СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика легкой УО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант 1

легкая (IQ — 69-50)

Умственная отсталость

это стойкое, выраженное недоразвитие

познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого)

органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

трудностях установления отношений между частями

предмета, вы

делении его существенных признаков и дифференциации их от

не

существенных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства

и отличия и т.д.

Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно

-

образного и словесно

-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито

словесно

-

логическое мышление. Это

выражается в слабости обобщения,

трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль

мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не до

слушав

инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на

обучение школьников

с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными

способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности.

Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе

коррекционно-

развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на

развитие различных видов мышления обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического.

лучше запоминают внешние, иногда

случайные, зрительно воспринимаемые при

знаки, при этом, труд

нее

осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у

нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое

требует многократных повторений. Менее

развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки

памяти обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются

не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических

отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с

большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает

воспроизведение словесного материала

отличается сужением объема, малой

устойчивостью, трудностями его распределения, за

медленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на

преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также

в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком

-

либо од

ном объекте или виде деятельности. Од

на

ко, если задание посильно

для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время

поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально

организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость

значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной

динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не

достигают возрастной нор

мы.

свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в

свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного мате

риала.

Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается

значительной несформированностью, что выражается в его примитивности,

не

точности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в

ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная

работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности.

физиологической основой которых является на

рушение взаимодействия

между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь,

проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с

умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.

Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся на

-

прямую связаны с нарушением абстрактно

-логического мышления. Однако в

повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы,

близкие их личному опыту, используя при этом не

сложные конструкции

предложений. Проведение систематической коррекционно

-

развивающей

работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об

окружающей действительности, создает положи

тельные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое

выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса,

овладении различными конструкциями предложений, составлении

небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким

образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой

речи ― письменной.

не имеет выраженных

нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при

выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений

пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных

упражнений, включенных как в со

держание коррекционных занятий, так и

используемых на от

дельных уроках, способствует развитию координации и

точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет под

готовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.

сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний,

неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены

переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

характеризуется слабостью собственных

намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники

предпочитают выбирать путь,

не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности

, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии

мотивационной сферы, слабости побуждений, не

достаточности инициативы.

Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности,

поскольку учащиеся при

ступают к ее выполнению без не

обходимой

предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее

выполнения,

с конечной целью.

В процессе выполнения учебного задания

они часто уходят от правильно начатого выполнения действия,

«соскальзывают» на действия, про

изведенные ранее, причем осуществляют

их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.

Вместе с тем,

при

проведении длительной, систематической и специально организованной

работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды

деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том

числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и

некоторые виды профильного труда. Следует от

метить не

зависимость и самостоятельность этой категории школьников в ухо

де за со

бой, благодаря овладению необходимыми социально

-бытовыми навыками.

примитивности интересов, потребностей и мотивов, что

затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и

взрослыми. При этом специфическими особенностями

межличностных

отношений

является: высокая конфликтность, сопровождаемая

неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на

установление межличностных контактов и пр.

Снижение адекватности во

взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается

незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения

обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их

поведении

, особенности которого могут выражаться в гиперактивности,

вербальной или физической агрессии и т.п

13.02.2018 16:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП