СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа хорового кружка для 2-3 класса

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по музыке»

Утверждаю:

Директор школы:_____________

Солодовникова Н.В.





ГБОУ «Елионская школа-интернат»



Рабочая программа

хорового кружка для 2 - 3 классов






Руководитель кружка:

Третьяков Виталий Николаевич




2017 – 2018 гг.


Пояснительная записка

Музыка начинается с пения…

Курт Закс (немецкий музыковед)


Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку

– и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
С первого класса дети, начиная обучатся чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей с особыми образовательными возможностями к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир звуков.
Практически каждый ребенок нуждается в развитии музыкальных коммуникативных навыков.

Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него. Также в нашей школе сложилась система традиционных мероприятий, которые включили в себя ежемесячные общешкольные праздники, традиционные торжественные линейки. Концертно-исполнительская деятельность требует большой подготовки участников. В решении этих проблем особое значение имеет занятие ребенка в вокальном кружке, поэтому и возникла необходимость в разработке данной программы.


Цель программы:
Формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся школы-интерната.

Задачи:
Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучить детей вокальным навыкам;


Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;


Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;


Коррекционные

  • Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.


Содержание программного материала кружка состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты, занимательные страницы и игры.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально - хоровых навыков и умений обучающихся в зависимости от уровня певческого развития.

В работе с солистами и при инсценировке песен внимание педагога должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения инструмента способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной

и подчиняет себе вокально-технические приёмы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительною роль играет «концертное» исполнение песен.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение между учащимися кружка и учителем.

Раздел « Элементы музыки музыкальной грамоты» содержит элементарные знания о музыке и музыкальной деятельности.

Вся кружковая работа, как форма дополнительного образования и воспитания, направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных способностей, умений и их дальнейшее развитие.

Все занятия хорового кружка строятся по схеме:

— прослушивание музыкального произведения;

— разбор текста песни;

— работа с труднопроизносимыми словами;

— разучивание музыкального произведения;

— работа над выразительностью исполнения.

Формы проведения занятий:

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.

Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.


Обеспечение программы

— специализированный кабинет;

— баян;

— музыкальные произведения в СД записи;

— таблицы, плакаты с текстами песен;

— детские музыкальные инструменты.




«Музыкальный материал для слушания».

  1. «Школьный звонок» (гр. «Улыбка»).

  2. Русская народная пляска « Барыня».

  3. «Дождик» (гр. «Улыбка»).

  4. «Город детства» (гр. «Улыбка»).

  5. «Полонез» муз. М. Огинского.

  6. «Если я бы стала ёлкой» (гр. «Улыбка»).

  7. «Иней» (гр. «Улыбка»).

  8. «Ёлка в Рождество» (гр. «Улыбка»).

  9. «Романс» муз. Д. Шостаковича.

  10. «Итальянская полька» муз. С. Рахманинова.

  11. «Мама» (гр. «Улыбка»).

  12. «Танец маленьких лебедей» муз. П. И. Чайковского.

  13. «Школьный звонок» (гр. «Улыбка»).

  14. «Почемучка» (гр. «Улыбка»).

  15. « Колыбельная» муз. Н.А. Римского-Корсакова.

  16. «Полька» муз. М.И. Глинки.

  17. «По весенней по воде» (гр. «Улыбка»).

  18. «Подари улыбку миру» (гр. «Улыбка»).


«Музыкальный материал для пения».


  1. «Осень наступила».

  2. «Осеннее попурри».

  3. «Мой учитель».

  4. «Что такое школа».

  5. «Песенка - чудесенка».

  6. «Планета детства».

  7. «Детство – это я и ты».

  8. «Белые снежинки»

  9. «Серебристые снежинки».

  10. «Снег».

  11. «Тик-так».

  12. «Служить России суждено тебе и мне».

  13. «Наша армия самая сильная».

  14. «Мама» («Моя мама лучшая на свете…»).

  15. «Красивые мамы».

  16. «Наши мамы самые красивые».

  17. «Топни ножка нога».

  18. «В старом классе».

  19. «Гимн школе».

  20. «На поле танки грохотали».

  21. «Офицеры».

  22. «Одноклассники» - 2.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.


Обучающиеся должны знать:


-несколько песен и самостоятельно исполнять их;


-правила пения при занятии любыми видами музыкальной деятельностью;

-классические и современные музыкальные произведения из программы

кружка

-жанры музыкальных произведений (опера, балет);

-музыкальные термины (импровизация, ноты, мелодия, гармония);

-значение динамических оттенков;

-звуки шумовые и музыкальные;

-силу звука и динамический слух.


Обучающиеся должны уметь:


-самостоятельно начинать пение после вступления;

-применять полученные навыки при художественном исполнении

музыкальных произведений;

-инсценировать песни;

-петь хором, выполняя требования художественного исполнения.



















Литература:


1. Соболев А.С.

«Музыкальное воспитание во вспомогательной школе»,

Москва «Просвещение», 1968 год.

2. Кондратюк Н.Н.

«Музыка в школе», методическое пособие,

творческий центр «Сфера», Москва, 2005 год.

3. Истомин С.В.

«Я познаю мир», детская энциклопедия «Музыка»,

Москва, издательство «АСТ», «Арсель», 2002 год.

4.Зарецкая Н.В.

«Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста», пособие для практических работников ДОУ, «Айрис – пресс», Москва, 2005 год.

5. Агапова И.А., Давыдова М.А.

«30 музыкальных занятий для начальной школы»,

«Аквариум» ГИППВ, 2002 год.

6. Лидина Т.Б.

«Я умею петь», большая книга о пении, издательство «Феникс, 2000 год.

7. Михайлова М.А.

«Развитие музыкальных способностей детей» популярное пособие для родителей и педагогов,

«Академия развития», Ярославль, 1997 год.

Учебно-тематический план (33 часа).

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

«Как зародилась музыка?»

1

2

«Голосовые игры»

1

3

«Сказка о музыкальных капельках»

1

4

Легенда о «Трёх китах»

1

5

«Голосовые игры»

1

6

«Здравствуй, Осень»

1

7

Пластическое интонирование. «Где был, Иванушка»

1

8

Пластическое интонирование. « К нам гости пришли»

1

9

«Осенние забавы»

1

10

«Весёлые нотки»

1

11

«Голосовые игры»

1

12

«Музыкальные инструменты»

1

13

«Зачем у флейты дырочка?»

1

14

Разыграй песню. «Раз морозною зимой»

1

15

Пластическое интонирование. С.Рахманинов «Полечка»

1

16

«Зимние забавы»

1

17

П.И Чайковский «Детский альбом»

1

18

Пластическое интонирование. «Марш деревянных солдатиков»

1

19

«Голосовые игры»

1

20

«Болезнь куклы»

1

21

«Новая кукла»

1

22

Музыкальные портреты. «Три подружки»

1

23

Разыграй песню «Антошка»

1

24

Пластическое интонирование. «Чунга - Чанга»

1

25

«Голосовые игры»

1

26

«Весенние забавы»

1

27

П.И Чайковский «Песня жаворонка»

1

28

«Голосовые игры»

1

29

Пластическое интонирование «В траве сидел кузнечик»

1

30

«Путешествие по музыкальной лесенке»

1

31

Разыграй песню «Львёнок и черепаха»

1

32

«Голосовые игры»

1

33

«Здравствуй, лето!»

1

итого


33ч


Слушание музыки

11ч


Вокально-хоровая работа

11ч


Пластическое интонирование

11ч