© 2025, Скурихина Тамара Петровна 19
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Художники разных эпох оказались свидетелями масштабных исторических событий: мировых войн, тоталитарных режимов, распада империй, терактов, пандемий, экологических катастроф, социальных и политических конфликтов. Эти события не только изменили облик мира, но и повлияли на внутреннее состояние человека, его восприятие себя, окружающей реальности и своего места в ней.
В подборке есть произведения, в которых крик передаётся непосредственно через буквальное изображение. Это выражение крайней степени эмоционального напряжения — боли, ужаса, страха, ярости. В такие моменты художники не стремятся к сдержанности: наоборот, используется драматичный колорит, гротескная форма, часто - деформация фигуры. Герой в момент крика будто выведен из привычной реальности, находясь на грани между внутренним и внешним взрывом. Этот визуальный мотив часто связан с травмой, войной, психическим срывом, состоянием предельной уязвимости.
Картина Эдварда Мунка «Крик» - одно из самых известных произведений искусства. На фоне красно-оранжевого неба фигура человека в панике и отчаянии прижимает руки к лицу и кричит. Искажения в пейзаже вокруг усиливают ощущение тревоги и внутреннего хаоса. Это не просто изображение страха — это воплощение крика души, столкнувшейся с глубокой тревогой перед миром.
На картине Фрэнсиса Бэкона изображена сцена, наполненная напряжением и первобытным страхом: две искажённые фигуры, напоминающие животных, переплетены в борьбе. Нижняя фигура, с искажённым от ужаса ртом, издаёт пронзительный крик — будто беззвучный вопль отчаяния. Это крик души, загнанной в ловушку бессилия, отражение глубокого человеческого страдания в зверином обличье.
На картине Ганса Андерсена Брендекильде запечатлён трагический момент, наполненный глубокой эмоциональной силой. В центре сцены — пожилой мужчина, рухнувший на землю от крайнего изнеможения. Это, вероятнее всего, крестьянин, надломленный непосильным трудом. Рядом, склонившись к нему на колени, находится женщина — её поза напряжена, лицо обращено вверх, рот широко раскрыт в отчаянном крике. Её вопль — это голос безысходной боли, зов о помощи, которая, возможно, уже не придёт. Этот крик, пронзающий тишину сцены, становится эмоциональным центром картины, отдаваясь эхом в пустом, глухом пространстве. Картина как крик души автора, обращённый к миру. Это визуальное воплощение страдания, оставшегося незамеченным, и в то же время — сильный социальный жест художника, стремящегося показать невидимую сторону человеческой жизни.
Благодаря своей картине Майк Хендерсон сумел выплеснуть свой «крик души», отражающий тревоги и переживания, связанные с событиями 1960-х годов — войной во Вьетнаме, массовыми протестами, расовой дискриминацией и политическими противоречиями. В каждом мазке он вложил всю свою боль, смятение и гнев, превратив полотно в мощный эмоциональный манифест.
Картина Натальи Нестеровой «Крик». Птицы, вылетающие изо рта кричащего героя словно олицетворяют высвобождение глубоко скрытых эмоций, мыслей или слов, которые долгое время оставались внутри, не находя выхода. Как и в предыдущих произведениях затрагивается психологическая тема, внутренние переживания.
Кете Кольвиц не просто изображает страдание — она его проживает. Смерть её собственного сына на фронте Первой мировой войны, а позднее и внука в следующей войне, стала определяющей травмой её жизни и творчества. Её героини - это женщины из народа, матери, вдовы, находящиеся в трауре. «Женщина с мёртвым ребёнком» — это не просто трагическая сцена, это воплощение беззвучного материнского крика. Это личное горе, превращённое в символ боли миллионов матерей, утративших детей в войнах, голоде, нищете.
Картина Пабло Пикассо «Герника» посвящена бомбардировке города Герника во время гражданской войны в Испании. Пикассо выражает в ней политический протест и глубокую личную боль за разрушенную родину. Искривлённые тела, искажённые лица, открытые рты в беззвучном крике — всё в композиции говорит о шоке, ужасе и страдании. «Герника» - это трагедия всего народа, которую художник передал через свои чувства и переживания. Картина появилась вскоре после трагической бомбардировки Герники — события, которое глубоко потрясло Пикассо.
Картина Фрэнсиса Бэкона «Эскиз головы» довольно ярко отражает эмоциональный надлом. Искажённое лицо, словно разорванное на части, выражает немой крик — не выраженный словами, но ощутимо звучащий через форму и цвет. Эти искажения не случайны: Бэкон говорил о влиянии личных травм, страха, одиночества и войны на своё творчество. Таким образом, это произведение становится откровенным визуальным исповеданием, где боль и уязвимость обнажены без прикрас.
Исторические потрясения разных эпох, войны, политическое давление, социальная нестабильность, а также личные переживания, утрата или отчуждение, сформировали новые способы художественного выражения. Искусство перестало быть только эстетическим объектом — оно стало формой переживания, свидетельства, диалога.
Материал для публикации взят в доступном интернете.
© 2025, Скурихина Тамара Петровна 19