СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение образовательного процесса для повышения качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОКЛАД

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Уильям Уорд

Здравствуйте уважаемые коллеги, тема нашего педагогического совета – «Психологическое сопровождение образовательного процесса для повышения качества образования».

Знание психологических аспектов становления, развития личности ребенка и умение их оценивать напрямую влияет на качество образования, не просто вооружает педагога необходимыми знаниями, но и позволяет принимать правильные управленческие решения.

Давайте вместе рассмотрим, какие же психологические аспекты влияют на повышение качества образования?

Такие авторы, как Ивушкина Н.Ю., Меркулова О.П. в своей работе «Психологические аспекты качества образования» отмечают 3 основных аспекта:

- мониторинг качества образования;

- сопровождение инновационных проектов;

- система психологической поддержки.

Рассмотрим эти аспекты.

Для решения задач мониторинга качества образования могут использоваться методы, основанные на письменном или устном взаимодействии: опросы, анкетирования, индивидуальные собеседования, активные формы групповой работы, карта достижений.

Какие дети приходят сегодня в школу? Поколение сегодняшних детей, которое уже называется «цифровым», очень отличается от нас с вами. Большинство будущих первоклассников умеют бегло читать, понимают смысл прочитанного. Значительное количество детей владеют компьютером на уровне хорошего пользователя. И таких детей большинство. Ежегодно проводится диагностика поступающих в нашу школу детей на основе современных психологических методик.

Из качественной обработки данных мы можем сделать вывод, что уровень развития познавательных способностей у будущих первоклассников развит достаточно высоко. Но нельзя забывать, что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций – чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как раз обеспечивает такой фон. При наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии положительных эмоций способности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы.

Информация о результатах индивидуальной диагностики сегодняшних школьников является важной для каждого учителя, так как необходимо менять формы и методы работы, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при составлении рабочих программ, реже использовать фронтальные формы.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, среднем и старшем звене?

Должна быть разработана индивидуальная карта психолого-педагогического и логопедического сопровождения ученика школы. В ней фиксируются результаты входящей психологической диагностики, результаты предметных и метапредметных умений, которые выделил учитель.

Психолог проводит диагностику личностных и познавательных особенностей обучающихся, организует информационные встречи с детьми, родителями, классными руководителями. На основании полученной информации составляются индивидуальные карты обучающихся по установленной форме (психолога). 2. Психолог и классные руководители, учителя совместно разрабатывают рекомендации по отдельным обучающимся. Учитывая, как много приходится учителю пи­сать (планирование, разработка контрольных, за­полнение журналов, проверка тетрадей и т.д.), в анкете предусмотрен выбор из предлагаемых воз­можных ответов. Анкеты составлены в виде двух таблиц, в которых педагогам предлагается отме­тить особенности учебной деятельности каждого учащегося в классе.

Первая таблица посвящена факторам, способ­ствующим успешному обучению, и состоит из шести столбцов:

1 —: фамилия, имя учащегося;

2 — имеется ли положительная учебная мотивация по вашему предмету (да, нет);

3 — успешность овладения знаниями по вашему предмету (по 12-балльной системе);

4 — учащийся предпочитает нестандартные способы работы с учебной задачей (да, нет);

5 — учащийся предпочитает действовать по усвоенному алгоритму при работе с учебной за­дачей (да, нет);

6 — на какие индивидуальные особенности учащегося вы опираетесь при обучении его по своему предмету (усидчивость, любознательность, умение работать самостоятельно, другие).

Вторая таблица посвящена факторам, ослож­няющим обучение и состоит также из шести стол­бцов:

1 — фамилия, имя учащегося;

2 — несформированность общеучебных навыков:

неумение выделять задачу, строить гипотезу, планировать деятельность, выбирать средства решения задачи, действовать в соответствии с инструкцией, осуществлять самоконтроль, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, классифицировать (подчеркнуть наиболее плохо сформированный);

3 — проблемы эмоционально-волевой сферы (не-

уверенность, тревожность, агрессивность, иное);

4 — речевые проблемы (недостаточный словарный

запас, несформированность обобщающих по­нятий, иное);

5 — негативный предыдущий учебный опыт по

вашему предмету (да, нет);

6 — слабое физическое здоровье учащегося (много пропусков, чрезмерно утомляем к концу урока, учебного дня, иное).

Анализ анкет позволяет конкретизировать пе­дагогический запрос к психологу, а также сфор­мировать у педагогов мотив к сотрудничеству с психологом. Отвечая на вопросы анкеты, учитель очерчивает те проблемы, в ре­шении которых он нуждается в помощи психолога, а психолог, составляя заклю­чение, делает его максимально технологичным. Таким образом, в психологическом представле­нии учитель получает только ту и именно ту информацию об ученике, которая необходима ему (учителю) для организации учебной деятельности ребенка. Кроме того, учительский запрос, формируемый из анализа анкет, может подсказать психологу те методики и тесты, которые он бу­дет использовать при диагностике.

Следующим этапом является психологическая диагностика, важной частью которой становится подготовка заключения (представления). Цель пред­ставления — показать педагогу именно те особен­ности развития учащегося, знание которых помо­жет в ходе его обучения.

Качественные данные позволяют выявить проблемы, перевести их в задачи, которые можно решить только совместными усилиями психологов, и учителей школы. И на психолого-педагогических собраниях, разрабатывается комплекс мер по исправлению проблемных ситуаций – это и индивидуальные консультации учителя по подбору заданий для данного ученика, и индивидуальные занятия с психологом или логопедом, групповые занятия с классом, если проблема решается посредством коллективной работы. Производится оценка эффективности уже предпринятых мер, их корректировка. Тем хороша психология и логопедия, что все изменения обратимы и подлежат коррекции.

Поэтому, для поддержания желания учиться, нужна система взаимодействия «педагог - психолог – ребенок».

родитель

педагог психолог

Психолог совместно с учителем выстраивает содержание сопровождения ребенка, которое включает:

· выявление и устранение учебных трудностей и пробелов в знаниях (педагог и психолог осуществляют диагностику);

· исследование потребностей ребенка (в безопасности, уважении) и обеспечение условий для их удовлетворения (психолог совместно с педагогом);

· обеспечение ситуации успеха и накопление позитивного опыта в учебной деятельности (педагог и психолог на основе результатов диагностики подбирают методические приемы).

Однако тревожит тот факт, что участились случаи, связанные с негативными поведенческими проявлениями детей. Даже интеллектуально хорошо подготовленный ребенок может продемонстрировать гиперактивность, нарушение правил школьной жизни. Как показывает статистика, до 5 % детей не ходили в детские дошкольные учреждения. Дефицит общения современных детей со сверстниками и чужими взрослыми затрудняет формирование адекватной самооценки, статуса ученика и в целом негативно влияет на становление социально-личностного развития, что, несомненно, может осложнить процесс адаптации. Ведь воспитание в семье по типу «кумира» или «гиперопеки» целиком меняет характер ребенка, справиться с которым нам, педагогам, часто бывает не под силу.

Последний год наблюдения свидетельствуют о том, что около половины младших школьников имеют несформированность эмоциональной сферы, то есть сложности в процессе определения, дифференциации эмоций других людей, а также в выражении собственных эмоций. На эмоциональном состоянии сегодняшних школьников хотелось бы остановиться особо.

Для многих детей начало обучения в школе сопряжено с волнением, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка, а все новое и неизвестное волнует. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности ребенка. Недостаточный уровень сформированности эмоционального развития влечет за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребенка в ситуации школьных требований и может повлечь за собой вероятность возникновения школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация – это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.

Обычно рассматриваются 4 основных типа проявлений школьной дезадаптации:

- первое – это нарушение соматического здоровья ребенка: ребенок чаще болеет, причем простудными заболеваниями;

- второе – неуспешность в обучении, выражающаяся в хронической неуспеваемости;

- третье – постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, к обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой;

- и последнее – систематически повторяющиеся нарушения поведения.

У большинства детей, имеющих школьную дезадаптацию, зачастую могут быть прослежены все 3, а иногда и 4 приведенных компонента.

Именно поэтому нужна наша с вами поддержка ученика. Оказание своевременной помощи ребенку на этапе школьной дезадаптации чрезвычайно важно, чтобы в дальнейшем затруднение не перешло в стабильную ситуацию, именуемую школьным неврозом.

Невроз. Что это такое? Невроз – это нервно-психическое расстройство, которое вызвано психотравмирующими обстоятельствами, связанными с нарушением особо значимых жизненных отношений человека. Основным признаком невроза является наличие неосознаваемого внутриличностного конфликта. Внешние проявления невроза могут напоминать признаки различных болезней. У многих детей посещение школы вызывает различные формы страха, вплоть до соматических симптомов: рвоты, повышения температуры, появления болей. Школьным неврозам способствует та самая пресловутая школьная дезадаптация. Наша школа не исключение.

По каким же признакам мы с вами можем судить о наличии у ребенка невротического расстройства?

1. Ребенок не хочет идти в школу, не хочет дружить с одноклассниками.

2. Стал непривычно молчалив, задумчив либо слишком разговорчив.

3. Быстро утомляется, засыпает на уроках или наоборот, стал раздражителен, немотивированно груб по отношению к окружению.

4. Не собран, забывчив, постоянно теряет в школе принадлежности, забывает их дома.

5. Часто жалуется на головные боли или боли в животе, появились тики, сильное моргание.

6. Ребенок пассивен и неуверен в себе, часто плачет по любому поводу либо гиперактивен, неусидчив, «возится», часто меняет позу.

7. Не отзывается на имя и фамилию, хотя хорошо слышит.

8. При устном ответе в школе у него срывается голос – становится хриплым, визгливым, «пропадает», появилось запинание, заикание.

9. Боится отвечать у доски, дома прячет тетради или дневник от родителей, не хочет садиться за уроки.

10. У него дрожат руки, потные ладони, движения скованные, вздрагивает от громких звуков.

11. Грызет ногти, губы, кусает ручки, карандаши, появилась привычка наматывать волосы на палец.

Наличие от 1 до 4 признаков могут говорить о том, что у ребенка легкий школьный стресс.

Умные, внимательные и заботливые учителя должны насторожится, чтобы не допустить появления более серьезных невротических “сигналов”.

Наличие от 5 до 7 признаков свидетельствует о том, что у ребенка невротическая реакция.

А свыше 7 обнаруженных признаков указывают на то, что ребенок уже оказался в плену школьного невроза, вызванного хроническим стрессовым воздействием в учебном заведении. Знание основ психологии могут уберечь нас от профессиональных ошибок и помочь нашим детям получать удовольствие от занятий интенсивным интеллектуальным трудом, что повысит результаты обучения.

Индивидуальное собеседование с 8 классами организовано не случайно, именно оно позволяет на практике помочь детям лучше понять себя, помочь им в организации самоанализа и планировании саморазвития. А нам эта встреча позволяет понять, что происходит с нашими повзрослевшими детьми, одновременно это способствует снижению общего эмоционального напряжения у подростков.

Приводим вашему вниманию диагностику эмоционального отношения к предметам, чтобы показать, с какими противоречиями и сложностями сегодня встречаются подростки. Вопросы комфорта и дискомфорта детей на своих уроках должны находиться в центре внимания учителя.

диаграммы алгебра, литература

Такая диагностика проводится ежегодно в рамках мониторинга психологического здоровья. Ребята с 1 по 8 класс оценивают свое эмоциональное состояние на каждом уроке по следующим критериям:

- на эти уроки иду с большим желанием, активно и с увлечением на них работаю;

- на уроках я чувствую собственную уверенность, уважение со стороны учителя, и мне интересно;

- на уроке мне весело и приятно, но при этом нет большого желания изучать данный предмет;

- на уроке я чувствую напряжение и тревогу, но я не могу объяснить, из-за чего;

- на уроке у меня сильная тревога и беспокойство, связанные со стилем преподавания;

- я не люблю уроки этого учителя, т.к. считаю его отношение ко мне грубым и несправедливым.

Обработка результатов мониторинга заставляет задуматься, что достаточно высокий процент учеников по различным предметам испытывают эмоциональный дискомфорт, волнение и тревогу. Возможно, нацеленность учителя на достижение высоко образовательного результата заставляет повышать только требования к учащимся и оставляет без внимания индивидуально-психологические особенности ребенка, педагогические условия обучения.

Любой учитель знает, какое огромное значение для успешного обучения имеет мотивация.

Оценка уровня школьной мотивации (8классы), предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. 8а-17 человек. 65%. 8в-12 чел, 70%.

Высокий балл – хорошая школьная мотивация, учащихся успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Средний показатель – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Дезадаптация – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Качество образования. Существует прямая зависимость учебной мотивации и качества образования. При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащегося.

Вывод. Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. Ответственность за составление рабочих программ по всем предметам во всех классах возрастает. Рабочие программы должны стать эффективным инструментом повышения качества образования.

Благодарю за внимание!

Категория: Психологу
03.07.2015 18:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!