СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Признаки деструктивного воздействия на школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существуют ли признаки того, что в отношении человека ведется деструктивное психологическое воздействие? Да, хотя они не всегда оче­видны. Заранее оговоримся, что оценивать следует только совокупность нескольких признаков. Сам по себе каждый из них может просто показывать особенности личностного развития или следования моде и быть вполне социально нейтральным либо социально позитивным.

К числу таких признаков можно отнести:

внезапное изменение лексики, не связанное с получаемыми новыми знаниями в ходе образовательного процесса. Устойчиво произносятся ранее не использовавшиеся слова, которые не характерны для конкретной микро- социальной группы или семьи, и обозначают:

иерархию в религиозной или военизированной структуре (эмир, эми­рат, джихад, моджахед);

новые социальные обязательства (иншалла (клянусь), «хлебом кля­нусь», упоминание названий джамаатов, к которым принадлежит человек);

цитаты из религиозных текстов или ссылки на них.

Такого рода «ключевые слова» обычно используются в пропагандист­ских листовках, брошюрах, материалах, в том числе псевдорелигиозного разъясняющего характера.

резкое изменение паттернов поведения, ранее не характерных для конкретного человека:

внезапно без видимых причин бросает курить, употреблять спирт­ные напитки, использовать бранные слова, объясняя это новыми прави­лами жизни;

общительный молодой человек становится замкнутым, насторожен­ным; раздражение в случае расспросов о его состоянии; симптоматика устой­чивого страха, подозрительности. Возможен и диаметрально противополож­ный вариант - человек становится уверенным, даже самоуверенным и высо­комерным, получая поддержку в новой социальной группе;

внезапная интенсивная увлеченность силовыми видами спорта, вос­точными единоборствами, стрельбой, владение холодным оружием;

внезапная без видимых причин увлеченность религиозными, эзотери­ческими материалами (видеоролики, тексты, специализированные электрон­ные ресурсы); в разговоре - ссылки на новые авторитеты в этой области или ссылки на содержание видеороликов, текстов, сайтов;

увлеченность специальными компьютерными играми, в которых разы­грываются смешанные (онлайн и офлайн) сценарии, основанные на пропа­ганде религиозного, расового, этнического, политического противостояния, включающие прямые насильственные действия в реальной жизни и требую­щие фото- видео- отчета в онлайн режиме. Пример - электронная «Большая Игра. Сломай систему»;

изменяется отношение к женщине. Поддерживаются и одобряются разговоры о неполноценности женщин, их невысоких умственных способ­ностях и личных качествах. Отношение к женщине становится высокомер­ным, как к «низшему существу»;

резкое и внезапное изменение пищевого рациона - отказ от блюд из свинины, обилие растительной пищи и травяных приправ;

смена обычной одежды на специализированную, смена прически:

например, девушка из православной семьи начинает носить хиджаб; из гардероба исчезают т. н. «вызывающие» элементы одежды (декольтиро­ванные блузы, короткие юбки, чрезмерно яркая и пестрая одежда); изме­няется прическа (голова в общественном месте всегда покрыта платком); из обихода исчезают духи и косметика;

мужчина перестает носить галстук; цвета одежды «темнеют» и стано­вятся однородными; появляются специализированные четки; отращивается характерная бородка. Лица, принадлежащие к ваххабизму, перестают носить нижнее белье, что соответствует особой традиции;

появляются татуировки на арабском языке, чаще всего это цитаты из исламских религиозных текстов, а также татуировки, пришедшие из куль­туры «исламских моджахедов» (татуировки на японском или китайском язы­ках в современной культуре воспринимаются скорее как интересные кар­тинки, придавая владельцу стиль и элемент загадочности);

из разряда очевидного: в гардеробе молодого человека появляются одежда с нацистской символикой, стилизованные ботинки, предметы- атрибуты (например, значки с нацистской символикой); наносятся татуи­ровки с нацистской символикой или цитатами из соответствующих источ­ников; стрижка очень короткая или голова обривается;

появление новых знакомых/приятелей, новой социальной микрогруппы с неочевидной социальной идентификацией:

новые знакомые не принадлежат к студенческой среде;

по возрасту значительно старше;

явное несовпадение круга интересов и круга знакомых;

новые знакомые не сообщают сведений о своей предыдущей жизни или умышлено искажают их;

новые знакомые избегают знакомства с семьей или ближайшим окру­жением молодого человека, предпочитают общение онлайн или в собствен­ной группе.

Повторим, что оценивать как тревожные можно только совокупность признаков одной и той же направленности. В противном случае возможна ошибка в интерпретации, которая может осложнить отношения в семье или студенческом коллективе.

12.03.2025 16:57


Рекомендуем курсы ПК и ПП