СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Зона ближайшего развития НО
Что нужно знать и делать учителю
1 → 2 Необходимо проанализировать поведение ученика и выделить положительные черты его характера. Обеспечить возможность их наиболее частого проявления в классе, вне класса и дома, всякий раз давая индивидуально и публично положительную внешнюю оценку. Следует избегать публичного осуждения и наказания ребенка на данном этапе за возможное безнравственное поведение. Оценку (осуждение) проступков с анализом их причин необходимо проводить оперативно и строго индивидуально.
Следует вовлекать ученика в коллективное обсуждение специально сконструированных педагогом разноуровневых типовых ситуационных задач, связанных с соблюдением/несоблюдением моральных норм справедливого распределения, взаимопомощи и правдивости
2 → 3 Обеспечить понимание ребенком смысла и значения понятий норма и правила поведения, нравственные мотивы, нравственные отношения, нравственные чувства, нравственные качества, нравственные убеждения. Вовлекать ученика в беседу о роли и значении нравственного идеала личности в жизни каждого человека. На простых и понятных примерах, в том числе и из собственной жизни, разбирать из чего складывается и как осуществляется нравственная оценка поступка; показывать, что быть всегда и везде нравственным – трудно, но стремится к этому абсолютно необходимо, если хочешь быть порядочным и уважаемым всеми Человеком. Важно обсуждать и подчеркивать роль возникающих у ребенка моральных эмоций (симпатия, гордость, чувство вины, стыд и др.) после совершения поступка как регуляторов нравственной оценки, коррекции и нравственного выбора дальнейшего поведения в типовых ситуациях.
Следует вовлекать ученика в коллективное обсуждение специально сконструированных педагогом разноуровневых ситуационных задач, связанных со знанием моральных, конвенциональных и персональных норм поведения в обществе. Большую роль играет обсуждение со сверстниками общественно одобряемых образцов поведения на основе соблюдения моральных норм: физическая неприкосновенность личности, запрет на оскорбления и нанесения обид другим людям, законность слов и поступков и ответственность за них, альтруистическое (бескорыстное) поведение. Носителем образца поведения могут быть взрослый, сверстник, собирательный образ (литературный персонаж)
3 → 4 На аналогичных примерах из жизни людей показывать, как важно заранее предвидеть реакцию окружающих на свое поведение и свои поступки в типичных (бытовых) условиях и что делать, если это никак не получается. Отрабатывать стереотипы поведения в типовых ситуациях на основе их предварительного анализа с субъективной и общественной (моральной) точек зрения
Следует вовлекать ученика в коллективное обсуждение специально сконструированных педагогом разноуровневых типовых ситуационных задач, связанных с соблюдением/несоблюдением моральных, конвенцианальных и персональных норм поведения.
Необходимо поощрять любые попытки учащегося следовать образцам морального поведения и демонстрировать в повседневной школьной и внешкольной жизни адекватные нормам способы поведения
4 → 5 Используя авторитет учителя, с помощью ролевых игр, конкурсов, диспутов и других активных форм воспитательной работы отрабатывать у ученика навыки нравственного поведения в незнакомых для него (экстремальных) ситуациях. Отрабатывать на практике приемы психологической защиты от возможного безнравственного поведения окружающих людей, в том числе и близких. Следует вовлекать ученика в коллективное обсуждение специально сконструированных педагогом разноуровневых нетиповых ситуационных задач, имеющих несколько решений и связанных с нравственным выбором адекватного ситуации способа поведения 5 → 6 Учить самостоятельно предвидеть последствия своих поступков с моральной точки зрения в любых ситуациях, твердо следовать сделанному нравственному выбору в своей деятельности, используя обобщенные знания алгоритма нравственной оценки и накопленный практический опыт его применения (навыки) при решении типовых и нетиповых жизненных проблем. Следует вовлекать ученика в коллективное обсуждение специально сконструированных педагогом проблемных ситуаций и разноуровневых ситуационных задач повышенного уровня трудности, связанных с соблюдением/несоблюдением моральных, конвенцианальных и персональных норм поведения и выбором адекватного нормам способа поведения
© 2016, Котельникова Светлана Юрьевна 376