Основным принципом личностно-ориентированной системы является признание индивидуальности ученика, создание условий для его развития.
Требования к созданию условий:
- Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения (что вы знаете по этому поводу?)
- Изложение знаний в учебнике или учителем должно быть направленно не только на расширение объема, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика.
- В ходе обучения необходимо постоянное согласование ответа ученика с содержанием задаваемых заданий.
- Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности.
- Учебный материал организован так, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.
- При введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические, специфические, предметные приемы с учетом их функций в личностном развитии.
- Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом тех трансформаций, которые осуществляет ученик.
- Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию деятельности.
Образовательная среда:
- Предоставление ученику свободы выбора способов выполнения заданий.
- Использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных заданий с целью активизации.
- Создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности.
- Постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидуальных способов учебной деятельности.
- Разработка и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское, поисковое мышление.
- Организация занятий в малых группах на основе диалога, иммитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.
- Конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.
Вывод: необходимо организовывать разнообразную среду и учитывать индивидуальные познавательные способности, направленные на развитие.
Требования к личностно-ориентированному уроку.
Цель: создание условий для проявления познавательной активности детей.
Средства достижения этой цели:
- Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся.
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
- Стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
- Оценка не по результату, а по процессу его достижения.
Отметка, выставляемая в конце урока, аргументируется по нескольким параметрам:
- Правильности
- Самостоятельности
- Оригинальности
- Слаженности работы группы
- Аккуратности
При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и разъясняется, как рационально организовать свою работу.