СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.
Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
У детей с нарушениями звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.
Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.
Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Прежде всего проводится включение звука в слоги.
Слог — более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию: сначала слогов без стечений, затем — со стечением согласных.
Например, при автоматизации звука «С» предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, ас, ус, ыс, ос, эс, выс, сол, — вост, оск и др.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са — сад).
На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук — в конце и середине слова.
Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем — в словах со стечением согласных.
На следующем этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи.
Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, придумывание слов с данным звуком.
Большую помощь приносит работа по звуковому анализу и синтезу.
Дифференциация проходит в том случае, если поставленный звук смешивается с другими.
Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Ребенку предъявляются на слух попарно слова, содержащие новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребенок смешивает в своем произношении.
Узнав предъявляемое слово, ребенок называет звук, услышанный в нем, и воспроизводит его в том же слове.
Предлагаются задания на повторение слогов, например, при дифференциации [с] – [з]: са -за- са, за — са — са и т.д.
Детям предлагаются слова и асемантичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо — кольсо, ластощка — ласточка и т.д.). На классификацию слов: отобрать картинки, в названии которых содержится звук [с], потом отобрать те, в которых есть звук [ш]; разложить картинки по группам: слева картинки за звуком [с], а справа — [ш].
С детьми школьного возраста используется письменная речь: чтение слов с дифференцируемыми звуками, нахождение их в тексте, правильное произношение, записывание, проведение анализа (предшествующего или сопутствующего записи).
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков.
Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.
Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч- щ.
Работа проводится по: уточнению артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделению звука на фоне слога, слова, определению места отрабатываемого звука.
© 2020, Кретова Светлана Витальевна 265