СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по развитию нравственной оценки (НО) ученика (учителю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зона ближайшего развития НО

Что нужно знать и делать учителю

1 → 2 Необходимо проанализировать поведение ученика и выделить положительные черты его характера. Обеспечить возможность их наиболее частого проявления в классе, вне класса и дома, всякий раз давая индивидуально и публично положительную внешнюю оценку. Следует избегать публичного осуждения и наказания ребенка на данном этапе за возможное безнравственное поведение. Оценку (осуждение) проступков с анализом их причин необходимо проводить оперативно и строго индивидуально.

Следует вовлекать ученика в коллективное обсуждение специально сконструированных педагогом разноуровневых типовых ситуационных задач, связанных с соблюдением/несоблюдением моральных норм справедливого распределения, взаимопомощи и правдивости

2 → 3 Обеспечить понимание ребенком смысла и значения понятий норма и правила поведения, нравственные мотивы, нравственные отношения, нравственные чувства, нравственные качества, нравственные убеждения. Вовлекать ученика в беседу о роли и значении нравственного идеала личности в жизни каждого человека. На простых и понятных примерах, в том числе и из собственной жизни, разбирать из чего складывается и как осуществляется нравственная оценка поступка; показывать, что быть всегда и везде нравственным – трудно, но стремится к этому абсолютно необходимо, если хочешь быть порядочным и уважаемым всеми Человеком. Важно обсуждать и подчеркивать роль возникающих у ребенка моральных эмоций (симпатия, гордость, чувство вины, стыд и др.) после совершения поступка как регуляторов нравственной оценки, коррекции и нравственного выбора дальнейшего поведения в типовых ситуациях.

Следует вовлекать ученика в коллективное обсуждение специально сконструированных педагогом разноуровневых ситуационных задач, связанных со знанием моральных, конвенциональных и персональных норм поведения в обществе. Большую роль играет обсуждение со сверстниками общественно одобряемых образцов поведения на основе соблюдения моральных норм: физическая неприкосновенность личности, запрет на оскорбления и нанесения обид другим людям, законность слов и поступков и ответственность за них, альтруистическое (бескорыстное) поведение. Носителем образца поведения могут быть взрослый, сверстник, собирательный образ (литературный персонаж)

3 → 4 На аналогичных примерах из жизни людей показывать, как важно заранее предвидеть реакцию окружающих на свое поведение и свои поступки в типичных (бытовых) условиях и что делать, если это никак не получается. Отрабатывать стереотипы поведения в типовых ситуациях на основе их предварительного анализа с субъективной и общественной (моральной) точек зрения

Следует вовлекать ученика в коллективное обсуждение специально сконструированных педагогом разноуровневых типовых ситуационных задач, связанных с соблюдением/несоблюдением моральных, конвенцианальных и персональных норм поведения.

Необходимо поощрять любые попытки учащегося следовать образцам морального поведения и демонстрировать в повседневной школьной и внешкольной жизни адекватные нормам способы поведения

4 → 5 Используя авторитет учителя, с помощью ролевых игр, конкурсов, диспутов и других активных форм воспитательной работы отрабатывать у ученика навыки нравственного поведения в незнакомых для него (экстремальных) ситуациях. Отрабатывать на практике приемы психологической защиты от возможного безнравственного поведения окружающих людей, в том числе и близких. Следует вовлекать ученика в коллективное обсуждение специально сконструированных педагогом разноуровневых нетиповых ситуационных задач, имеющих несколько решений и связанных с нравственным выбором адекватного ситуации способа поведения 5 → 6 Учить самостоятельно предвидеть последствия своих поступков с моральной точки зрения в любых ситуациях, твердо следовать сделанному нравственному выбору в своей деятельности, используя обобщенные знания алгоритма нравственной оценки и накопленный практический опыт его применения (навыки) при решении типовых и нетиповых жизненных проблем. Следует вовлекать ученика в коллективное обсуждение специально сконструированных педагогом проблемных ситуаций и разноуровневых ситуационных задач повышенного уровня трудности, связанных с соблюдением/несоблюдением моральных, конвенцианальных и персональных норм поведения и выбором адекватного нормам способа поведения

19.12.2016 07:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП