации) в отношении выполненной работы и ее возможного совершенствования. В процессе самоконтроля и самооценки учащиеся лучше усваивают учебный материал, овладевают актуальными компетенциями: оценочной и коммуникативной.
На каждом учебном занятии организуется рефлексивная деятельность учащихся. Она: способствует лучшему усвоению учебного материала; повышает учебно-познавательную мотивацию учащихся, становится значимой оценочная деятельность учащихся, в процессе которой они оценивают свое продвижение, свою деятельность и ее результаты; позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, поскольку у него при этом есть возможность видеть, анализировать и оценивать свою деятельность, ее образовательные результаты, что может способствовать их образовательному и, возможно, профессиональному самоопределению; учащиеся овладевают важной компетенцией, владение которой является необходимым условием саморазвития личности. В процессе специально организуемой на уроках рефлексии учащиеся обучаются применять ее в различных учебных и жизненных ситуациях.
Учитель предлагает учащимся в процессе работы или по завершении ее этапа остановить деятельность и задает им вопросы: вопросы на восстановление деятельности, которые «приглашают» учащихся мысленно обратиться к исполненной или исполняемой работе, восстановить в памяти ее значимые этапы; вопросы на критическую оценку, позволяющие выделить сильные и слабые стороны работы; вопросы на перенормирование, которые стимулируют учащихся на принятие ими решения о том, как работать дальше
Если учитель желает, чтобы учащиеся владели рефлексией, то он создает ситуацию рефлексии. Для формирования коммуникативной компетенции организуется групповая работа или работу в парах. Формированию информационной компетенции будет способствовать организация работы с источником информации.
Таким образом, ключевые компетенции учащихся на учебном занятии формируются через создание соответствующих ситуаций.
© 2017, Воробей Марина Макаровна 610