СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автоматизация и дифференциация звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

У детей с нарушениями звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.

Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.

Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Прежде всего проводится включение звука в слоги.

Слог — более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию: сначала слогов без стечений, затем — со стечением согласных.

Например, при автоматизации звука «С» предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, ас, ус, ыс, ос, эс, выс, сол, — вост, оск и др.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са — сад).

На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук — в конце и середине слова.

Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем — в словах со стечением согласных.

На следующем этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, придумывание слов с данным звуком.

Большую помощь приносит работа по звуковому анализу и синтезу.

Дифференциация проходит в том случае, если поставленный звук смешивается с другими.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Ребенку предъявляются на слух попарно слова, содержащие новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребенок смешивает в своем произношении.

Узнав предъявляемое слово, ребенок называет звук, услышанный в нем, и воспроизводит его в том же слове.

Предлагаются задания на повторение слогов, например, при дифференциации [с] – [з]: са -за- са, за — са — са и т.д.

Детям предлагаются слова и асемантичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо — кольсо, ластощка — ласточка и т.д.). На классификацию слов: отобрать картинки, в названии которых содержится звук [с], потом отобрать те, в которых есть звук [ш]; разложить картинки по группам: слева картинки за звуком [с], а справа — [ш].

С детьми школьного возраста используется письменная речь: чтение слов с дифференцируемыми звуками, нахождение их в тексте, правильное произношение, записывание, проведение анализа (предшествующего или сопутствующего записи).

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч- щ.

Работа проводится по: уточнению артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделению звука на фоне слога, слова, определению места отрабатываемого звука.

25.05.2020 00:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП