СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Хотелось бы поделиться своим опытом
Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.
2. Ежеурочные пятиминутки чтения.
В начале каждого урока дети открывают книгу и 5-6 минут читают в режиме жужжащего чтения.
3. Жужжащее чтение
Это когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
4.Чтение перед сном
Этот вид даёт хорошие результаты. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
5.Режим щадящего чтения (если ребёнок не любит читать)
Ребёнок прочитывает несколько строчек и после этого получает кратковременный отдых.
6.Многократность чтения
В течении одной минуты дети читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз.
7. Приём стимулирования учащихся.
В конце урока производится самозамер чтения в течении одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в тетрадь.
8. Чтение – спринт.
На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы, идёт знакомство с работой по толковому словарю, идёт объяснение трудных слов. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.
Важна помощь родителей при обучении детей. В беседах, на родительских собраниях на открытых уроках для родителей убеждаю их в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребёнка необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Родители должны проявлять интерес к содержанию текста, читаемого ребёнком, должны быть предельно сдержанными, терпеливыми, снисходительными и доброжелательными к ребёнку.
В ходе исследования по формированию навыков выразительного, осознанного и беглого чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, повысилась успеваемость. Это можно увидеть по результатам проверки чтения, и во внеклассных мероприятиях, в которых принимают участие дети и родители.
Надеюсь мой опыт поможет вам в работе.
© 2021, Осипенко Наталья Александровне 282