СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Н. Толстой «Русский характер. Человеческая красота и сила характера героев произведения».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа.

Н. М. Карамзин.

Просмотр содержимого документа
«А. Н. Толстой «Русский характер. Человеческая красота и сила характера героев произведения».»

Тема урока: А.Н. Толстой «Русский характер. Человеческая красота и сила

характера героев произведения».

Цель урока: добиваться знания и понимания выдающихся произведений

литературы и искусства

Задачи: 1. Сформировать у обучащихся нравственную, эстетическую оценку

поступков главного героя произведения, научить

самостоятельно давать такую оценку человеческим поступкам,

разбираться в характерах людей.

2. Развивать умение производить классификацию фактов, делать

обобщённые выводы; развивать умения обобщения и

конкретизации.

3. Воспитывать чувство гордости за свою страну и народ.

Формировать чувства долга и готовности к защите Родины.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийная доска, портрет

писателя, выставка книг писателя, на доске тема урока и

эпиграф (слова Карамзина).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Игра « Пожелания другу»

- Бросайте мяч своему другу, давая ему добрые пожелания.

2. Вступительная беседа о писателе.

1 ученик: Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в  городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.

2 ученик: Отец Алексея Николаевича Толстого - Николай Александрович  Толстой.

3 ученик: Его мать Александра Леонтьевна Толстая, урожденная Тургенева. Алексей провёл своё детство  в  семье отчима  в  Сосновке недалеко от Самары.  

1 ученик: Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником "Лирика". В 1910-1912 гг. опубликовал романы "Чудаки", "Хромой барин" и цикл рассказов и повестей.
В середине 20-ых годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого "Хождение по мукам" - роман "Сестры" . Вторая часть трилогии, "Восемнадцатый год", вышла в 1928 г., третья, "Хмурое утро", - в 1941 году. В начале 30-ых годов Толстой приступил к своему роману "Петр Первый" (1930-1945). 19 марта 1943 года за роман "Хождение по мукам" присуждена Сталинская премия первой степени.
Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку "Приключения Буратино", которая стала одной из любимейших книг детворы.

2 ученик: В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции он опубликовал автобиографический роман "Детство Никиты" (1921), а год спустя фантастический роман "Аэлита".
В 1923 году Толстой вернулся в Россию.
30 марта 1943 года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка "Грозный".
В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер».

3 ученик: Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями - за трилогию "Хождение по мукам", за роман "Петр Первый" и за пьесу "Иван Грозный".

  1. Основная часть урока.

Учитель: Тема нашего урока сегодня: «А.Н. Толстой «Русский характер». Человеческая красота и сила характера героев произведения»



«Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа»

Н. М. Карамзин

Эти слова великого русского писателя лучше всех других слов, определяют главную мысль произведения А.К. Толстого «Русский характер». Перед вами одно из первых изданий рассказа А.Н. Толстого «Русский характер», вышедшее в библиотеке красноармейца.

- Кто в произведении является рассказчиком истории? (Солдат Иван Сударев).

- Назовите имя главного героя? (Танкист Егор Дрёмов).

Физкультминутка.

Рассказ учителя: Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки "тигр" и "пантера", штурмовые орудия "Фердинанд", самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190-А" и штурмовики "Хейнкель-129". Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер. Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено. Окончательно похоронило гитлеровскую операцию "Цитадель" крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля. В нем с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были отказаться от наступления. 12 июля начался второй этап Курской битвы - контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород. Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия. 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолетов. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов - участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда».

Обобщающая беседа по теме: Участником этих страшных и великих дней был и наш главный герой Егор Дрёмов. Что случилось с ним ходе танкового сражения? (Он получил сильные ожоги и ранения, но выжил)

- Что пережил Егор в госпитале? (В госпитале Егору делали многочисленные пластические операции для спасения его жизни. Эти операции очень обезобразили его лицо.)

- Почему Егор, очень хотевший повидать семью, при встрече с отцом и матерью представился другом их сына? (Он не хотел причинить душевную боль родителям и боялся, что его внешнее уродство заставит отвернуться от него невесту)

- Мать и отец Егора Дрёмова и невеста Катя Малышева сначала не понявшие обмана, всё - таки сердцем почувствовали, что к ним приезжал их Егор. Как поступила мать? (Мать написала письмо сыну, с просьбой сказать правду о приезжем.)

- Какие черты характера проявились в поступке Кати Малышевой? (мудрость, способность любить и видеть прекрасное не в лице человека, а в его поступках)

- Как вы думаете, прав ли был Егор Дрёмов, скрывая от близких своё несчастье? Объясните почему? (…..)

- Характер – совокупность всех психических, духовных свойств человека,

обнаруживающихся в его поведении. Почему рассказ называется «Русский характер»?

- В каких словах рассказа заключается его главная мысль?

- В чьих поступках проявился русский характер?

- Чем красивы поступки этих людей?

4. Итог урока.

- Посмотрите по сторонам, вокруг прикреплены слова, обозначающие различные характеры людей. Выберите из них те черты характера, которые, по вашему, можно отнести к национальному русскому характеру.

- Объясните, как вы понимаете слова «Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа»

Н.М. Карамзин

- Прочитайте последний абзац рассказа.

- Как слова Карамзина подтверждают последние строки рассказа?


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей