СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Татарский национальный костюм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Татарский национальный костюм

Введение

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Во все времена «костюм» являлся одним из «определителей» национальной принадлежности. Татарский костюм является собирательным образом, он объединил в себе весь спектр национальной одежды различных групп татар. За всю свою многовековую историю татарский национальный костюм претерпел множество изменений. Однако, даже сегодня, в современной одежде можно рассмотреть характерные национальные черты.

Издавна татарские костюмы отличались своей монументальностью и трапециевидной формой, им также была присуща яркость цветов и большое количество различных украшений.

Очень часто для оформления своей одежды татары использовали меха различных животных: бобра, куницы, черно-бурой лисицы, и соболя. И мужчины и женщины в качестве основы своего костюма носили широкие, длинные рубахи (күлмәк), похожие на тунику, и штаны (ыштан), которые, как правило, изготавливались из сравнительно легких тканей. Поверх этого они одевали длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду, не имеющую застежек. Именно поэтому, обязательным элементом традиционной верхней одежды татарина являлся пояс, изготовленный из ткани, связанный из шерсти, а иногда и просто самотканый. Вообще, костюмы женщин отличались от мужских лишь массивными накосными, нагрудными и наручными украшениями и сложными головными уборами, как правило, сочетающимися с покрывалами.

Основная часть

Женские головные уборы татар

Самым распространенным девичьим убором являлся калфак. Его закрепляли на голове с помощью специальной повязки украшения (ука-чачак), а конусообразный конец вместе с кисточками откидывали назад или набок. Стоит заметить, что на раннем периоде развития татарской культуры в женских головных уборах можно было четко проследить возрастную дифференциацию. Так, у замужних женщин они были более сложные и разнообразные и, в отличие от девичьих, они обязательно должны были закрывать не только голову, но и плечи, шею и спину татарки.

Мужские головные уборы татар

Мужские головные уборы были не так сложны и делились на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (түбәтәй) - небольшая шапочка, надеваемая на макушку. Тюбетейки с яркими вышивками предназначались для молодежи, а более скромные — взрослым мужчинам и старикам. Со временем тюбетейки стали шить с твердым околышем и плоским верхом. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек),

ритуальные головные уборы (чалма).Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора.

Эта форма головного убора сохранилась и до сегодняшнего дня.

Национальная татарская обувь

Наиболее распространенным видом обуви у татар были сапоги. А мягкие сапоги-ичиги - дошли и до нас в виде домашней обуви, очень удобной и красивой.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов.

Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Заключение На сегодняшний день татарский национальный костюм можно увидеть не только на выставке или в музее. В искусстве татарского национального костюма, наравне с созданием современной одежды, возникло и другое направление - моделирование традиционного народного костюма, связанное с созданием образцов для танцевальных и фольклорных ансамблей, театральных постановок,. Будем надеяться, что это направление искусства не даст новым видам одежды стереть из нашей памяти традиционный татарский костюм!

Список литературы:

Материалы газеты «Татар дөньясы” №5/2002

http:www.kcn.ru/mtes/tatar.

26.03.2017 21:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП