СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Большим преимуществом является то, что в работу вовлекается весь класс, так как сначала идёт подготовительный период: конкретизация темы и распределение ролей. Кто-то будет готовить доклады, кто-то работать в группе оппонентов или оформлять кабинет. В выборе роли предполагается максимум самостоятельности, каждый ученик сам ее выбирает. Таким образом, идёт работа в группе со знанием индивидуальной задачи и общей конечной цели.
Учащиеся вовлекаются в разработку регламента, темы докладов согласовываются, обсуждаются источники информации, среди которых выбираются оптимальные и доступные, редактируются тексты. Идёт совместная творческая работа педагога и ученика. Учитель здесь выступает в роли организатора. Учитель может и сам принять участие в работе семинара и выступить с докладом, тогда это будут отношения коллег, работающих в одной команде.
Очень важной особенностью семинара можно назвать ситуацию, в которой оказываются ученики, задающие вопросы: чтобы задать умные вопросы по сути доклада, оппоненты должны сами владеть материалом; внимательно слушать доклад; уметь ориентироваться в ходе общения в системе «вопрос-ответ». Оппонент должен уметь оценить и понять полученный ответ: соответствует ли он вопросу, насколько он полный. В образовательных мероприятиях общение подобного рода развивает критичность ума, логику, умение чётко формулировать мысли, выделять главное.
Как форма более «взрослого» общения, семинар поднимает самооценку участников-старшеклассников. Опыт публичного выступления – это необходимый опыт социализации, как и опыт слушателя.
Подведение итогов, обобщение, анализ докладов и семинара в целом – все эти элементы могут быть вынесены за рамки семинара. Умение учащихся взглянуть на себя со стороны, как и адекватный самоанализ, необходимо развивать. Учитель здесь выступает в роли супервизора, подводящего итоги.
Важно отметить, что в ходе подготовки и проведения семинара в полной мере реализуется личностно-ориентированный подход к учащимся. Уровень подготовки конкретного ученика обязательно учитывается при выборе темы доклада, подборе материала.
Как результат учитель имеет возможность оценить знания учеников как по заявленной теме в целом, так и по более узким частным вопросам. Выводы о качестве знаний учащихся могут быть сделаны по общей оценке их работы на семинаре: уровне докладов, ответов на вопросы, активности в качестве слушателя.
© 2017, Митяев Игорь Иванович 224