СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации факультативных занятий по математике для учащихся 9 классов при допрофильной подготовке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что одним из способов расширения возможностей ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию является создание факультативных курсов. Вследствие этого факультативы не исчерпали своего педагогического потенциала и не утратили актуальности. Учитывая значительные потенциальные возможности факультативных занятий, их следует совершенствовать в соответствии с условиями современного общеобразовательного учебного заведения. В частности, одним из наиболее важных вопросов развития среднего образования является программное и методическое обеспечение факультатива. Известно, что учебная деятельность имеет две составляющие: содержательную и процессуальную. Поэтому, прежде всего, следует определиться с содержательным наполнением факультатива, в частности, факультатива по математике. В процессе факультативных занятий чаще всего углубляются знания ученика по конкретному предмету. На некоторых занятиях основной акцент делается на определении проблем, интересующих ученика. Соответственно, содержание некоторых факультативов не углубляет знания ученика, а расширяет их, объединяет научные знания с повседневными, как бы «поднимая» личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический уровень. На современном этапе развития образования, с нашей точки зрения, должно произойти переосмысление статуса факультатива в связи с углублением процессов дифференциации, выделения различных его направлений. Так, для учащихся старших классов, получающих образование на уровне стандарта, содержание факультативов по математике может, как расширять, так и углублять их знания. Это объясняется тем, что старшеклассники все еще не определились относительно будущего профессионального выбора, поэтому для них формирование и развитие познавательного интереса к изучению любого предмета, в том числе и к математике, должны быть основной целью вариативной составляющей обучения, что, в свою очередь, обеспечит расширение ее функций. В классах же, где математика будет изучаться на профильном уровне (особенностью которых является окончательное профессиональное самоопределение учащихся), уже в 9 классе на факультативных занятиях с моей точки зрения, следует углублять знания школьников. Обоснованием этого является то, что: а) большинство учащихся, которые выбрали данный профиль обучения, связывают свое будущее с углублением знаний, б) разрыв содержания факультатива с основным курсом математики, который определен программой, может привести к потере интереса посещать факультатив у тех учеников, которые делают это из практических соображений углубления знаний. Поэтому инвариантная и вариативная составляющие обучения в условиях должны обеспечивать развитие познавательного интереса старшеклассников к изучению математики и необходимый уровень знаний для получения профессионального образования. Кроме того, учитывая, что в каждом отдельном звене школьного образования имеются свои отличия (возрастные особенности учащихся, применяемые формы дифференциации и т.д.), то есть основание говорить о приоритетности той или иной функции факультативных занятий. Известно, что вариативной составляющей образовательного процесса свойственны различные функции: изучение ключевых проблем современности; ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности, «профессиональная попытка»; ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности; дополнение и углубление базового предметного материала; компенсация недостатков обучения по профильным предметам. Но, как показывают исследования, одной из важнейших общедидактических функций вариативной составляющей образования в профильной школе является обеспечение структурного и функционального единства элементов содержания базового и вариативного компонентов. На этой основе учебные программы обогащаются в соответствии с потребностями и познавательными интересами учащихся, что способствует формированию в их сознании научной картины мира, коррекции усвоения основного содержания образования и т. д. Таким образом, одним из ведущих принципов определения содержания факультативных занятий для классов математического профиля, должен быть принцип тесной связи факультатива с систематическим курсом, то есть они должны взаимно дополнять друг друга. При таких условиях сочетания инвариантной и вариативной составляющих образовательного процесса будут созданы предпосылки для: • привития и развития устойчивого интереса к изучению математики; • предоставления учащимся возможности удовлетворять свои учебно- познавательные интересы, способности, склонности; • углубления знаний, умений и навыков учащихся по систематическому курсу математики; • развития у учащихся самообразовательных навыков и умений (творчески работать с учебной и научно-популярной литературой и т.п.); • повышения результативности учебно-воспитательного процесса по математики; • воспитания высокой культуры физического мышления; • расширения и углубления представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики. Однако в процессе организации основных форм обучения, которые ограничены временными и программными рамками, учитель не имеет возможности выполнить эту задачу с достаточной полнотой. Поэтому более полная и конечная реализация вышеуказанных целей должна переноситься на вариативную составляющую учебного процесса, в частности на факультативные занятия. В связи с этим существует мнение, и я с ним согласна, что количество программ факультативных курсов по математике должно быть достаточным, чтобы, с одной стороны, удовлетворить интересы и запросы каждого ученика, с другой – предоставить возможность учителям право выбора программы факультатива в соответствии с их подготовкой и материально- техническим обеспечением кабинета математики. С моей точки зрения, наполнить содержание факультативных занятий в 9 классе следует задачами повышенной сложности. К таким задачам мы относим творческие задачи и задачи олимпиадного уровня. Отмечу, что одной из задач факультативных занятий является воспитание у учащихся потребности к продолжению обучения в высших учебных заведениях, имеющих математическое направление. Более того, как показали результаты анкетирования старшеклассников, значительная их часть (70%) именно с этой целью и посещают факультатив. Не учитывать этого факта нельзя, но рассматривать указанную форму организации обучения в качестве курсов для подготовки к поступлению в вузы тоже было бы неверно. Это обусловлено тем, что факультативные занятия призваны, прежде всего, дать учащимся наиболее полное представление о математике как науке, о методах исследования и путях использования математических знаний в современном мире. Подготовка учителя к организации и проведению факультативных занятий по решению задач имеет свои особенности. Так, на современном этапе развития образования, который характеризуется большим количеством пособий и сборников задач, учитель имеет возможность подобрать необходимый перечень задач повышенной сложности на любую тему. Но главным в данном процессе, с нашей точки зрения, должно быть понимание учителем того, что приступать к решению сложных творческих задач, как на уроках, так и на факультативных занятиях сразу нельзя, этому должна предшествовать соответствующая подготовка учащихся. Задача учителя при проведении такой подготовки заключается в том, чтобы из множества разнообразных задач отобрать такие, на примерах решения которых ученики могли бы получить наиболее полное представление об основных типах задач по данному разделу или теме и научились решать их оптимальным способом. Это означает, что перед тем, как предложить задачи повышенной сложности на факультативных занятиях, учителю следует сформировать у учащихся достаточно прочные навыки решения типовых задач. И это связано с тем, что развитие творческих способностей учащихся в соответствии с операциями интеллектуальной деятельности, в основе которой лежат цели обучения, следует осуществлять по схеме: а) понимания б) запоминание в) применение знаний г) применение знаний в новых условиях. Проведение факультативных занятий по решению задач повышенной сложности имеет свои методические особенности. С одной стороны, учитель должен, учитывая индивидуальные особенности членов группы, посещающих указанные занятия, предлагать им задачи, которые они способны решить с целью создания комфортного состояния учащихся во время занятий и развития познавательного интереса, с другой – предлагать задачи достаточно сложные с целью развития творческого мышления школьников и подготовки к участию в олимпиадах. Поэтому есть несколько возможных вариантов организации и проведения факультативных занятий по решению задач повышенной сложности. Путь первый. Учитель, учитывая степень подготовки и способности учащихся, разбивает их на несколько групп. Каждой группе предлагает задачу в соответствии с их интеллектуальными возможностями. После того, как группы выполнят задание, всеми участниками факультатива обсуждаются условия и пути решения каждой задачи, которые были им предложены. Недостатком такого варианта является то, что учитель как бы способствует сохранению изначальных различий в умениях учащихся решать физические задачи. Путь второй. Все ученики, которые посещают факультатив, решают одни и те же задачи. При этом они находятся в одинаковых условиях и предварительная оценка способностей учеников, которую делает учитель, не влияет на результаты. Чтобы занятия такого плана были полезными для всех участников факультатива, задачи, подобранные учителем, должны быть новыми для всех, а по уровню сложности – рассчитаны на более способных учеников. По истечении определенного времени, отведенного на обдумывание решения задачи, необходимо обеспечить коллективный анализ содержания данной задачи и возможных путей ее решения, что будет способствовать более быстрому развитию навыков самостоятельного решения задач у всех участников факультативной группы. Таким образом, предложенное сочетание инвариантной и вариативной составляющей обучения обеспечит расширение возможностей ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

Учитель первой категории Воробей Марина Макаровна.

Категория: Математика
02.10.2017 21:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!