© 2024, Пеночкина Виолетта Николаевна 81
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Стадии развития коллектива по А.Н.Лутошкину
Лутошкин, Анатолий Николаевич (1935-1979) российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии автор книги «Как вести за собой»А.Н.Лутошкин «Как вести за собой»Книга повествует об основах организаторской работы, о психологии личности организатора, об особенностях формирования коллектива и работы с ним, о методике и технике организаторской работы, способах решения организаторских задач. В книге использован опыт работы комсомольских и других общественных организаций школьников.1. «Песчаная россыпь»
Каждый сам по себе; Боятся знакомится; Отсутствует авторитетный центр; Отсутствует лидерство; Микро группы не устойчивы; Отсутствуют основы межличностных отношений.
На ступени «Песчаная россыпь»предпочтительнее может оказаться авторитарный стиль руководства (настаивающий, требующий, приказывающий). Здесь будет преобладать единоначалие, четкость в определении задач, подробный инструктаж, жесткий контроль на всех этапах работы.Скрепляющие звено - формальная дисциплина и требования вожатого.2. «Мягкая глина»
Появляется опыт совместной деятельности; Развиваются устойчивые микрогруппы; Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется
целями других;•Группа может принять ту форму, какую захочет организатор.В группах «Мягкая глина» авторитарный стиль может еще преобладать, но сюда все активнее вводится коллегиальный стиль (советующий, консультирующий и требующий): создание актива, опора на него.3. «Мерцающий маяк»•Активное взаимодействие;•Эмоциональность (возможны конфликты);•Возникает понятие «Мы»;•Готовность к серьезному делу;•Появляются лидеры;•Организаторы сопровождают детей.В таких группах эффективно сочетание стилей авторитарного и коллегиального. На этой ступени органы самоуправления имеют большой вес и организатор может активнее использовать мнение группы, считаться с позицией большинства, если оно действительно на правильном пути.В отдельных случаях можно быть уступчивым, при необходимости идти на компромисс.4. «Алый парус»•Дружеское участие, заинтересованность;•Во главе коллектива встают организаторы;•Чувство гордости за свой коллектив; •Огорчают неудачи;•Появляется интерес к жизни других групп, если нужно, приходят им на помощь;•Сплочение группы, групповая активность.Организация и руководство группы через органы самоуправления и актив становится основным способом на этой ступени. Стиль руководства- коллегиальный, советующий.Сплоченность и сработанность группы освобождают организатора от всякого рода проверок, напоминаний, тщательного инструктажа.5. «Горящий факел»
•Максимальная открытость;•Стремление к сотрудничеству и соглашению;•Взаимодействие наиболее активно;•Тесная дружба внутри коллектива;•Готовность помочь другим коллективам.В основе руководства группами, находящимися на ступени «Горящий факел», -самоуправление, опора на группу в целом. Требования организатора к личности предъявляются от имени коллектива. Основное внимание организатора направленно на установление связей с другими группами, на формирование активной позиции своего коллектива среди других объединений.
© 2024, Пеночкина Виолетта Николаевна 81