СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зимний дуб

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению

4 класс

Программа Эльконина-Давыдова

Автор учебника Матвеева Е.И.

Тема цикла уроков:

Тема понимания в отношениях взрослых и детей

в рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»

Цели:

- анализ текста - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации;

Задачи:

Предметные:

-включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации ;

-помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.

Личностные:

-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

Метапредметные:

- преобразовывать и интерпретировать информацию: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

Урок 1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап. Подготовка к первичному восприятию. Работа с текстом до чтения.

Цель: прогнозирование содержания текста

Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом Юрия Нагибина «Зимний дуб».

- Кто-то из вас уже сталкивался с творчеством этого писателя?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом рассказе? Почему именно зимнему дубу посвящено произведение?

- Можем мы узнать из названия, где и когда происходит действие?

- Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?

- Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?

Выслушиваются ответы детей.

2 этап. Постановка цели урока.

Но прежде чем насладиться чтением, давайте сформулируем цели и задачи урока.

С какой целью мы будем знакомиться с рассказом Ю.Нагибина?

Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения

3 этап. Комментированное чтение 1 части рассказа и диалог с автором через текст

Учитель читает первую часть рассказа.

Вопросы во время чтения

«Мороз был крепкий, и к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцати четырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось»

-Почему молодой учительнице нравился мороз?

«Это был Фролов, объездчик с конезавода» Кто такой объезчик?

«Фролов приподнял кубанку над крепкой, хорошо остриженной головой» Что такое «кубанка»?

Слушают чтение учителя.

-Мороз бодрил, вокруг была сказочная красота, и это не могло не нравиться молодой учительнице.

-Специалист по объездке лошадей.

Кубанка-мужской головной убор.

4 этап. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Задача: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение

-Как вы думаете, с какой целью автор открывает повествование пейзажем?

-Каким образом встреча в поле характеризует героиню?

-Описание зимней природы помогает нам понять настроение учительницы. Анна Васильевна любуется красотой зимнего морозного утра, выпавшим за ночь снегом. Эта картина жизни вызывает у неё радостное («Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе»), бодроеНравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тел»), игривое настроение («Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет»).

Самоуверенная:«Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дороги уваровской учительнице»

Пользуется уважением, образованная, умная «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, — и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно — Анна Васильевна»

5 этап. Комментированное чтение 2 части рассказа и диалог с автором через текст

Задача: поиск информации и понимание прочитанного

Учитель по ходу чтения уточняет лексические значения малознакомых слов и задаёт скрытые вопросы автора.

«И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам кАпоры и платочки, куртузы и шапочки, ушанки и башлыки» Какой общий признак есть у всех перечисленных слов, являющимися однородными членами предложения?

Презентация слайд №13

«И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?.» Когда страх можно назвать смешным?

Дети читают по цепочке вторую часть рассказа.

-Это названия головных уборов.

-Учительница с улыбкой вспоминает свой страх, потому что волноваться не было причины.

Этап 6. Оценка информации

Задача: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

-Как АВ относится к своей работе?

-Что поразило учительницу в ответе Савушкина?

-Почему АВ назвала про себя Савушкина «трудным мальчиком»

-Каким предстаёт Савушкин в этом эпизоде?

-Ответсвенно, добросовестно: «Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она

перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: "Существительным называется часть речи. существительным называется часть речи."»

-« Он сказал это не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце»

Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям, ничуть не тронутый грозными словами учительницы»

-Добродушный, не от мира сего «сел, улыбаясь каким-то своим мыслям.», смешной «В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.»

Этап 7. Итог урока

Смогли ли мы найти подтверждение нашим предположениям, с которых начали урок?

Можно ли назвать зимний дуб герем рассказа?

А вот я считаю, что именно зимний дуб – главный герой рассказа Ю.Нагибина. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

А пока давайте обсудим, каким может быть домашнее задание.

Скорее всего дети ответят на этот вопрос отрицательно.

Выслушиваются ответы детей. Возможны варианты: дочитать рассказ до конца и узнать, наконец, почему он так называется; узнать об авторе.

2 урок

Тема: «Характеры героев рассказа»

07.11.2016 22:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП