СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок по литературному чтению
4 класс
Программа Эльконина-Давыдова
Автор учебника Матвеева Е.И.
Тема цикла уроков:
Тема понимания в отношениях взрослых и детей
в рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»
Цели:
- анализ текста - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации;
Задачи:
Предметные:
-включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации ;
-помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Личностные:
-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста
Метапредметные:
- преобразовывать и интерпретировать информацию: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
Урок 1
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 этап. Подготовка к первичному восприятию. Работа с текстом до чтения. Цель: прогнозирование содержания текста |
|
Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом Юрия Нагибина «Зимний дуб». - Кто-то из вас уже сталкивался с творчеством этого писателя? - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом рассказе? Почему именно зимнему дубу посвящено произведение? - Можем мы узнать из названия, где и когда происходит действие? - Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа? - Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав? |
Выслушиваются ответы детей. |
2 этап. Постановка цели урока. |
|
Но прежде чем насладиться чтением, давайте сформулируем цели и задачи урока. С какой целью мы будем знакомиться с рассказом Ю.Нагибина? |
Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения |
3 этап. Комментированное чтение 1 части рассказа и диалог с автором через текст |
|
Учитель читает первую часть рассказа. Вопросы во время чтения «Мороз был крепкий, и к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцати четырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось» -Почему молодой учительнице нравился мороз? «Это был Фролов, объездчик с конезавода» Кто такой объезчик? «Фролов приподнял кубанку над крепкой, хорошо остриженной головой» Что такое «кубанка»? |
Слушают чтение учителя. -Мороз бодрил, вокруг была сказочная красота, и это не могло не нравиться молодой учительнице. -Специалист по объездке лошадей. Кубанка-мужской головной убор. |
4 этап. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного |
|
Задача: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение |
|
-Как вы думаете, с какой целью автор открывает повествование пейзажем? -Каким образом встреча в поле характеризует героиню? |
-Описание зимней природы помогает нам понять настроение учительницы. Анна Васильевна любуется красотой зимнего морозного утра, выпавшим за ночь снегом. Эта картина жизни вызывает у неё радостное («Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе»), бодрое («Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тел»), игривое настроение («Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет»). Самоуверенная:«Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дороги уваровской учительнице» Пользуется уважением, образованная, умная «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, — и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно — Анна Васильевна» |
5 этап. Комментированное чтение 2 части рассказа и диалог с автором через текст |
|
Задача: поиск информации и понимание прочитанного |
|
Учитель по ходу чтения уточняет лексические значения малознакомых слов и задаёт скрытые вопросы автора. «И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам кАпоры и платочки, куртузы и шапочки, ушанки и башлыки» Какой общий признак есть у всех перечисленных слов, являющимися однородными членами предложения? Презентация слайд №13 «И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?.» Когда страх можно назвать смешным? |
Дети читают по цепочке вторую часть рассказа. -Это названия головных уборов. -Учительница с улыбкой вспоминает свой страх, потому что волноваться не было причины. |
Этап 6. Оценка информации |
|
Задача: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте |
|
-Как АВ относится к своей работе? -Что поразило учительницу в ответе Савушкина? -Почему АВ назвала про себя Савушкина «трудным мальчиком» -Каким предстаёт Савушкин в этом эпизоде? |
-Ответсвенно, добросовестно: «Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: "Существительным называется часть речи. существительным называется часть речи."» -« Он сказал это не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце» -« Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям, ничуть не тронутый грозными словами учительницы» -Добродушный, не от мира сего «сел, улыбаясь каким-то своим мыслям.», смешной «В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.» |
Этап 7. Итог урока |
|
Смогли ли мы найти подтверждение нашим предположениям, с которых начали урок? Можно ли назвать зимний дуб герем рассказа? А вот я считаю, что именно зимний дуб – главный герой рассказа Ю.Нагибина. Но об этом мы поговорим на следующем уроке. А пока давайте обсудим, каким может быть домашнее задание. |
Скорее всего дети ответят на этот вопрос отрицательно. Выслушиваются ответы детей. Возможны варианты: дочитать рассказ до конца и узнать, наконец, почему он так называется; узнать об авторе. |
2 урок Тема: «Характеры героев рассказа» |
© 2016, Соловьёва Галина Григорьевна 1366