СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт моей работы: «У меня это хорошо получается».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю в школе три года. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.

Для достижения данной цели необходимо:

- активизировать познавательную деятельность ученика (через организацию самостоятельной познавательной деятельности на уроке и во внеурочное время, применяя различные методы и формы организации учебной деятельности);

- прививать любовь к предмету через систему эффективных уроков;

- приобщать к духовному богатству и красоте родного слова ( на основе уроков творчества, творческих мастерских).

Стараюсь создавать на уроке благоприятный эмоциональный фон. Это вселяет в ребёнка уверенность, что к нему хорошо относятся. Поощряю любое проявление инициативы, желание высказаться. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок-путешествие, урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсию, видеоурок и т.д. Я увидела, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социо-культурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка.

На своих уроках при нетрадиционных формах обучения русскому языку я использую технологию группового обучения.

Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Цель технологии группового обучения — создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей.

Группы я формирую не случайно, согласно классификации И.П.Павлова, учитывая темпераменты учащихся и психотип.

И.П.Павлов связал темпераменты с типом нервной системы и выделил 3 основных её свойства, по которым люди могут отличаться друг от друга: 1. – сила и слабость возбудительного и тормозного процессов; 2. – уравновешенность и неуравновешенность; 3. – подвижность и инертность. Согласно Павлову, существует высокая корреляция выделенных им типов темперамента с классическим, поэтому он утверждал, что именно тип нервной системы лежит в основе темперамента: – сангвиник – тип сильный, уравновешенный, подвижный; – холерик, – тип сильный и неуравновешенный; – флегматик, – тип сильный, уравновешенный и инертный; – меланхолик – тип слабый. Так же использую типологию Хейманса – Ле Сенна, в основание которой положены 3 определяющих фактора в разделении людей на темпераменты В типологии Хейманса-Ле Сенна выделены такие три основных отличия в темпераментных характеристиках: 1 – Эмоциональность (сильная – слабая); 2 – Активность (сильная – слабая); 3 – Вторичность (сильная – слабая).

Использую следующие виды групповой работы:

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания.

Дифференцированная групповая работа выполнение различных заданий разными группами. Предлагается составить кластер.

Роли в группе:

  • ЧТЕЦ — читает вслух;
  • СЕКРЕТАРЬ — записывает что-то от лица группы;
  • ДОКЛАДЧИК (спикер) — у доски рассказывает, что решила группа;
  • ПЛАНИРОВЩИК — исследует условия задачи и планирует работу;
  • ХРОНОМЕТРИСТ (тайм-спикер) — следит за временем.

Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т. д.

При определении количества обучающихся в группе целесообразно учитывать степень их подготовленности к слаженной и эффективной работе, а именно, по мере приобретения соответствующего опыта количество обучающихся в группе может увеличиваться.

Состав групп рекомендуется варьировать. В этом случае дети будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с разными людьми и иметь больше шансов проявить себя в групповой работе иначе, нежели в предыдущей группе.

В сформированных группах я выполняю следующие задания.

И далее, приступаем к выполнению следующих заданий:

Составить букет –кластер -«Город цветов» (на карточках с изображением цветов написаны предложения. Все карточки даны вперемешку сразу трем командам. Из них нужно составить букеты-тексты) Выберите цветы-предложения, в которых есть:

1 команда – определения, 2 команда –обстоятельства, 3 команда – дополнения.

1 команда

1. Как волшебен цветочный бал! 2. Две самые красивые розы – это король с королевой. 3. Красные петушьи гребешки кланяются и поют. 4. Маленькие голубые колокольчики и беленькие подснежники звенят. 5. Крокусы – маленькие морские кадеты, а голубые фиалки – барышни. 6. Тюльпаны и большие желтые лилии – это пожилые дамы.

2 команда

1. На бал прилетели и бабочки. 2. Одни вели себя хорошо, и потому летают высоко. 3. Другие вели себя плохо, и поэтому сидят смирно. 4. Сегодня бабочки танцуют ловко и красиво. 5. Барабаны гремят, скрипки тонко играют, на сцене поют сверчки. 6. Музыка звучит громко, легко, празднично!

3 команда

1. Ветер колеблет стебельки цветов. 2. Капельки росы падают с бутонов и искрятся. 3. Листики красавиц дрожат от радости. 4. Цветы чувствуют приближение завершения бала. 5. Дирижер-сверчок останавливает музыку, и все смолкает. 6. Цветы прощаются с нами!

«Город садоводов» (задание для капитанов)

Составить по одному цветку-предложению из лепестков-слов. Кто быстрее и правильнее? Даются лепестки-слова, из которых нужно составить предложение-цветок. Например:

1 команда

2 команда

3 команда

В

В

Желтые

крошечных

народе

одуванчики

лепестках

ромашку

раскрывают

анютиных

в

свои

глазок

белом

лепестки

отразилась

чепчике

в

голубизна

зовут

семь

летнего

сестрой

часов

неба

милосердия

утра

Занимательным может быть не весь урок, а какая- то его часть.

Например, опрос можно провести в форме игры «Интеллектуальный футбол». Работа в группах. Роли как в игре в футбол. Задаётся вопрос: сначала отвечают более слабые уч-ся, последним отвечает самый сильный – вратарь. Нет ответа – гол!

Работа в группах заставляет ребят ответственнее готовиться к урокам, чтобы не подвести всех.

Очень интересно повторение пройденного в форме урока – кроссворда, т.к. многие дети любят их решать.

«Город следопытов»

Каждой команде дается кроссворд. Отгадать его нужно, правильно вставив нужные обращения –существительные. Знаки препинания не расставлены.

Найдите в предложении обращения(существительные) и запишите в кроссворд.

1 команда

1. Дорога ты зовешь меня куда? 2. Простите верные дубравы! 3. Чего тебе надобно старче? 4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила? 5. О рощи не будите так рано меня. 6. Ветер ветер ты могуч! 7. Здравствуй князь ты мой прекрасный! 8. Цветик научи меня сочинять стихи. 9. Петушок Петушок выгляни в окошко.

«Город строителей»

Раздаются кирпичики-слова, из которых нужно построит красивый дом-предложение. Постройте красивый дом – предложение из маленьких кирпичиков-слов.

1 команда (Берегите наш прекрасный могучий русский язык.)

1. Берегите родную природу! (Выпишите из предложения сказуемое-глагол). 2. Наш климат улучшает здоровье. (Определение,выраженное местоимением). 3. Прекрасный цветок вырос в саду. (Определение,выраженное прилагательным). 4. Могучий дуб рос на поляне. (Определение,выраженное прилагательным). 5. Дети прочитали русские сказки. (Определение,выраженное прилагательным и поставьте в ед. ч.М.р.). 6. Язык до Киева доведет. (Подлежащее,выраженное существительным).

Берегите

наш

прекрасный

могучий

русский

язык

Познавательный интерес уч-ся формируется и на уроках – практикумах:

1 этап. Репродуктивная деятельность: усвоенные знания применяются в аналогичных условиях. Цель: подготовить уч-ся к выполнению более сложных заданий.(Разные виды разбора, составление схем, расстановка знаков препинания в тексте)

2 этап. Выбор языковых средств по образцу с изменением языкового материала. Цель: закрепить достигнутое, формировать умение применять знания в различных ситуациях. (Работа по образцу, но условия её выполнения сложнее, т.к. требуется изменение текста, а значит усложняется и логическая работа. На данном этапе предлагаю такие задания, как переконструирование предложений, замену одних синтаксических конструкций другими, изменение форм при списывании, вставка букв и т.д.) Например, из двух простых предложений нужно составить сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложение. Словосочетание с несогласованным определением перестроить в словосочетание с определением согласованным:

сияние луны - лунное сияние и т.д.

Перестроить двухсоставное предложение в односоставное безличное :

Я загрустил. – Мне грустно. и т.д.

3 этап. Частично-поисковая деятельность. Цель: обучение творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов. Например, составить словосочетания по определённым схемам на тему «Школа».

Именно такая структура объясняется тем, что обеспечивается поступательное движение от выполнения простых заданий по образцу к поисковой деятельности.

Результат уроков – практикумов является развитие познавательных качеств личности.

Так же на уроках русского языка учащиеся ведут «Бортовой журнал»– тетрадь, в которую они записывают свои мысли

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста

Причём тексты могут быть и лингвистические и художественные.

Таблица-синтез из трёх частей

Непонятное слово/термин

Толкование ребёнком

Выписка из словаря

На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. Предоставлять возможность выбора форм отчетности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием. Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

Рассмотренные выше методы и приёмы позволяют мне в своей деятельности поддерживать познавательный интерес своих учеников, формировать потребность и способность личности к саморазвитию.

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т. е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же — повышается творческий потенциал.

4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

За период работы в школе, при использовании групповой работы результаты обученности стали повышаться. А наглядно я могу показать по результатам мониторинга в 5 классах.

Как показывают результаты мониторинга в 5 классе при организации работы в группе по разделу:

-Морфология % качества до работы в группах составлял – 32%, после того, как периодически проводилась работа в группах- у учеников повысился % качества до 45%;

-Синтаксис % качества до работы в группах составлял – 40%, после того, как периодически проводилась работа в группах- у учеников повысился % качества до 56%;

-Развитие речи % качества до работы в группах составлял – 30%, после того, как периодически проводилась работа в группах- у учеников повысился % качества до 38 %.

Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи.

03.12.2020 23:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП