Урок №11 музыка 2 класс _______________________
Тема Звучащие картины. Музыкальная азбука. Праздничный перезвон. Красный Лаврский трезвон .
Тип урока: комбинированный
Цели:
Обучающие: знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;
Развивающие:
развитие навыка устной речи, логического мышления на основе музыкально-художественных образов, развитие внимания, памяти
Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами музыки, уважения культурных традиций своего народа
воспитание исполнительской и слушательской культуры.
Планируемые результаты:
Предметные: узнавать изученные музыкальные произведения
Метапредметные:
Р.Принимать и сохранять учебную задачу.
П.Определять на слух звучание музыкальных инструментов.
Личностные: восприятие музыкальных произведений, гордость за культуру своего народа.
Муз. материал: Праздничный перезвон. Красный Лаврский трезвон. «Вечерняя песня» А.Тома, новогодние песни.
Ход урока:
Орг. момент.
Приветствие. Интонирование.
Открытие темы урока.
Звоню в колокольчик
Прозвенел для нас звонок –
Начинаем наш урок.
Сегодня мы продолжим тему предыдущих занятий, на которых говорили о нашей Родине. Напомните мне, пожалуйста, как называется наша Родина?
–Россия.
– Совершенно верно.
А какое значение имеют колокола в России кроме звонка на урок? (тройки, церковные звоны).
А одинаково ли звонят в церкви? (звоны отличаются)
Вот сегодня мы будем слушать и отличать звоны.
Актуализация опорных знаний.
Повторение. Как называются колокольные звоны?
Работа над темой.
Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки.
Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит?
– Наверное, о том, что на Руси много колоколов.
– Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь и не жалели денег на ее постройку.
Издавна колокольный звон на Руси раздавался в разных ситуациях. Соответственно, он и звучал, и назывался по-разному.
БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. ВЕЛИКИЙ ЗВОН– это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам. (записываем названия на доске)
Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.
В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.
- А знаете ли вы, где живут колокола?
- В храмах, церквях…
- А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола?
- Наверху, в башнях…
- Да, эти башни называются колокольнями или звонницами.
Их возводили обязательно выше остальных домов.
(рассматриваем репродукции и фото церквей и храмов, картину «Вечерний звон» Левитана , учебник с.40)
- А как вы думаете, почему так высоко располагают колокола?
- Чтобы звон разносился далеко по округе
- Сейчас мы послушаем с вами два колокольных звона и попробуем определить о чем они нас оповещают, о каких событиях - хороших или плохих?
Слушание музыки. Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон.
- Радостный, размеренный, призывный, светлый… Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости…
– Совершенно верно – это был трезвон. Красный Лаврский трезвон. Красный – значит красивый, праздничный. Такой звон вы можете услышать и сейчас, проходя мимо церкви.
И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.
Вокально-хоровая работа.
«Вечерняя песня» А.Тома.
Разучивание и исполнение новогодних песен.
Работа в оркестре.
«Озорная полечка»
5. Итоги.
-Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?
-Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке?
( Ответы детей)
-Да, колокольный звон для русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России
И наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова
…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!