СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие исследовательской деятельности учащихся младших классов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами»К. И. Чуковский.

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что возникла необходимость серьёзного переоценивания образовательного пространства. Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для обладания высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни, для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.

Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Для того, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах второго поколения, которые включают в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и развитие универсальных учебных действий. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Это принципиальное изменение.

Школа растит обыкновенного потребителя, если передает детям «чистые» знания, не пополняющие копилку их личного опыта. В лучшем случае учащийся может стать всезнающим энциклопедистом, только не умеющим применить эти знания на практике в какой либо деятельности. Это ведет к невостребованности у детей их творческих способностей. Вот последнее обстоятельство и отбивает у детей желание учиться. Простая передача ученикам накопленные человечеством достижения в науке и технике никогда не научит детей создавать новые, разве что копировать достигнутое. Именно об этом говорил Л.Н.Толстой "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений"

Одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Использование данного метода в начальной школе дает ребенку возможность анализировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. Технология служит для развития познавательной активности учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

Для уточнения и конкретизации понятия исследовательская деятельность мною были изучены такие понятия, как «деятельность» и «исследование».

Деятельность — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности; условие существования общества. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает определенный смысл.

Исследование, один из видов познавательной деятельности. В отличие от стихийных форм познания окружающего мира, оно всегда основано на научном методе. Его осуществление предполагает осознанную фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, вызывает интерес, удивляет. Как оказалось эта мысль не нова. Ещё древнегреческий философ Аристотель утверждал: «Познание начинается с удивления».

Исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Исследовательская деятельность предполагает такую познавательную деятельность, в которой учащиеся используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки. Учащиеся не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной. Но следует понимать различие научно-исследовательской деятельности и исследовательской деятельности учащихся. В сфере науки главной целью является производство новых знаний в общекультурном значении. В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Исследовательская деятельность школьников предполагает приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Исследования можно классифицировать по-разному:

• по теме (предметные или свободные);

• по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу);

• по времени (кратковременные и долговременные);

• по месту проведения (урочные и внеурочные);

• по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные).

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

• поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

• развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

На втором этапе педагог предусматривает большую самостоятельность учащихся, педагог выступает в роли консультанта (помогает определить проблему, выдвинуть гипотезу, но исследование учащиеся выполняют самостоятельно).

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

14.10.2021 10:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП