Урок №4 | Текст, признаки текста. Строение текста. Типы текстов. |
Цели: | обобщить и систематизировать знания о тексте, его признаках, типах речи; закрепить навыки распознавания текстов по типам речи, их структурированию; стимулировать познавательную активность, создавать положительную культурно – речевую среду; способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли. воспитывать нравственные качества через восприятие и осмысление художественных текстов, содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно. |
Ожидаемые результаты: | учащиеся актуализируют свои знания о тексте и типах речи; формируют умения выявлять структуру текста, раскрывать межфразовые связи; развивают навыки слушания-понимания, определения типа речи; совершенствуют коммуникативные умения и навыки. |
Оборудование: | РМ - таблица, учебные тексты, предметные картинки к описанию |
Тип урока: | урок применения знаний и формирования умений. |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствие учащихся. Мотивация на успех. - Начался урок русского языка и девиз нашего урока я предлагаю такой: Думать коллективно. Действовать – оперативно, Спорить – доказательно, Это для всех обязательно. Дополняя наш девиз, я желаю, чтобы урок прошел организованно, а вы? | Работа в малых группах (4) «Микрофон» - Активно, результативно, интересно, творчески, внимательно, уверенно, выразительно, дружно, эмоционально и т.д. |
Актуализация опорных знаний. | Вспомним основные признаки текста - Юный друг! Тебе неоднократно приходится работать с текстами различных типов и стилей. Вспомни, что такое текст, каковы его основные признаки. Из истории текста В латинском языке есть однокоренное с textum слово textil – ткань. Представь, что неумелому человеку дали клубок ниток и попросили изготовить ткань. Сможет? Вряд ли! Нужны знания, умения. Для того чтобы из ниток – предложений создать ткань текста – красивую, добротную – тоже нужны знания и умения. Вспомним типы речи и их структуру. - Дано начало трех текстов. К какому типу текста можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите. У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто – оранжевые волосы, жесткие, как щетка, и вьющиеся. Большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щеки… Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу нам мои школьные друзья. Они позвали нас кататься на лыжах. Мы согласились… У меня есть младший брат. Я очень привязан к нему. И вот почему… | Вспоминают определение текста и его основные признаки в группе, отвечают развернуто на поставленные вопросы. Основные признаки текста Наличие темы и основной мысли. Наличие или возможность подбора заголовка. Тематическое единство. Определенная последовательность предложений. Наличие смысловой и грамматической связи между предложениями. Соответствие содержания форме изложения и стилю речи. Определяют тип речи. Пользуясь таблицей «Типы речи» вспоминают отличительные признаки каждого типа речи и его структуры. |
Работа по теме урока. Практикум. | 1 группа. Прочитайте стихотворение в прозе «Воробей» И.С. Тургенева Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. 
Выполните к нему задания: - докажите, что это текст – повествование, укажите его композиционные элементы; - выясните, какую роль в тексте играет описание молодого и старого воробья.
Подумаем вместе. Какими глаголами автор передает жертвенность воробья? Объясните смыл слов и выражений: камнем упал, ринулся, одичал; подберите синонимы к глаголам движения, передающим внутреннее состояние старого воробья. Какой из вариантов – ваш или авторский – более точно и эмоционально передает психологическое состояние воробья-отца? Аргументируйте свою точку зрения. | Работа в малых группах. Каждая группа получает свое задание, работает над ним, презентуют свою работу другим группам. Обсуждение выполненного задания группами (делают замечания, корректируют ответы). Оценивание «Светофор». Задания под рубрикой «Подумаем вместе» выполняются всеми учащимися, проверяются фронтально. |
| Подумаем вместе. - Пользуясь раздаточным материалом (иллюстрации), вспомните виды описания. 2 группа. Прочитайте описания. Определите их виды, укажите основные признаки. По сторонам узкой тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник. Он цвет алым влажным огнем. Цветы шиповника будто отделились от колючих веток и висели в воздухе яркими маленькими огоньками. В зарослях шиповника озабоченно гудели мохнатые шмели. На их спинках резко выделялись золотые полоски. Я стоял в изумлении, любуясь красотой цветущих кустов. (По К. Паустовскому) Раннее зимнее утро. Снег в лесу необычайно плотный. Лыжи скользят, не оставляя следа. На опушке леса седая вьюга нанесла снежные барханы, их бока покрыты мелкой рябью. На склоне глухой балки темными куртинами разбросан укрытый шапками снега колючий терновник, над ним сомкнулись голые ветви притихших кленов. А на белом искристом снегу появились розовые блики утренней зари. (Из журнала) Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива… (По А.С.Пушкину)  Выполните задания Найдите в текстах художественно-изобразительные средства языка, определите их роль. | |
|
3 группа. Учимся сопоставлять: прочитайте оба текста, определите тип речи и стилистическую принадлежность. Укажите отличительные стилистические особенности описываемого объекта.
Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой. | Роза – принятое в декоративном цветоводстве название культурных форм растений, относящихся к роду шиповник семейства Розовые. Дикие растения произрастают, в основном, в умеренном климате. Всего насчитывается около 300-400 видов дикой розы. Растения обычно имеют форму куста или лианы. В классическом изображении роза имеет 32 лепестка – отсюда название «Роза ветров». |
| |
|
4 группа. Рассуждение Вспомните определение рассуждения и его структуру. Прочитайте текст «Это зависит от самого человека», определите его композиционные элементы. Развитие человека зависит от него самого. Настоящим достижением каждого становится только то, что добыто серьезными собственными усилиями. Это полностью относится и к новым знаниям. Глубокие знания требуют глубокой умственной работы. Только маленький беззаботный мальчик из детского стихотворения В. Маяковского мог сказать: «Пусть меня научат». Никого нельзя научить силой. Поверьте, самый лучший профессор и самая мудрая книга способны нам дать ровно столько знаний, сколько мы захотим от них взять. И не больше. Вслушайтесь в само это слово: учить-ся, то есть учить себя! Значит образование – это прежде всего забота о самообразовании.
Работаем в малых группах Задание: создайте тексты-рассуждения по предложенным темам: «Мобильный телефон – незаменимое средство общения», «Занятие спортом – залог здоровья», «Какие качества я ценю в людях», «Интернет: «за» и «против»». | Создают тексты-рассуждения (индивидуально – чтение в группе – выбор лучшей работы). Прием «Авторский стул» |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | Подводим итоги. Рефлексия. - Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня: Шевелить краем уха Шевелить мозгами Хлопать ушами - Закончи предложения Свои знания по теме урока я оцениваю на … Сегодня на уроке мне удалось добиться успеха в … Сегодня на уроке у меня не получилось … Почему? Оценка учебной деятельности учащихся на уроке. | Выбирают фразеологизм, формулируют высказывания по началу предложения, заслушать нескольких человек. |
Домашнее задание | Высокий и достаточный уровень. По данному началу (по своему выбору) напишите продолжение, определив для себя тип речевого высказывания и продумав характерные для него детали речи. Учтите, что возможно включение элементов другого типа речи, если оно уместно. 1. Что за чудо был этот поход! Казалось… 2. Букет был небольшой, но очень красивый. …. 3. Тигр — одно из самых красивых, мощных и грациозных животных на земле… 4. Был пустырь. Дикий овраг сразу за станцией. Кралась по оврагу, петляла в зарослях ивняка речка. Крапива, запустение. Но пришли ребята… Средний уровень. 1. Из художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, подобрать отрывок, представляющий собой текст (6–7 предложений). 2. Определить тип речи и его структуру, тему, основную мысль. | |