СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время общество испытывает дефицит духовно – нравственного воспитания. Такая проблема возникла из-за незнания взрослыми, родителями национальной культуры и традиций своего народа и, как следствие, непривитие данной культуры своим детям.
Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Духовно – нравственное воспитание – это воспитание духа, духовности, развитие духовных качеств личности. Основными задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников, на наш взгляд, должны стать формирование доброжелательного отношения к близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей национальной культуре. Любая национальная культура – это прежде всего культура дома, семьи, в которой вырос ребёнок. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребёнка.
Личность ребёнка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, её традиций, обычаев. Особое значение для духовно - нравственного воспитания ребёнка имеют первые годы жизни. В этот период жизни начинают развиваться черты характера, которые незримо связывают его со своей семьёй и национальной культурой. Семья же сегодня, как и вся наша страна, переживает не только экономические, но и громадные духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинно национальной проблемой. Родители очень мало времени уделяют детям, поэтому духовно – нравственное общение с детьми уходит на второй план.
Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что: утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия; исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье; девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий. Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Всё это побудило наш коллектив ДОУ к созданию своей системы работы, которая направлена на всестороннее развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание и развитие его художественно – творческих способностей. При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию нравственно – эстетических качеств и художественно – творческих способностей дошкольников.
Система работы включает в себя:
- Диагностику сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей;
- Создание предметно пространственной среды;
- Организацию кружка «Наши умелые ручки»;
- Взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно - нравственному воспитанию детей.
На начальном этапе работы с семьёй мы собирали информацию, знакомились с семьями, определяли внутрисемейные проблемы и затруднения в воспитании детей. На следующем этапе помогали решать проблемы конкретных семей, повышали уровень социальной компетентности родителей, знакомили с системами семейного воспитания. Для этого нами была оформлена «зона народной культуры» - «изба». В свободном помещении детского сада соорудили мини – музей. Здесь, «сложили» печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов собраны сотрудниками ДОУ и родителями воспитанников. В «избе» теперь есть выбитые старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца. Важным атрибутом «избы» является кукольная композиция в русских народных костюмах. Само место музея способствует интересным занятиям: можно узнать об экспонатах новое, сделать похожее, поиграть с ними.
Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это семья! Так родилась идея создания традиционных народных кукол. Куклы сопровождают нас всю жизнь, они не только развлекают, но и поучают. Куклы доступны, понятны, интересны всем детям. Вот почему мы решили создать не одну или две куклы, а целую семью.
Но воспитательный эффект от их использования может потеряться, если отсутствует систематичность в работы. Поэтому общение детей с традиционными народными куклами реализуется в празднично - игровой, учебной, трудовой и других видах детской деятельности. Чем шире будет сфера общения детей с куклами, тем больше они испытают положительных эмоций, тем быстрее усвоят материал, тем быстрее у них сформируется знание нравственных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и общения в целом.
Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует сотворчеству детей и взрослых. Поэтому особое внимание в своей работе мы уделяем укреплению связей с родителями. Мы добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие в подготовке и проведении праздников, досугов, где играют роли, читают стихи, участвуют в создании предметно – развивающей среды обсуждают вопросы воспитания на наших встречах на родительских собраниях.
Удачной находкой для сотрудничества, взаимодействия детского сада и семьи стала творческая группа по работе с семьёй, деятельность которой направлена на организацию массовых мероприятий с участием детей и родителей, мероприятий по обмену опытом семейного воспитания, оказание помощи для обеспечения воспитательно – образовательного процесса ДОУ. Используемые многообразные формы воздействий влияют на повышение профессионального уровня самих воспитателей и активное участие родителей:
- родительские гостиные («Посиделки», «Святки», «День матери»)
- семинары – практикумы («Традиционная народная кукла», «Новогодняя игрушка»)
- тематические встречи («Адаптация: проблемы пути решения», «Защитим права наших детей», «Семейный отдых», «Как сохранить доверительные отношения с ребёнком»)
- круглый стол («Влияние СМИ на детей»)
- театрализованные представления (сказки на новый лад, традиционные православные праздники)
- дни открытых дверей
- занятия для родителей с элементами тренинга («Играем вместе», «Законы для детей»)
- выпуск газет («Давайте познакомимся», «Скоро, скоро Новый год», «Папа, ты мне нужен!», «До свиданья, детский сад!»)
- создание семейных и групповых альбомов («Наша дружная семья», «Улицы по которым я хожу»)
- оформление фотовыставок («Папа, мама, я – дружная семья», «Мои любимые игрушки», «Как мы умеем веселится», Моя мама – лучше всех», «Как мы помогаем птицам»)
- виртуальный информационный ресурс ДОУ ( сайт детского сада)
Необходимо обращать внимание детей на культурное наследие нашего народа. Воспитывать патриотизм на местном материале для формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края. Приобщение ребенка к национальному культурному наследию необходимо проводить, пользуясь образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. В нашем детском саду для духовно-нравственного воспитания организуется проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка», «Кузьминки по осени поминки»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки»; весной - «Масленица», «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха»; летом - «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и определить отношение к ним в процессе игры. Педагоги, родители знакомят детей с устным народным творчеством. В нём сохранились особенные черты русского характера, представление о добре и зле, правде, храбрости и трудолюбии. Старших дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, духовным наследием своего народа.
Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Педагоги вместе с детьми и родителями изготавливают народные игрушки, детали народных костюмов. Дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Педагоги и родители знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением.
Коллектив нашего детского сада считает, что работа по данной теме, позволяет сформировать у детей стойкий интерес к истокам русской народной культуры. Эмоционально-личностная сфера дошкольника приобретает опыт в восприятии новых впечатлений. При духовно-нравственном воспитании детей развиваются и совершенствуются их патриотические чувства, уважение к старшим, ко всем членам своей семьи, близким, друзьям, формируется бережное отношение к окружающему миру.
Мы считаем, что тема духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры продолжает оставаться актуальной и даёт широкие возможности для развития и совершенствования форм деятельности работы с детьми, с родителями в данном направлении.
Становление родительства – длительный и нелёгкий процесс. Вся работа нашего коллектива направлена на укрепление связи детского сада и семьи, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Реализация этих задач придаёт сотрудничеству с родителями развивающую направленность.
© 2021, Малышева Ирина Александровна 465