Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) МАОУ НОШ № 53, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы академика РАО Б.М. Неменского, с использованием УМК Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» входящего в состав образовательной системы «Школа России».
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и учебным планом МАОУ НОШ № 53. Программа отражает содержание обучения предмету с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Программа адресована обучающимся, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально - эмоциональной незрелости. При этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Общие рекомендации,
удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1)
- создавать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.
- организовывать безбарьерную, развивающую предметную среду;
- создавать атмосферу эмоционального комфорта, формировать взаимоотношения в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
- формировать у обучающихся позитивную, социально - направленную учебную мотивацию;
- применять адекватные возможностям и потребностям обучающихся современные технологии, методы, приемы, формы организации учебной работы;
- адаптировать содержание учебного материала, выделять необходимое и достаточное для освоения ребенком с ОВЗ;
- адаптировать имеющиеся или разрабатывать необходимые учебные и дидактические материалы;
- развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, коррекция личностного развития ребенка;
- развивать и расширять первоначальные знания и представления детей об окружающем мире, обогащать чувственный опыт ребенка, развивать его мыслительную деятельность и познавательную активность.
Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.
На изучение изобразительного искусства в начальной школе согласно учебному плану школы отводится — 109 ч, из них в 4-м классе - 30 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Личностные результаты:
сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, сформированы ценности многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
сформирован целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
понимать роль изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
основам художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимать красоту как ценность; формировать потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
практическим умениям и навыкам в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
элементарным практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше).
Ученик получит возможность научиться:
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
проявлять эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
приводить собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства.
2.Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Восхитись вечно живым миром красоты- 10 часов
Целый мир от красоты. Древо жизни — символ мироздания. Мой край родной. Моя земля. Цветущее дерево — символ жизни. Птица — символ света, счастья и добра. Конь — символ солнца, плодородия и добра. Связь поколений в традициях Городца. Знатна
Русская земля мастерами и талантами. Вольный ветер — дыхание земли. Осенние метаморфозы. Изображение пейзажной композиции по летним впечатлениям. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека - 10 часов
Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Двенадцать братьев друг за другом бродят... Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Новогоднее настроение. Твои новогодние поздравления. Зимние фантазии. Зимние картины. Ожившие вещи. Русское поле. Бородино. Смысл понятий - индивидуальный портрет и групповой портрет. Представление родословного древа своей семьи. Выполнение группового портрета своих близких. Иллюстрация к сказке: композиция. Проектирование поздравительной открытки.
Восхитись созидательными силами природы и человека - 8 часов
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина...». Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Вода — живительная стихия. Повернись к мирозданию. Русский мотив. Всенародный праздник — День Победы. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Орнаментальный образ в веках. Наблюдение за водой в родных местах. Сравнение произведений художников- пейзажистов и плакатистов. Подготовка материалов (вырезки из журналов, связанных с темой изображения, слов-заготовок) для выполнения плаката в технике коллажа.
Резервные уроки - 2 часа
Административная контрольная работа за 2 четверть. Промежуточная аттестация.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол- во часов | Характеристика видов деятельности |
Восхитись вечно живым миром красоты - 10 часов |
1 | Целый мир от красоты Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | 1 | Участие в обсуждении выразительных средств для передачи образа окружающего пространства. Изображение пейзажной композиции по летним впечатлениям. Выражение в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Наблюдение деревьев разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказ о своих наблюдениях деревьев. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Объяснение значение понятия набросок в художественной деятельности. Участие в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи Выполнение зарисовки, и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности Обсуждение творческих работ одноклассников и умение давать оценку деятельности. |
2 | Древо жизни — символ мироздания Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень | 1 |
3 | Мой край родной. Моя земля Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет | 1 |
4 | Цветущее дерево — символ жизни Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи | 1 |
5 | Птица — символ света, счастья и добра Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита. | 1 |
6 | Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок. | 1 |
7 | Связь поколений в традициях Городца Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. | 1 |
8 | Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека 1 | 1 |
9 | Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. | 1 |
10 | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. | |
Любуйся ритмами в жизни природы и человека - 10 часов |
11 | Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция | 1 | Рассматривание живописных групповых портретов разных семей Объяснение смысла понятий индивидуальный портрет и групповой портрет. Представление родословного древа своей семьи .Выполнение группового портрета своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражение в творческой работе отношения к своей семье. Обсуждение творческих работ одноклассников. |
12 | Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт | 1 |
13 | Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет | 1 |
| | | Рассматривание зимних пейзажей. Наблюдение за особенностями изображения зимней природы. Рассказ о своих наблюдениях за изменениями в природе зимой. Создание сюжетных композиций. Рисование по представлению новогодних игрушек. Проектирование Новогодней открытки с использованием различных материалов. |
14 | Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов | 1 |
15 | Новогоднее настроение. Рисуем новогодние игрушки. | 1 |
16 | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет , форма ритм, симметрия | 1 |
17 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия | 1 |
18 | Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика | 1 |
19 | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция | 1 |
20 | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр | 1 |
Восхитись созидательными силами природы и человека - 8 часов |
21 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит | 1 | Рассказ о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде. Сравнение произведения художников-пейзажистов и плакатистов, Участие в обсуждении особенностей искусства плаката, его видов и языка, находить подтверждение этому в произведениях искусства. Подготовка материалов (вырезки из журналов, связанных с темой изображения, цветной бумаги, слова-заготовки) для выполнения на следующем уроке плаката в технике коллажа. Выполнение кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода — жизнь», намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов. Создание проекта плаката на тему «Вода — жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке. Участие в обсуждении произведений искусства, посвящённых историческим событиям Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., подвигу народа. Выполнение эскиза памятника «Слава воину- победителю». Выполнение эскиза памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. |
22 | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика | 1 |
23 | Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно | 1 |
24 | Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа | 1 |
25 | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство | 1 |
26 | Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества | 1 |
27 | «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы- символы | 1 |
28 | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности | 1 |
Резервные уроки - 2 часа |
29 | Административная контрольная работа за 2 четверть | 1 | Творческая работа |
30 | Промежуточная аттестация. | 1 | Творческая работа |
Итого: 30 часов |
Приложение к АООП ЗПР
Адаптированная рабочая программа
по изобразительному искусству
для 4 класса
Вариант 7.1
на 2019 - 2020 учебный год
(УМК: Б.М. Неменский)
г. Калининград, 2019
10