СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе (170 часов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе (170 часов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 4 классе (170 часов)»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной «Русский язык» с учетом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий, отраженных в примерной (базисной) программе курса, основными положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных школ Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Издательство Москва “Просвещение”, 2018год.

Цели обучения:

1.Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)

2.Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

3.Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

4.Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

5.Формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания;

Задачи обучения:

  • Р.р., мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;

  • обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);

  • развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать умению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;

  • способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей;

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

  • формирование элементарной лингвистической компетенции;

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: – формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; – развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; – развитие коммуникативных умений; – развитие нравственных и эстетических чувств; – развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • • Р.р., мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемики (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

  • систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • • орфография и пунктуация;

Предметные результаты освоения образовательной программы

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;

  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);

  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.

обучающиеся должны уметь:

орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

   производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

   производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

   производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

    определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

    определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;

   писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

    в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.


Место в учебном плане

В соответствии с учебным планом ФГОС русский язык входит в образовательную область «Филология».

В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 170 учебных часов в год (в неделю 5 часов).

В рабочей программе предусмотрено проведение входного контроля, срезовой работы, комплексной и итоговой работы, цель которых проверка определить уровень сформированности предметных результатов у обучающихся 4 класса по итогам освоения программы по русскому языку за курс начальной школы.


Содержание учебного предмета

Повторение 11 часов

Наша речь и наш язык. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.(1 ч)

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Зна­ки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Предложение 9 час.

Однородные члены предложения . Простые и сложные предложения .

Слово в языке и речи 19 часов

Лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразео­логизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связ­ной речи.

Состав слова Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале.

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков

Части речи

Обобщение знаний о частях речи

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числи­тельное, местоимение, предлог. Наречие как часть речи (об­щее представление), значение, вопросы. Правописание наи­более употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близ­ко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (41 ч)

Склонение имен существительных (повторение). Разви­тие навыка в склонении имен существительных и в распо­знавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и уп­ражнение в распознавании имен существительных 2-го скло­нения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен су­ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окон­чаний имен существительных (общее представление). Разви­тие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без пред­лога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; рабо­тать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном чис­ле. Развитие навыка правописания окончаний имен существи­тельных во множественном числе. Формирование умений об­разовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; уро­жай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (31 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прила­гательных с именем существительным. Упражнение в рас­познавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в един­ственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единствен­ном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во мно­жественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилага­тельных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (9 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склоне­ние личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, ме­ня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном упот­реблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (32 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании гла­голов по общему лексическому значению, в изменении гла­голов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представле­ние). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мяг­кого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единствен­ного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаго­лы-исключения. Правописание безударных личных оконча­ний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознава­ние возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что де­лать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных гла­голах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правопи­сание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Разви­тие умения правильно употреблять при глаголах имена су­ществительные в нужных падежах с предлогами и без пред­логов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любо­ваться закатом, смотреть на закат).

Повторение изученного (18 ч)

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-вы­разительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существи­тельных-синонимов и др.

Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжет­ному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руковод­ством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодар­ности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, ра­циональных способов соединений букв в словах, предложе­ниях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.


Учебно-тематический план



Раздел

Кол-во часов

1

Синтаксис и пунктуация

39

2

Морфология. Имя существительное

41

3

Морфология. Имя прилагательное

31

4

Морфология. Личные местоимения

9

5

Морфология. Глагол

32

6

Повторение (обобщение) пройденного в начальной школе

18


Всего

170



1 четверть

Работ по развитию речи

Контрольных диктантов

Контрольных списываний

4

1

1

2 четверть

Работ по развитию речи

Контрольных диктантов

Контрольных списываний

3

2

-

3 четверть

Работ по развитию речи

Контрольных диктантов

Контрольных списываний

5

2

1

4 четверть

Работ по развитию речи

Контрольных диктантов

Контрольных списываний

3

2

-

Итого:

Работ по развитию речи

Контрольных диктантов

Контрольных списываний

15

7

2


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

Повторение 11

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык



Язык и речь. Формулы вежливости



Текст и его план



Р.р. Подробное изложение повествовательного текста «Первая вахта»



Р.р. Анализ изложения. Типы текстов



Предложение. Главные члены предложения



Виды предложений по цели высказывания и по интонации



Диалог. Обращение



Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения



Контрольный диктант по теме: "Повторение"



Работа над ошибками. Словосочетание



Предложение 9 часов

Однородные члены предложения.



Связь однородных членов предложения. Знаки препинания.



Знаки препинания с однородными членами



Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"



Работа над ошибками. Связь однородных членов предложения.



Простое и сложное предложения.



Сложное предложение и предложение с однородными членами



Обучающее изложение



Контрольный диктант по теме: "Предложение"



Слово в языке и речи 19

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение Многозначные слова.



Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.



Синонимы, антонимы, омонимы.



Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.



Правописание приставок и суффиксов



Состав слова. Распознавание значимых частей слова



Состав слова. Распознавание значимых частей слова.



Состав слова. Распознавание значимых частей слова.



Правописание гласных и согласных в корнях слов.



Правописание приставок и суффиксов



Разделительные твёрдый и мягкий знаки.



Обучающее изложение (упр. 110 стр.66)



Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи



Склонение имен существительных и прилагательных



Имя числительное. Глагол



Наречие как часть речи



Правописание наречий



Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»



Контрольный диктант № 2 по теме «Части речи»



Имя существительное 41 час

Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных



Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных



Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже



Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах



Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные



Три склонения имён существительных (общее представление). 1‑е склонение имён существительных



Упражнение в распознавании имён существительных 1‑го склонения



Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).



Работа над ошибками. 2 е склонение имён существительных



Упражнение в распознавании имён существительных 2‑го склонения



3‑е склонение имён существительных



Упражнение в распознавании имён существительных 3‑го склонения



Типы склонения Алгоритм определения склонения имени существительного



Р.р. Изложение повествовательного текста (упр 180 с.101)



Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3‑го склонения единственного числа.



Именительный и винительный падежи



Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже



Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных Словарный диктант № 4



Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже



Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах



Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах



Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже



Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже



Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже



Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже



Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах



Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных



Сочинение по картине В.А.Тропинина "Кружевница"



Анализ сочинения. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных



Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»



Анализ контрольного диктанта. Повторение



Склонение имён существительных во множественном числе



Именительный падеж имён существительных множественного числа






Правописание окончаний имён существительных множественного числа в винительном падеже



Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа



Обучающее изложение( упр 273 с.141)



Анализ изложения. Правописание окончаний имён существительных в единственном и множественном числе



Контрольный диктант за первое полугодие



Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа



Наши проекты. Анализ проверочной работы.



Имя прилагательное 31 час

Роль имен прилагательных в языке. Образование имен прилагательных



Род и число имён прилагательных



Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»



Анализ сочинения. Склонение имен прилагательных



Падеж имени прилагательного. Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе.



Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Словарный диктант



Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже



Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже



Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже



Именительный, винительный, родительный падежи



Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах



Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода



Р.р. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания



Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода



Склонение имён прилагательных женского рода



Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода



Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода



Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода



Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных



Р.р. Изложение (сравнительно-описательный анализ текста по самостоятельно составленному плану)



Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных



Склонение имён прилагательных во множественном числе



Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха "Заморские гости"



Анализ сочинения. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа



Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа



Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа



Обобщение по теме «Имя прилагательное»



Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»



Анализ сочинения. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».



Контрольный диктант № 5 по теме «Падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе»



Анализ контрольного диктанта. Повторение.



Местоимение 9 часов

Местоимение как часть речи



Личные местоимения



Изменение личных местоимений 1‑го и 2‑го лица по падежам.



Изменение личных местоимений 3‑го лица по падежам



Изменение личных местоимений по падежам. Обобщение по теме.



Р.р.. Изложение повествовательного текста (упр.138 с. 65)



Анализ изложения. Роль местоимений в языке



Контрольный диктант по теме: "Местоимение"



Анализ контрольного диктанта. Повторение.



Глагол 32 часа

Значение глаголов в языке



Изменение глаголов по временам



Неопределённая форма глагола



Неопределённая форма глагола



Изменение глаголов по временам



Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану



Анализ изложения. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)



Спряжение глаголов



2‑е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе



Р.р.Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода



Анализ сочинения. I и II спряжение глаголов настоящего времени



I и II спряжение глаголов будущего времени



Наши проекты



Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени



Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени



Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени



Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах



Возвратные глаголы



Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах



Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах



Р.р. Составление рассказа по серии картинок



Правописание глаголов в прошедшем времени



Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени



Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени



Изложение повествовательного текста по вопросам



Анализ изложения. Повторение по теме «Глагол»



Контрольный диктант по теме «Глагол



Анализ контрольного диктанта. Повторение



Обобщение по теме «Глагол»



Обобщение по теме «Глагол»



Р.р. Изложение повествовательного текста вопросам



Анализ изложения.Обобщение по теме «Глагол»



Повторение 17 часов

Язык. Речь. Текст



Предложение и словосочетание



Предложение и словосочетание



Предложение и словосочетание



Лексическое значение слова



Р.р. Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь»



Состав слова



Состав слова



Промежуточная аттестация



Состав слова



Части речи



Части речи



Части речи



Игра «По галактике Частей Речи»



Итоговый диктант



Анализ диктанта. Части речи



Звуки и буквы



Повторение.




Учебно-методическое обеспечение

для обучающихся :

  1. Рабочая тетрадь : «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,   «Просвещение», 2019 г.  1, 2 часть

  2. Учебник: «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.  Москва,  «Просвещение», 2018. 1, 2 часть

для учителя :

  1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Москва,  «Просвещение», 2018г

  2. Методическое пособие « Русский язык  4 класс»  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2017 г.

  3. Учебник: «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,  «Просвещение», 2019 г 2 части.

22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!